Клуб имени Куйбышева

Николай Наумкин
Клуб имени Куйбышева.
Приемлемой фотографии, где был бы изображен клуб Куйбышева, принадлежащий фабрике Кинопленки № 8 не нашлось, как в домашнем архиве, так и в интернете, поэтому пришлось в этой статье поставить открытку, выпущенную на заводе в 1964 году. 1. На открытке изображен только Казанский кремль, да три самых значимых объекта фабрики, такие как доска почета расположенная внутри территории, проходная и заводоуправление. Первоначально около строящейся новой фабрики Кинопленки возник барачный поселок Парижской коммуны, и только позже было принято решение, перестроить один из жилых бараков в заводской клуб. Для этого, один из бараков стоявших справа от дороги, и  соединявшейся с улицей Восстания вообще снесли, расширив тем самым территорию, а предназначенный для будущего клуба периметр обнесли металлическим забором, с каменными квадратными столбами, а один из бараков  переделали, превратив его в кинозал, с наклонным полом идущим к сцене. Перед самой сценой выкопали, и оборудовали довольно глубокую яму для оркестра, а бревенчатые стены оштукатурили и покрасили. Теперь клуб Куйбышева уже мало напоминал прежний жилой барак, а когда спереди, и сзади, к нему приделали еще дополнительные каменные пристройки, он вообще перестал походить на прежнее жилье. Вдоль всей северной стороны кинозала соорудили длинное одноэтажное фойе, окончательно превратив бывший барак в клуб. Теперь в фойе еженедельно устраивались вечера танцев под духовой оркестр, собирались зрители перед началом очередного фильма а под новый год ставилась большая украшенная игрушками елка. Еще большая елка, каждый год устанавливалась на довольно большой квадратной площадке перед клубом, а за ней на длинном пустыре обычно заливался каток, на который могли приходить все жители  барачного поселка. Чтобы пройти к клубу Куйбышева, расположенному в пяти минутах ходьбы от заводской проходной, нужно было свернуть с улицы Восстание на боковую дорогу, и оставив слева стоявшие в ряд бараки пройти по дороге метров сто пятьдесят двести до забора огораживающего клуб. Причем первым в ряду бараков стояла местная 75 школа, а перед самым клубом  стоял барак, западная сторона которого обращенная к дороге, была обнесена глухим забором, и превращена в детский сад. Справа от дороги, около улицы Восстание находилась горка, с которой дети зимой катались на санках, а дальше шел сквер обнесенный забором и засаженный тополями. Именно здесь, на углу сквера справа от дороги, каждую неделю становился бензовоз, привозивший в поселок керосин. За сквером располагалось сразу два барака на этой стороне дороги, а на пустыре около клубного забора стояла водоразборная колонка, куда все жители поселка ходили за водой. Метрах в пятнадцати от колонки находился забор огораживающий клуб, в котором было выломано несколько металлических прутков, поэтому здесь можно было прямиком подойти к подъезду клуба. Для этого необходимо было пройти, между торцевой частью клуба и клумбой огороженной невысоким деревянным штакетником. Эта секция забора, упиралась в стену целой цепочки кладовок построенных вдоль всего фойе клуба, в которых хранился различный реквизит необходимый для устраиваемых в нем спектаклей. Здесь же лежали фанерные щиты, на которых были нарисованы сказочные персонажи, которыми под новый год украшали елку и всю дорогу до улицы Восстание. Сколоченные из досок кладовки тянулись до самого конца клуба а позади них стояли еще столбы от когда то бывших здесь ворот. Задняя торцевая сторона клуба, где находилась сцена, тоже была огорожена металлическим забором, вдоль которого росли кусты желтой акации. Фактически весь клуб Куйбышева находился на огороженной забором территории. Проще всего попасть в клуб было, пройдя по дороге до ворот, где справа перед ними стоял передвижной тир на колесах, где за две копейки можно было выстрелить из пневматического ружья. Если человек попадал в мишень, ему выдавались так называемые призовые пульки. Сразу за воротами на заборе висели афиши, с демонстрируемыми в клубе фильмами и теми которые будут показывать позже. Пройдя в ворота, и мимо афиш, человек попадал на довольно большую квадратную площадку перед клубом. Затем свернув вправо, и пройдя мимо огороженных деревянным штакетником клумб, человек сразу  оказывался перед каменным крыльцом клуба. Преодолев две ступеньки и открыв обитую кожей высокую дверь можно было войти внутрь помещения. Как выглядел вход в клуб Куйбышева можно увидеть в моей ранней статье, Выбор без выбора, где запечатлен я с мастером смены Савельевым, во время проведения в этом культурном заведении выборов. Дверь в помещение клуба, помнится открывалась очень туго, так как внутри ее возвращала на место огромная гиря, висящая на тросике переброшенном через колесико с глубоким пазом. Поэтому чтобы попасть внутрь помещения, нужно было приложить значительные силы для открытия входной двери. Сразу за дверью справа начиналась глухая стенка длиной метра четыре на которой висела огромная картина с Лениным выступающим перед делегатами первого съезда. Сам Ленин стоял около стола президиума покрытого красной материей, картинно вытянув в переполненный зал правую руку. Рядом с ним естественно находился и Сталин, которого во время Хрущевского правления неумело закрасили оставив на картине нелепое пятно. Слева от этой глухой стенки, располагался небольшой закуток с окном выходившим на улицу. Здесь внутри помещения располагалась квадратная пристройка, в которой через небольшое овальное сверху окошко продавались входные билеты в клуб. Иногда очередь за билетами была настолько длинной, что не умещалась в небольшом закутке и выходила на крыльцо клуба. Через четыре метра, глухая стенка резко под углом девяносто градусов сворачивала вправо, где коридор метра через три упирался в очередную высокую дверь уже внутри помещения. Если в коридоре, напротив входа в клуб имелась только одна дверь в билетную кассу то здесь их было уже три штуки. Одна вела в комнату за глухой стенкой с картиной а две других располагались на противоположной стороне коридора. Именно в этой комнате с картиной, окно которой выходило на улицу, два мужика в штатском уговаривали меня снять с одежды значок ЧЧТ. Они пригласили меня в эту каморку, выдернув прямо из очереди в билетную кассу. На противоположной стороне коридора, располагались две двери, ведущие в довольно большие комнаты, в центре которых стояли большие столы а вдоль стен ряды стульев. Их, почему то все называли депутатскими, так как предполагалось, что здесь слуги народа общаются со своими избирателями. Сразу за очередной дверью расположенной за углом коридора, находилось длинное помещение, где можно было сдать верхнюю одежду на хранение. Сама раздевалка располагалась справа а ее несколько окон выходили на улицу. В дальнем конце здания, где раздевалка уже заканчивалась, находилась еще одна комната, в которой регулярно репетировал клубный духовой оркестр. Оттуда постоянно можно было слышать звуки труб и бой барабанов. Напротив раздевалки находилась еще одна высокая дверь, ведущая уже в холл клуба. Это помещение тоже разделялось на две неравные половины. Первая часть холла расположенная в одноэтажном пристрое была меньше, чем вторая половина, расположенная напротив входа в зрительный зал. Сразу за дверью справа у стены располагался буфет, плотно зашторенное окно которого выходило на северную сторону здания. Здесь всегда можно было купить мороженое, или бочковое пиво, а в дни голосования, в буфет привозили дефицитное печенье, или конфеты, за которыми, как правило, выстраивалась огромная очередь из желающих купить этот товар, которого в магазинах невозможно было найти. Именно в этой части фойе обычно и проводилось голосование. Напротив буфета имелась еще одна дверь, за которой располагалось еще одно длинное узкое помещение во всю ширину пристройки, в котором под новый год детям обычно выдавались новогодние подарки. Из этой комнаты можно было попасть в кинобудку, где стояли необходимые для демонстрации фильмов киноаппараты. Правда в кинобудку, с улицы вела еще одна дверь, но которой похоже, никогда не пользовались. Часть фойе расположенная в пристройке заканчивалась кабинетом директора клуба, который как и буфет располагался с северной стороны. Через довольно узкий проход можно было попасть в основное фойе напротив зрительного зала, где под новый год ставилась основная елка, вокруг которой дети водили хоровод, с дедом Морозом и Снегурочкой. Через две двери в южной стороне холла можно было попасть в зрительный зал, где демонстрировались фильмы или новогодние спектакли. Дальний конец холла упирался в стену, за которой справа располагался мужской туалет. Дальше по узкому коридору находилась дверь в женскую уборную. А в конце коридора находилась еще одна комната, в которой разучивались роли организованного при клубе драматического кружка. Здесь же лежало различное оружие необходимое для спектаклей, которое нельзя было держать в кладовках на улице. Из этой комнаты перейдя коридор можно было прямиком попасть на сцену. Участвовать в клубной самодеятельности мог любой мальчишка, или девчонка, за что они получали право покупать билеты в кино по самой низкой стоимости. Руководил драматическим кружком, как помнится довольно высокий мужчина по фамилии Кирюханцев. Высокий, тощий, с всклокоченной шевелюрой, и круглыми старинными очками, этот товарищ похоже гордился своей ролью руководителя драматического кружка. Он же ежегодно писал сценарии, к различным мероприятиям проводимым в клубе  а также сюжеты новогодних спектаклей. Правда новогодние спектакли не отличались у него особым разнообразием, так как всегда команда злоумышленников воровала новый год который необходимо было освободить. Сперва это могла быть стая волков, а на следующий год Бармалей со своими разбойниками, который бегал по заснеженному лесу, в шортах, и майке, на что обращали внимание даже маленькие дети. В задней части сцены, имелась двустворчатая дверь, ведущая прямо на улицу и постоянно запертая на внушительный висячий замок. На улице, к южной стороне зрительного зала, сразу около двери ведущей на сцену, был сооружен одноэтажный кирпичный павильон, в котором художники рисовали афиши к новым фильмам. Когда в стране стало практиковаться широко экранное кино, старый клуб перестал удовлетворять новым требованиям, поэтому через площадь напротив него, где прежде заливали каток, построили новый кинозал. Как помнится, первый широко экранный фильм, показанный здесь назывался Дон Кихот. Теперь билеты в кино нужно было покупать в старом здании, после чего перейдя площадь идти в новый кинозал. Здесь так же у входных дверей где контролеры проверяли билеты можно было попить пиво в буфете, или пройдя немного дальше по холлу купить мороженное с лотка. Изображения этого здания тоже не сохранилось, имеется только одна фотография, на которой я с моим соседом по бараку стою около афиши, вывешенной на торцевой стене этого здания, со стороны разделяющей два клуба площади. Новый кинозал был конечно лучше прежнего, так как наклон пола здесь был больше и сидящие впереди зрители не мешали смотреть на экран. Зато и войти из холла в заднюю часть зала нужно было поднявшись по нескольким ступеням лестницы.  Задняя дверь, ведущая на улицу тоже выходила на площадку с которой нужно было спускаться вниз по ступеням лестницы. Такого в старом клубе с его довольно горизонтальным зрительным залом не было. Зато новый кинозал предназначался только для показа фильмов, так как его достаточно узкая сцена и отсутствие ямы для оркестра не позволяли этого делать. Оба кинозала, старый, и новый, были обнесены общим забором, за которым вдоль продолжения дороги тоже располагались бараки. Расположенные почти вплотную к забору эти бараки назывались дальние, а сама дорога через сто пятьдесят двести метров упиралась в улицу Батрацкая. Теперь ее переименовали в Батыршина и она отходит от Восстания под прямым углом. Она начинается от проходной фабрики, и пересекая Восстание идет к улице Караваево. За этой улицей, на песчаном пригорке вдалеке стояло еще два или три барака, но какова их принадлежность до настоящего времени непонятно. К нашему барачному поселку они не относились и кто там живет мы естественно тоже не знали. Вполне возможно, что однажды появившийся у нас дома Вовка Кутрунов, как раз и жил в этих бараках, на песчаном пригорке, ведь за клубом такого мальчишки вроде бы не было. Так как своего клуба у Караваевских не было, то они были вынуждены ходить в кино в дом культуры Кировского района, или к нам, несмотря на то, что постоянно конфликтовали с Кинопленкой. В парке Петрова их естественно лупили местные мальчишки, или даже члены боевой комсомольской дружины базировавшиеся в местном доме культуры. Если поселковые мальчишки постоянно занимали задние ряды в зрительном зале, то пришедшие в кино Караваевские, обычно садились ближе к дверям ведущим наружу, так как после сеанса им необходимо было быстро убежать на свою улицу, из опасения, что местные мальчишки после фильма как обычно на них нападут. Проникали они в зрительный зал тоже незаметно, видимо после показа перед сеансом киножурнала, когда не включая света на короткое время открывали входную дверь фойе, запуская в зал опоздавших зрителей. Если кто либо из местных мальчишек решался пожертвовать просмотром фильма, и шел в поселок собирать подмогу, то все выходы с территории клуба после сеанса оказывались заблокированы и Караваевским естественно тогда здорово попадало. Но в этом случае следовало ожидать их скорого ответа, когда они, объединившись с Грязнушкой и другими дружественными им улицами приходили мстить за своих побитых товарищей. Одно такое событие мной уже ранее описано, когда довольно большая компания подростков с Караваевской вооруженная палками, и в сопровождении собак приходила выяснять отношения в наш барачный поселок, напав на местных мальчишек распевавших уличные и блатные песни под гитару в сквере засаженном тополями. Правда, в то время соблюдался неписанный закон, лежачего не бить. Поэтому мальчишка не желающий быть избитым мог просто лечь на землю, тем самым избавившись от побоев. Через пару лет после открытия нового кинозала, в клуб Куйбышева приехала комиссия уничтожать отслужившие свой срок вещи. На пустыре позади клуба, они сожгли новый, ни разу не использованный экран, а предназначавшиеся для радио кружка магнитофоны вытаскивали из коробок, в которых они были упакованы и разбивали кувалдой. Если наблюдавшему за этим делом человеку казалось, что работник клуба оставил какую либо плату с радиодеталями не разрушенной то он требовал, чтобы по ней наносился еще один удар. Теперь в старом здании клуба ставились только спектакли да выступали заезжие артисты, типа цыганского хора, или группы лилипутов.
          Использованные материалы.
1. Заводская открытка, фото автора.