Родные люди

Ольга Бахмутченко
     В доме у Чернухиных радость : пришло письмо от старшего сына, живущего в дальнем поселке под  Днепропетровском, приглашает их в гости. « Приезжайте, папа и мама, давно не виделись, внучку только по фотографиям знаете, посмотрите на наши места, а они у нас красивые, недалеко лес и озеро, порыбачить можно и отдохнуть, пообщаться. К тому же от тещи мы перешли в свой дом, посмотрите, как мы  теперь живем…», ну и все такое прочее.
      Оно и правда : давно сын от родительской семьи отрубился, служил в тех местах, там и женился, там   и остался по настоянию снохи, мол, вы не одиноки, у вас еще сын есть, а я у папы-мамы одна, как их оставлять без помощи и присмотра? Так и остался сын в далекой стороне, там и работу нашел, там и внучка родилась, уже в четвертый класс ходит.И за все годы встречались только три раза , все сын со снохой приезжали, потому что дорога дальняя, три пересадки, билеты все дороже и дороже, да и силы у родителей уже не те, здорово не понаездишься по гостям.И средства на подарки из жалкого семейного бюджета  пенсионеров все труднее вычитать, а там не только сын с женой и внучкой живут, а и сваха, и сестра свахина…
     Проработали Чернухины всю жизнь строителями в своем СМУ, там и познакомились, а вскоре поженились,передовиками были, пользовались почетом и уважением, что на пенсии их совершенно не отразилось, но не растерялись, так как в своем городе их руки были востребованы: Семен Петрович и столяр, и плотник, и сантехник, и электрик, одним словом, нет такой работы по хозяйству, которая ему не подвластна. И жена его, Нюся, ему под стать : и штукатур, и маляр, и мастер по поклейке обоев, так что при желании не оставались без приработка. И дома у них порядок: дворик и дом ухоженные , в огородике все необходимое растет, в вольере живность крякает и  кудахтает.  И даже старенькая подержанная «Лада» в гараже стоит, а  главное – прожили жизнь в любви и согласии, и подрабатывали в паре,  никогда не разлучались , и все решения принимали совместно. Одним словом, редкая по нашему времени семейная пара,  что вызывало изумление и  восхищение  одних и недоумение других, которые их знали . Решили родители приглашение принять, мало ли что ожидает в будущем, здоровье- таки подорвано было тяжелой работой.
       Целый месяц они неустанно трудились на « шабашках», наводили красоту и порядок в чужих  домах, вот и искомая сумма в руках. Так что можно теперь  отдохнуть на заслуженном  основании в кругу родных людей.
        Вот и снедь по кулькам и банкам рассована, и подарки приобретены, и билеты на дорогу куплены.Оставили  младшего сына – холостяка на хозяйстве, дали строгие наставления по его ведению, пообещали через неделю возвратиться  и отправились в путь.
      Не будем рассказывать о подробностях этого длительного пути сначала до вокзала в душной, набитой людьми маршрутке, затем в таком же душном общем вагоне пассажирского поезда, затем в переполненной электричке, а потом в автобусе, подпрыгивающем на каждой рытвине разбитого шоссе, да еще в жару, с тяжелыми сумками.
       И вот, наконец, автобусная остановка и родное лицо сына через запыленное автобусное стекло. Вот и к  дому добрались, калитка распахнута, и к дедушке с бабушкой, раскинув руки, внучка бежит. Вот и сноха с крыльца улыбается. Все, приехали. В доме стол накрыт – праздник начался. За столом расспросы обычные, лица радостью встречи освещены, разговор неторопливый. И хотя очень устали Чернухины после утомительной дороги и плотного обеда,  пошли хозяйство осматривать.
        С приобретением дома сыну повезло, он  его жене от бабушки    в наследство остался.  Здание старое,  небольшое, но аккуратное, на высоком фунтдаменте. За пару лет сделал  сын к нему пристройку под кухню, еще одну спальню, ванную комнату, стены подранковал, утеплил, потом весь дом кирпичом обложил.  «Трудяга, весь в родителей пошел! « - с гордостью подумал о сыне Семен Петрович. Остались отделочные работы: проводку провести, поновить стены, кафелем ванную комнату обложитв, полы постелить , обои поклеить ,и все - заходи и живи.
       Обошли двор, тоже все понравилось:  и садик, и хозпостройки. Правда, в сарайчике крышу перекрыть не помешает, да забор  перебрать.
       Потом дети отправили родителей отдыхать в прохладную комнату, и те мгновенно словно в  темную яму провалились, так устали.
       - Ну, какие проблемы вас беспокоят? – неосторожно спросил  сына Семен Петрович за вечерним чаем.
        А проблем оказалась тьма:  сын и сноха работают, в отпуск пойти не получилось, не пустили, внучке скоро в школу идти, а дом не готов , крутятся все, как белки в колесе, сами не управляются, пробовали специалистов нанять, так те такую цену заломили за работу, что и за три года не собрать! Расслабленный рюмкой наливки и радушным приемом Семен Петрович взглянул на Нюсю, она это правильно поняла:
        - Ничего, пока мы тут, поможем вам немного. За пару дней отец  проводку сможет провести, а я поновлю с его помощью.
         И начали со следующего дня гости активно «отдыхать», благо,  что и спецнаряды для них были заранее приготовлены: старые футболки да протертые спортивные штаны с  лампасами и вытянутой тканью на коленках.  Что делать, все-таки родные люди, как от помощи им отказаться?!
          Сын со снохой на работу – и родители за работу. Все материалы заранее уже были заготовлены и в сарайчике аккуратно сложены: ждали гостей! Надежды на отдых рухнули, надеялся теперь Семен Петрович на рыбалку выбраться в выходной день. С утра до вечера Чернухины спины не разгинали целую неделю, и результатами довольны были все.Теперь и окрестностями полюбоваться можно, и порыбачить. И с внучкой пообщаться, а то она, чтоб под ногами не вертелась, к свахе была отправлена, матери Нины, жены сына. Но не тут-то было.
         - Пап, а, может, в ванной комнате и санузле вы плитку положите? – осторожно спросил за вечерним чаем сын. Родители переглянулись.
        - Чтож, можно. Только кафельную плитку подобрать надо качественную. Поедем завтра, подберем, и город ваш заодно посмотрим.
         - Так мы уже подобрали! - радостно сообщила Нина.- Она в сарайчике под брезентом лежит, там и цемент находится, и все остальное! А то мы к сентябрю сами не управимся.         
 Обидно стало отцу ( а когда же обещанный отдых будет, как же так, без передышки?) , но промолчал. В выходные помогал сыну полы в достройке стелить и циклевать , а уж линолеум позже он и сам постелет, невелика мудренность. А с понедельника они с женой занялись кафелем.
          За пару дней управиться не удалось, сказывалась усталость: возраст уже не тот, еле долазили вечером до постели. Тем более, что Нюсе и поесть приготовить надо было: дети на работе, внучка у свахи.  Дима с Ниной  с работы усталые возвратятся, а  уже   есть чем стол накрыть, никому у печки стоять не надо. А раз вышла   она зо овощами на огород, а там  бурьяна заросли. Не выдержала непорядка, тяпку в руки – и грядки чистые! А чего ж там, родные люди, кто им поможет, если не мать?!
          Еще несколько дней ушло на перекрытие курятника и  ремонт покосившего забора.Снова суббота подошла, самый раз отдыхать на берегу озера с семьей. А тут сваха, Вера Харитоновна, прикатила, вошла в ванную и ахнула: плитка сияет, ванная сверкает, плафон под цвет плитки светится – красота!
         - Сваточки, дорогие, руки у вас золотые! Как мне ваша помощь нужна! С тех пор , как моего Трофима, царство ему небесное, не стало, руки умелые так в доме нужны, а где их взять?! Может, поможете, все-таки родные люди!
         Семен Петрович было запротестовал, мол, домой возвращаться пора, сыну младшему пообещали, что на неделю едут, а тут вторая окончилась. Обиделась сваха:
          - В кои веки встретились, ждали мы вас, а вы уж уезжать засобирались. Там и работы всего ничего, комнатку маленькую переклеить.  Помочь-то мне некому, дочка на работе, после работы у самих на дому забот выше крыши, а с внучки какой спрос, мала еще. А мне одной несподручно. Помогите, сваточки!
          На следующий день отправились к свахе. Тоже дом посмотрели, хозяйство, комнату, которая не такой уж маленькой оказалась. Собрались Вера Харитоновна с женой в магазин  обои выбирать под наставления Семена Петровича:
           - Вы там выберите что-нибудь светленькое и в полосочку, чтоб  рисунок быстрее было подбирать, и экономнее, и клеить быстрее. И окантовку не забудьте. Фриз для этого хорошо  подойдет.
            Пока женщины ездили, кран на кухне починил, обои старые ободрал, комнату подготовил под поклейку. Работал и мысленно ругался:  ждали они их, ждали, а как же! Небось семейный совет собирали по вопросу, как на дурыку родителей использовать и свои деньги сэкономить. Да  если бы правду написали, неужто  мы не приехали бы помочь?! Просто ехали бы с другим настроением, без иллюзий… Это когда ж Димка таким рассчетливым успел стать?! И родителей не пожалел, вызвал. Знал ведь, поганец, что мать стала часто болеть, и как тяжел путь сюда, и что с пустыми руками не приедут, наскребут средств по сусекам, подрастратятся. Только на дорогу тьма денег ушла! Нюсю жалко, потухла вся, бедняжка!..Отдохнула , называется… Наверняка, Нинка его на это подбила. Характер-то маменькин! Нет, не зря умные люди говорят: хорошую жену сын в дом приведет - дочку приобретешь, плохую – сына потеряешь! Это ж надо -  две недели без продыху заставить корячиться , а на рыбалку не свозить ( рыбалку Семен Петрович очень любил, и Нюся любила, они с ней и рыбачили вместе). Знал , как заманить отца наверняка!  Знал, что родители ни в чем не откажут! Потому что любят. А любит ли он их, вот вопрос? Когда любят, жалеют.
          А тут и женщины возвратились, прервали горькие мысли. Посмотрел Семен Петрович обои и расстроился: предпочла Вера Харитоновна полосочкам  яркие , большие , аляповатые цветы, это сколько ж на поклейку обоев теперь времени уйдет?! « Погостили» у свахи еще пару дней. Работали , правда, втроем, но быстрее не смогли управиться, очень уж цветочки помешали, ведь надо было цветочек к цветочку, лепесточек к лепесточку подбирать. То ли дело полосочка! И уже когда последний рулон разрезали, Семен Петрович тихо сказал жене:
          - Слушай, Нюсь, я от этого отдыха скоро ноги протяну при таком темпе. Давай рвать когти домой, Павлушка уже две недели один, как бы он не нахозяйничал там. Мы же обещали через неделю приехать.
        На том и порешили. Расстроенная сваха все уговаривала остаться еще на пару дней, тем более что там что-то немножко подремонтировать надо было, и сестра свахина очень хотела с ними встретиться, все-таки родные люди!
        - Я так толком внучку и не видела, и поговорить с ней не смогла, - расстроенно сказала Нюся мужу в отъезжающем   автобусе от перрона, на котором стоял  провожающий сын , расстроенный их отъездом.Видимо, не все родители успели сделать в его доме и по хозяйству, ждет его разнос от Нинки.
Семен Петрович  только вздохнул.
       А когда ехали в поезде, позвонила по мобильному телефону Вера Харитоновна :
        - Сваточек, вы не знаете, куда из ванной комнаты кусок мыла делся? Вы ж руки последний мыли.
         - С собой забрали! В качестве оплаты за труд! – рассердился Семен Петрович.
         - Та вы не обижайтесь! Просто я тот обмылок найти не могу. И еще вопрос: скажите, чего так мало обоев осталось? Я же запасной рулон  брала, а от него ничего почти не осталось, а вдруг подклеить нужно будет?!
          - Я ж вам говорил – берите обои в полосочку, чтоб экономнее было. А вы свои цветы выбрали. А такие обои и вверху , и внизу подрезаются, чтоб рисунок подобрать!- возмутился Чернухин и выключил телефон.
         По приезду домой Чернухины еще две недели отдыхали от отдыха, чем удивили младшего сына, потому что   поступило им очень выгодное предложение подзаработать, от чего ранее они никогда не отказывались, тем более, что денежного резерва у них после поездки почти не осталось. А теперь отказались.Но зато и на рыбалку выбрались, и по телевизору любимые телепередачи посмотрели, и любимых вареников с вишнями налепили." Видимо, понравилось родителям отдыхать," -  решил Павлуша. Но на его расспросы о том, как отдыхалось у старшего брата, Семен Петрович уклонился от ответа, заметив, что самый лучший отдых все-таки дома.