О романе Идиот и не только

Мита Пе
"Не бойся, только веруй, и спасен будешь!"
/Иисус Христос. Притча о дочери Иаира/.

В романе Достоевского "Идиот" (в ч. 3, гл. V)  Ипполит Терентьев обращается к Мышкину: "Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он, громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему".

А что мог ответить Мышкин?  Не то время и не то место, чтобы читать лекцию 18-летнему мальчишке! Фразу "красота спасёт мир" Ипполит произносит четыре раза. Ему не понять, как красота может спасти мир, он даже понятия красоты не имеет. Для Мышкина (и для самого Достоевского)  красота -  это сумма нравственных качеств "положительно прекрасного человека".

Достоевский хотел показать князя Мышкина именно этим "положительно прекрасным человеком".  Он писал в набросках к роману,  что Мышкин  -  "князь Христос", то есть имеющий   христианские  качества: человеколюбие,  кротость,  доброту,  сострадание  к людским бедам. И самое главное из этих качеств – смирение.

 Яркий пример смирения Мышкина показан в сцене с пощёчиной: "... и Ганя нанес ему пощечину, князь тихо сказал: "Ну, это пусть мне... А ее... все-таки не дам!" потом, отойдя в угол, он прерывающимся голосом проговорил: "О, как вы будете стыдиться своего поступка!"

Над смирением обычно смеются, считая её безволием и человеческой слабостью, но смирение может также обезоружить и устыдить. Через несколько минут Ганя попросил у Мышкина прощения, и тот его искренне простил.

Если в человеке есть вышеупомянутые христианские качества (хотя бы некоторые) ,  то он способен прочувствовать  и простить  ближнего, что Ганя Иволгин и сделал.  Выходит,  он  не совсем огрубел душой, и для него не всё ещё потеряно. 

Да кто такой, этот  князь Мышкин? Достоевский писал, что «главная мысль романа — изобразить положительного прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете,  а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал.  ...».  Достоевский не спасовал, а попробовал показать  в романе "Идиот" этого "прекрасного человека".  Но прекрасен ли князь Мышкин?

Если Иисус Христос целенаправленно шёл к проповедничеству, спасая людей и уча их Прощению, то князь Мышкин добрый, но слабый человек, также подверженный страстям, как и окружающие его люди.
Мышкин никак не Иисус Христос.  Да, он  мягкий, милосердный, отзывчивый на чужую душевную боль человек, таких людей на Руси было много и их называли блаженными.  Блаженные - это не повреждённые в рассудке люди, а - взрослые дети. Мышкин такой же. Ему 26 лет, и, находясь  с 2-х лет в больнице  вдали от суеты и волнений внешнего мира, он сохранил в себе детское восприятие жизни.  Быть ребёнком, когда на лице уже растёт борода – действительно смешно.

Героям романа непонятно поведение Мышкина, они называют его  "жалким существом", "дурачком", "нищим",  "сущим ребенком" и смеялись над ним. Сам князь  относился к насмешкам спокойно и  даже шутил: "Знаете,  по-моему, быть смешным даже иногда хорошо, да и лучше: скорее простить можно друг другу, скорее и смириться".

Неопытный в житейских делах, он не знал, что в мире есть место бурным страстям, интригам, обманам, преступлениям.  Он не испытывал  влечения к женщинам, потому что душевно и физически был девственно чист.  Он считал, что из-за своей серьёзной болезни не может жениться.

Но когда Мышкин впервые увидел Настасью Филипповну, то не мог отвести от неё взгляд. Не осознавая, что  по-мужски влюбился, Мышкин объяснил себе своё чувство тем, что увидел в глазах  Настасьи Филипповны затаённое страдание. Об этом он признался генеральше Епанчиной:   "В этом лице... страдания много... — проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая".

Но любовь князя к Настасье Филипповне – это не страсть, как у Рогожина, а, скорее,  жалость.  От этой Любви-жалости он придумал Настасье Филипповне  внутреннюю красоту (со всеми христианскими качествами), и сам поверил в свою фантазию. По его мнению Настасья Филипповна  лишь  изранена Злом,   и что только любовь и добро смогут залечить её душевные раны.  Для этого он даже захотел жениться на ней. 
И на Аглае тоже.

Мышкину жаль обеих.  Он хочет им помочь, но его душевных,  духовных и физических сил на это не хватает.

Аглая, домашняя любимица, избалованная красавица мечтает о  любви, как о высоком чувстве. Её не прельщает брак со знатным или богатым человеком, она выше брака по расчёту и мечтает о любви хотя бы со студентом, чтобы  жить с ним пусть на чердаке, но  в любви и согласии.

Будущий муж Аглаи, в её понимании,  должен  быть совершенным во всём.  Мышкин привлёк её непохожестью на других, и она была готова его полюбить и даже принуждала  к женитьбе,  но со временем   сочла  князя сумасшедшим и отказалась выходить за него. Великодушный и сердобольный Мышкин не оскорбился и продолжал считать Аглаю "прекрасным другом".  Думаю, он даже обрадовался её отказу.

Аглая, как и её сёстры, была  "барышней здоровой, цветущей, рослой,  с удивительными плечами, с мощною грудью, с сильными, почти как у мужчин, руками, и, конечно вследствие своей силы и здоровья» любила хорошо покушать, чего не скрывала".  А Мышкин -  человек болезненный, физически слабый, болевший "до двадцатичетырехлетнего возраста от рождения". Допускаю мысль, что вследствие болезней (эпилепсия и депрессия) он был слаб и по мужской части. Мышкин признавался  Гане Иволгину:  "Я не могу жениться ни на ком, я нездоров".
Однако  жениться на Настасье Филипповне ему хотелось. 

Настасья Филипповна по характеру противоположность  Аглаи.  Уверенная в своей испорченности,   она вела  себя соответственно: истерично, демонстративно, оскорбительно для других и мучительно для себя. 

Ей вторит Ипполит Терентьев: "Люди и созданы, чтобы друг друга мучить". Этот молодой человек, не видевший в жизни положительных примеров, оправдывает поведение Настасьи Филипповны: "Если есть смерть, если она не щадит никого, не пощадила даже самого совершенного из всех живших – Христа, если так сильны законы природы, то зачем жить, зачем нести свой крест, к чему нравственность? Если есть смерть, значит, нет нравственности".

Персонажи "Идиота" при всех своих достоинствах и недостатках - несчастные люди с куском льда в глазах (и в сердце), как у мальчика Кая в сказке. Достоевский противопоставил им князя Мышкина  для того,  чтобы тот кротостью и смирением  утихомирил их страсти и направил на путь добра и добродетели.

Верный заповеди "люби ближнего, как самого себя", князь Мышкин  воспринимает  окружающих, как самого себя, и видит в них положительные  черты. Он страдает от их страдания, а они все поголовно страдают - Настасья Филипповна  от  обиды  растления,   Ипполит  от    смертельной  болезни, Рогожин  от страсти, принимая её за любовь, Иволгин  от тщеславия и честолюбия, Аглая сама не знает, чего хочет ... 

Все они заняты своей болью (своим Злом) и не подозревают,  что Зло "не может быть нормальным состоянием людей",  и  что в каждом человеке есть силы (Бог по образу и подобию) от него избавиться, то есть излечиться от боли.  Лекарство - в заповеди  Иисуса Христа: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим - сия есть первая и наибольшая заповедь". (Мф. 22:37-40)

Но   возлюбить по приказу  нельзя, человек строит свою жизнь по собственному выбору.  Бог даёт лишь направление, и дело самого человека выбрать свой  путь.
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". (Отк 3:20).

Нельзя сказать, что в героях романа "Идиот" нет любви, она есть, только к самим себе, а не к ближнему. Любовь  – это, прежде всего, отдавание, а для этих людей главное – получение.

Иисус Христос был идеалом Достоевского. Фёдор Михайлович старался в течение всей своей жизни, особенно в конце,  соответствовать  этому  идеалу.  Он утверждал, что "на свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос, но он есть бесконечное чудо".
 
Князь Мышкин по замыслу Достоевского должен был  выразить  Божественный идеал  в  образе человека.   Мышкин, конечно, обладал нравственной красотой, и она могла бы сделать его Иисусом Христом на Земле, но, вращаясь среди людей, чуждых ему по духу, его  христианская любовь подверглась суровым испытаниям.

Это Иисус Христос отверг в пустыне три мощных искушения, а Мышкин слаб духом, и его христианские добродетели  не стали ему спасением.   "В обществе я лишний" - говорил князь.

Достоевскому не удалось изобразить  Мышкина  ни Христом, ни просто "прекрасным человеком". Смиренный, кроткий, добрейший, деликатный  и доверчивый князь Мышкин  не умел дать отпор наглецу, испытывал стыд за чужой дурной поступок, вникал в положение человека и искренне сочувствовал ему и, как Иисус Христос,  любил людей и делился с ними своей любовью. 

Но любовь - субстанция не материальная и конкретной помощи Мышкин не оказывал в отличие от Любви Иисуса Христа. У того даже имя Иисус означало "помощь Бога".   Иисус Христос помогал людям словом (проповеди) и действием (исцелял, воскрешал,  наставлял), а как помогал  Мышкин?  Никак. Сочувствие и сострадание хороши в минуту острого горя, но потом нужен поступок, но далее сочувствия Мышкин не шёл -  не умел и не знал.

Он сознавал, что "...   у всего свой путь, и все знает свой путь, с песнью отходит и с песнью приходит: один он ничего не знает, ничего не понимает, ни людей, ни звуков, всему чужой и выкидыш".

Как он мог, к примеру, помочь убийце Рогожину? Только сочувствием и пониманием:  " ... князь протягивал к нему тогда свою дрожащую руку и тихо дотрагивался до его головы, до его волос, гладил их и гладил его щеки... больше он ничего не мог сделать!"

Утешительное пустословие  Мышкина не приносило пользы. Он знал, что надо быть добрым, а для чего объяснить не мог. Когда Рогожин прямо спросил его, верит ли он в Бога, Мышкин не ответил ему так же прямо, а пустился  в посторонние примеры из жизни. 

В черновиках к роману  Достоевский написал: "Мир красотой спасется".  Он имел в виду  нравственную   красоту,  к которой приходят через  страдание.  Герои романа,  по сути, все  страдают (пусть по-разному), но от этих страданий  нравственность в них не рождается. 
Перефразируя Канта, можно сказать, что внутри каждого человека должен быть нравственный закон, нарушить который никак нельзя.  На страже нравственного закона стоит совесть.

В героях романа есть зачатки нравственности: у Гани, у Коли Иволгина, у Аглаи, у Ипполита, они совершают некоторые добрые дела, но не по душевной потребности, а по порыву.  Зачатки нравственности – это  Добро, вложенное Богом в людей при рождении.  Как распорядиться этим добром далее -   предоставлено самим людям. Можно убить в себе ростки добра и стать безнравственным человеком  (некрасивость),  а можно развить добро до высот нравственной красоты.

В "Идиоте" Достоевский предполагает, что "красота спасёт мир", а в  "Бесах" он утверждает, что  "некрасивость убьет..."

Настасья Филипповна,  вглядываясь в Мышкина,  говорит: "А я ведь, право, где-то видела Ваше лицо..."   Здесь наблюдается отсыл  писателя к иконам с ликом Иисуса  Христа, чтобы в читателях закрепилась мысль, что между Иисусом Христом и Мышкиным есть некое тождество.
Достоевскому хочется, чтобы читатели нашли схожесть князя Мышкина с Богочеловеком, но это очень натужная задача. Лично я не вижу Мышкина похожим на Бога.   

Иисус Христос – это беспредельное человеколюбие и самопожертвование,   совершенство и красота в образе человека. Мышкин – всего  лишь жалость к людям и никак не идеал.  Достоевский признавался, что отобразить Иисуса Христа – "...  задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы ещё далеко не выработался".

Тут я с Достоевским совсем не согласна. Фёдор Михайлович, Вы не правы. Идеал уже выработался две тысячи лет тому назад! Вопрос в другом: хочет ли человечество стать похожим на идеал? История с Иисусом Христом однозначно говорит "нет".

Христос дал людям выбор: принять его Учение как спасение или привычно жить в страдании? Люди выбрали второе и поэтому до сих пор страдают.

Так как красота может спасти  мир? И какая красота спасёт мир? Красота того, кто сам носитель этой красоты, то есть Иисус Христос - совершенный пример высочайшей нравственности.
Рассуждаю далее:
Красота – это Лик.  Лик  - это образ (на иконе). Образ – это Бог. Бог – это вера. Вера – это  спасение.
Красота – это Вера в Бога.

Вера – символ всего прекрасного на Земле, а прекрасное, по слова Канта, -   символ морального добра.  Так  что мир спасёт  Вера, она же красота.

У русского поэта Аполлона Майкова есть строчка: "Чем глубже скорбь, тем ближе Бог".
Это означает, что в тяжелейжизни человека бывает минута, когда он осознаёт , что никто ему кроме Бога помочь не сможет.  И он идёт к Богу, который "стоит у двери и стучит: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". 

В фильме "Покаяние" (об утере и обретении нравственности) на вопрос паломницы: "Приведёт ли и эта дорога к Храму?", отвечают: "Все дороги ведут в Храм"!

То есть сознательно или интуитивно, но человек всегда приходит к Богу, потому что вера в Бога  – это единственное, что помогает человеку оставаться Человеком.

По вере и воздастся!


Иллюстрация - Мышкин. Рисунок Достоевского.