Записки режиссёра. Глава 2

Саня Аксёнов
(Отрывок из книги Александра Аксёнова "Тест, тест… “TEST”")


В 78-ом мне жутко повезло: я пришёл работать в институт в тот момент, когда у руля стояли вполне даже приличные люди.

Ректор  –  Владимиров Николай Иванович. С виду грубый и резкий человек, способный хлёстко, с матюками, распечь провинившихся подчинённых. Но отходил быстро, и во время затишья с ним можно было нормально обсудить наболевшие проблемы.

Проректор по учебно-воспитательной работе   Анисимов Валерий Алексеевич  –  добрейшей души человек, с постоянной улыбкой и открытым взглядом.

Секретарь парткома  Мартынов Юрий Арсентьевич  –  человек удивительно мягкий и интеллигентный.

Студенческий профком возглавлял неугомонный Толя Турьев, а комсомол  –  Толя Механошин.  Ребята с обалденной энергетикой,  настоящие лидеры с открытыми кабинетами, где постоянно толпились студенты и обсуждались насущные вопросы.

Магнитом же для творчески настроенной молодёжи была молодая, красивая и не лишённая кокетства Людмила Павловна Петухова  –  библиотекарь по образованию и фанат поэзии по призванию. Она сплотила вокруг себя таких же фанов и создала в институтской библиотеке Театр поэзии.

Через время появится ещё одна женщина  –  Жанна Спуре.  Она сменит редактора студенческой газеты «ИА» («Инженер Аэрофлота»), журналиста Юру Сизова, и станет центром по выявлению молодых талантов в журналистике среди студентов нашего авиационного института.

Период адаптации в институте прошёл для меня очень быстро. Серые будни клубной деятельности с лихвой компенсировала работа с другом – пианистом-импровизатором Олегом Горбаренко  –  над продолжением музыкального проекта «Атональный синдром», который перекочевал из ДК «Илга» в клуб РКИИГА. Собрались талантливые музыканты с массой идей и амбиций. Об этом периоде я уже упоминал в рассказе об Олеге «Легенда, миф, или реальность».

Студенческая же «Весна-79» стала для меня откровением. Я впервые столкнулся с таким количеством талантливых ребят. С удовольствием просмотрел все факультетские вечера и финальное гала-представление в Спортивном манеже. На той «Весне» финалистами стали «слоны»  –  так называли студентов МФ (механического факультета).  Пожалуй, именно тогда у меня возник соблазн поработать с ребятами и помочь им выстроить тематическую часть вечера.

Первая часть, так называемая «патетика», была сделана Людмилой Петуховой по стихам Рождественского, Марцинкявичюса, Вознесенского и Евтушенко. Композиция называлась «Берегите, люди, землю свою», под девизом «Зачем живу». Фактически, Людмила Павловна помогла механикам костяком своего поэтического театра. Не могу не отметить И. Зайцева, Л. Ружа, А. Светину, А. Гирду, А. Медведева и Н. Сыпину. Это та основная часть ребят, которая на протяжении всего обучения в институте активно принимала участие в «вёснах», а впоследствии и в ТЕСТе.

С. Верещагин отвечал за свет, М. Дмитриев за музыку. Художественное оформление было в руках С. Артамошкина  – на мой взгляд, гениального художника.

Если в первый год я находился в роли «смотрящего», то в следующую «весну» в композиции «Под кожей статуи Свободы» ненавязчиво помог Людмиле Павловне выстроить нужное действие. Ревностное отношение со временем переросло в крепкую дружбу на долгие годы. Мы по-прежнему каждую «весну» занимались помощью факультетам, но при этом каждый имел свою отдушину. У Люды была поэзия, а у меня  –  созданный из студентов  МФ, ФАРЭО и ИЭФ театр-студия ТЕСТ.

Параллельно пришлось заниматься шефской помощью с зэками «Пятёрки», которая находилась рядом с институтом, через железную дорогу. У них также, каждый год, проходил межзоновый фестиваль художественной самодеятельности, состоящей из двух частей: тематической и развлекательной.

Первый год меня очень даже озадачил. Зэки предложили сценарий по книге Л. Брежнева «Малая Земля». За короткий срок с неуправляемой массой людей удалось сделать спектакль, который произвёл впечатление на членов комиссии. Пятое учреждение закрытого типа завоевало первое место по республике.

Второй год произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Спектакль был сделан по стихам Высоцкого «Я исчезну, и звукам не быть». Высоцкого делал мой добрый знакомый «по гражданке» Саша Ратнер, великолепный музыкант и певец, который попал на длительный срок за превышение пределов необходимой самообороны: один из нападавших погиб. Отморозки, наехавшие на «звезду» ночника, не ведали, что их жертвой являлся чемпион Латвии по боксу.

Этим спектаклем я на долгие годы завоевал авторитет среди зэков. Работа, к сожалению, оказалась пророческой: через полгода Володи не станет…

Отходил от спектакля долго. Это привело к заморозке проекта по Высоцкому в ТЕСТе. Видимо, тогда так шандарахнуло по мозгам, что текущая работа над сценарием даже спустя шесть лет показалась мне чем-то искусственным и натянутым. В тот период кто только его не ставил. Хотя у ребят глаза горели, и работа могла бы получиться. Но, видимо, не судьба. Войти в одну и ту же реку дважды никому не удавалось.

Печально сложилась и судьба исполнителя роли Высоцкого. В лихие девяностые, будучи авторитетом одной из группировок, Александр погиб в нелепых разборках со своими собратьями.

Возвращаясь к институту, не могу пройти мимо такой легендарной личности, как Борис Ефимович Пиастро. Это живая история РКИИ ГА, участник команды КВН шестидесятых, ставшей победителем финальной встречи, за которой по телеку следила вся Латвия. Любимый преподаватель студентов на ФАРЭО, он пользовался заслуженным авторитетом у всего института, как самый яркий пропагандист студенческой «Весны» и СТЭМа. Долгие годы свяжут нас вместе  –  и Бориса Ефимовича, и Людмилу Павловну, и меня  –  в единой сверхзадаче: превратить в праздник каждую «Весну».

Получилось. Уже в восьмидесятых на «Весну» в наш клуб прорывались студенты «меда», «универа», «политеха». Ни в одном вузе Латвии не было такого буйства смеха, фантазии, искромётного юмора и музыки.

Уникальная кузница талантливых кадров непрофессиональной ориентации…

Сильное впечатление оставила группа ВИА «Рифы». О ней я уже упоминал в своих рассказах. Так получилось, что в год смерти Высоцкого мы гастролировали по Крайнему Северу. Забойная концертная программа и СТЭМовские репризы корифеев студенческой сцены  –  Боцмана, Ю. Флаксмана, А. Римши и примкнувшего к ним А. Саликова  –  покорили не только северян, но и администрацию Красноярской филармонии. Ребят долго уламывали на работу под её крышей. Заманчивое предложение! Но часть коллектива числилась ещё в студентах института, и проблема «Красноярского трудоустройства» была решена дружным и решительным отказом. Кто знает, во что бы вылилась эта авантюра, если бы ребята согласились. Может, страна потеряла своих будущих звёзд и кумиров эстрады?

А для меня этот отрезок времени стал своеобразной прелюдией к   созданию  ТЕСТа…