Я учила дочку читать в полтора года. Личный опыт

Раиса Футорняк
Как пришла мысль о том, что пора начинать обучать ребенка.
Первый ребенок... Сколько было страхов, сомнений, незнания... Это ощущают все родители с первенцем. Когда родилась первая дочка, Леночка, интернета еще не было. Бабушки тоже были далеко.
Я искала опыт в книгах. Специально покупала издания о развитии малышей и четко следила за тем, что должен ребенок уметь делать в 1 месяц, в два, до года и дальше. Старалась уделять развитию много времени, хотя это не так и просто, когда всё на тебе: стирка, прогулки, покупки, готовка...

Дочке было полтора года. И как-то я взяла листик бумаги и на глазах у дочки нарисовала ручкой букву "П". Произнесла: "Смотри, Леночка, это буква "Пэ". И ребенок повторил как мог: "Пи", — тыкнув пальчиком в листок.
Какого же было моё изумление, когда на следующий день дочка где-то раздобыла этот листик, принесла его ко мне и, показав пальчиком на букву, произнесла: "Пи", — довольно улыбаясь!

Это было озарение — я поняла, что она запоминает буквы! Значит пора приступать!

*  *  *
Постепенный игровой путь к буквам.
И тут я ринулась изобретать. Никогда у нас не было силового принуждения. Я всегда ловила момент, чтобы нарисовать новую букву, проговорить её несколько раз, а потом найти повод неоднократно это повторить.

Помимо обычных кубиков с буквами мы выискивали знакомые буковки в книжках — смотри: и здесь "А" и тут "А". Дочка с удовольствием находила по моей просьбе разные знакомые буковки в тексте, сама радуясь своей наблюдательности.

Мы рисовали буквы на песке и на снегу. Мы на прогулке выкладывали буквы из веточек. Мы выпекали буквы из теста. Это было интересно и занятно! В итоге к трем годам наша дочка освоила весь алфавит!
В среднем получилось: в месяц по две буквы.

*  *  *
Следующий трамплин — чтение.
Научить ребенка соединять буквы в слоги — отдельная история.
Самое главное: окружить ребенка книжками. Конечно, мы прошли этап, когда разорвать книжку по страничкам — для ребенка любопытное занятие. Ведь, это интересно, что книжка разбирается и разрывается. :)

Мы с мужем искали книжки из плотного картона, а некоторые книжки обклеивали плотной пленкой. В этом деле нужно только терпение...
Полгода спустя, в три с половиной года, достижением у Леночки было, то, что сочетание всех согласных с гласной буквой "А" давалось легко.

А вот с другими гласными, например с "О" она читала буквы раздельно, как: "М", "О", а произнести "МО" не умела и никак не могла совладать с артикуляцией.
И тогда я придумала способ...

*  *  *
Гостиная для белочки.
Я взяла обычную школьную тетрадку, каждый листок из тетради разрезала пополам. И на каждой половинке листа печатным шрифтом написала разноцветными акварельными красками:
"БО, ВО, ГО, ДО, ЖО, ЗО, КО, ЛО, МО, НО, ПО, РО, СО, ТО, ФО,ХО, ЦО, ЧО, ШО, ЩО ". Готовые листочки со слогами я нанизала на нитку — получилась пестрая гирлянда. Гирлянду я прикрепила на стену над Леночкиной кроваткой.

Эта гирлянда висела где-то с полгода. Мы играли с дочкой. Я надевала маску белочки (как-то купили её к Новому году), стучалась: "Тук, тук, тук". Дочка тут же включалась в игру!
— Кто там?
— Белочка. Я к вам в гости.
— Заходите, садитесь.
— Ой, а что это у вас висит такое на стене?
— Это буквы.
— А как их читать?

И ребенок в этой игре читал слоги, объясняя белочке! Дочка держала в руке указку (муж специально её сделал) и показывала мне слоги. Одновременно мы смеялись, и вместе с тем, ребенку было забавно — поменяться местами с мамой и чему-то её учить! Это же интересно, когда дочка учит маму.

Я предполагала, что придется потом писать слоги с "У", "И" и с другими гласными, но не пришлось, т. к. дочка дальше сумела разобраться.

Было еще много игр, похожих на школу, когда ребенок учил кукол и все игрушки подряд чтению. Я всех ситуаций уже не упомню даже... Рождались на ходу: сюжеты, поводы, способы.
К четырем годам Ленуля свободно читала книжки!

У нас еще оставались некоторые "шероховатости" в освоении мягкого и твердого знаков, в прочтении сочетаний , типа "СЧ" или "ТЬСЯ" и других громоздких конструкций. Но всё это постепенно усвоилось. Главное — не прекращать читать и быть рядом с ребенком, соучаствовать в процессе чтения.

*  *  *
Вторая дочурка.
К четырем годам у нашей Лены уже была годовалая сестренка Машенька. И вся энергия "поучить" постепенно переходила на младшую сестру. Поэтому со второй дочкой процесс обучения был намного мягче, естественней, проще. Леночка с удовольствием учила Машулю, а та, в свой черед, с интересом тянулась за старшей.

В свои четыре года и Маша освоила чтение.

*  *  *
И еще несколько шагов...
Доска и мел. В дошкольный период мы детям купили мел и пристроили доску, на которой они могли писать разноцветными мелками и играть "В школу". Да, это было пыльно. Но процесс освоения букв был важнее.

Игра "Разрезайка". Я писала слово крупными печатными буквами, а потом разрезала его по отдельной букве, давая детям вразброс. Они складывали буквы в слово, передвигая их по столу. Сначала слова из трех букв, из четырех, из пяти и шести букв.

Еще одна игра "В картинку". Я брала листок и на одной стороне писала, например: "Ёлка". На обороте листка рисовала ёлку. А потом так же разрезала лист по отдельной букве. Дети складывали слово, а потом сами себя проверяли, правильно или нет... Для этого буквы переворачивались, если рисунок с обратной стороны складывался в ёлочку, значит они сложили слово верно. Такая игра вызывала у детей большую интригу.

*  *  *
Моё родительское мнение.
Ни в коем случае не полагайтесь на то, что кто-то обучит чтению вашего ребенка в детском саду или в школе.

Во-первых, в детском саду много детей и оказать индивидуальный подход воспитатель не в силах.

Во-вторых, воспитатель может не найти контакт с ребенком. Воспитатель может оказаться плохим специалистом или просто человеком "спустя рукава".

В-третьих, в школе обязательно будут дети, которые уже хорошо читают. В этом случае у вашего ребенка возникнут реальные трудности: интеллектуальные и психологические. Он будет вынужден все время кого-то догонять и прослыть отстающим.

В-четвертых, в процессе обучения чтению вы постоянно общаетесь с ребенком. Для него это важнее всего! И поверьте, спустя время, и для вас эти воспоминания станут бесценными.

*  *  *
Ваш ребенок — это ваши ошибки, упущения или ваши совместные победы. В дошкольный период закладывается всё самое основное, что определит путь личности.
Вот такой наш семейный опыт.
На родительских собраниях с первого класса мы с мужем были одни из самых счастливых родителей, т. к. умение читать значительно облегчило детям обучение в школе.

P. S.
Если ребенок читает с трудом, у него в дальнейшем возникают проблемы и по другим предметам: математика, история, физика и др. Ребенок всё внимание тратит на то, как прочесть, а не суть изложенного материала. Мы встречали таких детей даже в средних классах — они всё время отстают, а учеба видится им настоящей каторгой.
Не упускайте время до школы.