Борис Ефимов. Карикатуры

Геннадий Мартынов
   Карикатура – это тоже живопись. Вот взял человек в руку карандаш или кисть. Перед ним лист бумаги или холст на мольберте.  А дальше он может изобразить на белой плоскости все, что он захочет и пожелает. В силу своего умения и настроения. Делает он это, чтобы передать свои чувства, настроение, мысли зрителю. Передать внятно или невнятно. Иногда,  даже  непонятно и  для себя самого. Но как бы его изображение таит по его мысли глубокое и с первого взгляда непостижимое и недоступное для простого понимания обычных людей.. Ну а если не понял, то и сам дурак. Дорасти ещё до меня. и моей глубокой мысли. Это то, что случилось с Черным квадратом.

 Но это особая и злая тема. Нарисовал квадрат. Отошел, присел, принял позу мыслителя. И мы с ним как бы тоже присели в той же позе с той же мыслью. И все сидим и никак оторваться не можем. А сколько по поводу квадрата мыслей изложили. Книги написали. . И глаз никак оторвать не можем. И тема, как нам кажется неисчерпаемая. А тут подошел мальчик маленький и показал пальчиком на квадрат И засмеялся. А король-то голый. И ничего здесь кроме квадрата и нет. Но я не хочу поднимать  и развивать эту тему  сейчас. В другой раз. Но, а пока поговорим о карикатуре

     А что это такое, карикатура.  Ну,  это просто. Чаще всего это рисунок, изображающий что-нибудь или кого-нибудь  в заведомо искажённом виде ради достижения комического эффекта.
   
 Это  рисунок, обычно содержащий также текстовый комментарий, сюжет которого, как правило, связан с текущими событиями или личностями. Художественное мастерство в таких изображениях обычно сочетается с гиперболой и сатирой, чтобы высмеять и привлечь внимание властей и общества к коррупции и другим социальным проблемам.

    Этот жанр живописи появился ещё в 18 веке в Англии. И прочно утвердился в нашем сознании.

А иногда политическая карикатура и сама становится объектом критики, как нечто предвзятое или клеветническое, а иногда даже приводят к международным скандалам. Вот, к примеру, был такой известный французский  художник Домье. Он нарисовал карикатуру на короля Луи Филиппа. Он представил его в образе обжоры Гаргантюа. Король разозлился и художник 6 месяцев провёл в тюрьме.

   А есть и совсем свежие примеры. Потрясающие. Некоторые художники журнала  Charli Hebdomadaire  нарисовали очень смешные картинки-карикатурки на пророка Махаммеда. Такая веселуха за гранью приличия. Мы же свободные художники из свободной страны. Нам всё позволено. Им показали, как жестоко они ошиблись. Их расстреляли злобные правоверные мусульмане. Положили всех на их редакторских столах, на которых они творили эту веселуху во главе с основателем журнала. Десять художников и ещё двух полицейских  до кучи. Вот, что  такое карикатура.
                ***** 
  Борис Ефимов сам не знал до времени в своей юности, на какой опасный путь он вступал, пустившись в столь небезопасное дело для художника.
 
       Борис Ефимов удивительный человек и художник тоже. В СССР он был художник-карикатурист номер один. И долгие годы. Он видел живым Николая второго и всех прочих правителей нашей страны вплоть до Путина. А сколько карикатур он нарисовал! Да просто не счесть. Тысячи! И его карикатуры по большей части злые с узнаваемыми лицами знали во всём мире. Гитлер считал его своим личным врагов, и выразил желание повесить его первым на фонарном столбе рядом с Левитаном. Который не был художником, но который тоже был евреем. А как иначе. Еврей, большевик и злобный рисовальщик. Что ещё нужно, чтобы его увидеть в петле на фонарном столбе.

   Но от еврея  Ефимова доставалось тоже  некоторым известным евреям  в не малой степени. От господина Троцкого до детской поэтессы Агнии Барто и всеми любимой Рины Зелёной. За что уж последней, я не знаю. Ну и понятно,  что они в ответ к нему любовью тоже не горели.

                *****
     Да, прожил он долгую, наполненную разными событиями жизнь. Удивительную жизнь. Он умер, когда ему шёл 108 год. И в последние годы он вовсе не был в глубокой деменции и старческом маразме. Его как-то спросили, и как же вам удается дожить до таких почтенных лет? Он так простодушно отвечает: Да и сам не знаю. Живу – вот и всё. Если не знать его, а знать только его карикатуры, то можно было вообразить себе такого злобного, мрачноватого старикана с клюкой в руке, которую он готов был бы пустить в ход, то есть поднять немощной рукой на прототипов своих карикатур. И ошибётесь. Мы увидим такого сухонького добродушного старичка, готового конфетки раздавать всем детишкам.
 
 А сколько наград и званий он получил за всю свою фантастично долгую жизнь!     Вот убедитесь. По этой части я не знаю другого такого художника. Он был членом союза художников СССР. Трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972). Он был  Академиком Академии художеств СССР, а затем – Российской Академии художеств. И это далеко не все. Обласканный советской властью во все времена.Он был героем соцтруда. А сколько орденов и медалей И не только отеческих.

     А всё началось для него очень давно, а именно  15 сентября 1900 года. Он родился в этот день  в Киеве. Начал рисовать уже с пяти лет.  Хотя как сказать. Все дети рисуют в эти годы, да даже ещё и раньше. Ничего удивительного. А потом  его семья  переехала в Белосток  и он поступил в реальное училище, где учился уже его старший брат Михаил. О нем речь ещё впереди.
 
  Братья носили в эти времена другую фамилию. Семейную фамилию. Фридлянд. А потом они сменили фамилию. Его брата все  помнят сегодня как Михаила Кольцова. В те времена антисемитизм не был ещё изжит у нас и братья поняли, что с такой фамилией им будет трудно продвигаться по жизни. Так брат его стал Кольцовым. А он сам стал Ефимовым. Это фамилия жены. Сменил свою «девичью» фамилию. Право имел.  Пойди, придерись. И потом каждый из них прославил свои новые  фамилии в разных творческих областях.

                *****
    Итак, оба брата учились в одном реальном училище. С этого времени, можно сказать, начались их творческие биографии. Они стали издавать журнал очень местного значения. Ну что-то вроде стенной газеты. Михаил писал сатирические заметки, фельетоны, а Борис  их иллюстрировал. И тот и другой этому делу не учились. Так вот Михаил стал впоследствии известным и знаменитым публицистом. А Борис -  художником. Никакого художественного училища, тем более  академии он не кончал. Можно смело сказать, был он художником – самоучкой и при этом достиг этим степеней очень известных  Его карикатуры стали  сверхпопулярными.  И главное, это то, что они нравились всегда власти. А когда он стал очень известным, ему с самого верха заказывали карикатуры на известное или лицо, или событие. Так чтобы злая картинка появилась на следующий день в Правде или Известиях.

   Но вернёмся к началу.  В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Ефимова.  Сам художник так рассказывает о своём начале: Я работал секретарем в "Редиздате" на Украине.  Миша в то время тоже жил и работал в Киеве. И вот он мне говорит: "Нужен карикатурист для газеты "Красная Армия". Хватит в канцелярии сидеть - начинай рисовать!" Я нарисовал Деникина, которого штыками прижали к Черному морю. Так я стал карикатуристом в газете - в один день. Мне было 19 лет».

 А уже вскоре  в том же 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. Какой взлёт. А ему только 19 лет.

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Большевик»,  «Коммунар». Какие названия газет! А потом он стал  руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина.  По возвращении в Киев он был назначен начальником художественно-плакатного отдела Киев – УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами «Киевский пролетарий» и «Пролетарская правда».
В 1922 году художник переезжает в Москву, где сотрудничает с центральными газетами «Известия» и «Правда», с сатирическим журналом «Крокодил».  Мы все помним еще эти замечательные издания. А ещё он сотрудничает с «Рабочей газетой» и «Огоньком»

       Удивительно! Художник самоучка  рисует для  изданий, находящихся на вершине журналистики.  В эти годы его главной специализацией стала политическая карикатура. А «героями» его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели – Даладье, Чемберлен; в 30-е – 40-е – Гитлер, Муссолини, Геббельс и Геринг; в последующие годы – Трумэн, Черчилль. Какие имена! И какие злобные картинки выходили из под кисточки добродушного с виду художника.  Злобные и смешные, которые выводили из себя, и заставляли плеваться в ярости. Вот таким было творчество. господина Евимова – Фридлянда.
 
                *****
    А потом пошла чёрная полоса в жизни художника-карикатуриста. Очень черная.  Был арестован и расстрелян его брат Михаил. Враг народа. А брат врага народа – это тоже как бы враг. Они одной крови. И Ефим стал ждать черный воронок,  который увезёт его по известному адресу. Это было в порядке вещей.

    Но воронок не приехал. По личному слову Сталина, который так и сказал, «карикатуриста не трогать».   Но в конце 1938 года, художник всё же был уволен из газеты «Известия». На всякий случай. И как бы чего не вышло, решил редактор.

 Он был вынужден  переключиться на работу в книжной иллюстрации (произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина). В 1940 году под псевдонимом В. Борисов вернулся к политической карикатуре (газета «Труд») и после прямого указания Вячеслава Молотова был вновь включён в обойму мастеров советской политической карикатуры, с возобновлением публикаций в «Правде», «Крокодиле», «Агитплакате» и проч.

                *****
      Известность в широких политических кругах к карикатуристу Ефимову пришла после личного заказа вождя. Ему позвонили и сказали, что товарищ Сталин решил бить смехом американских империалистов. Нет, вы только представьте себе. Сам Сталин заказал ему карикатуру. (См. эту карикатуру в заголовке.)

     А повод для этого был такой. После войны Американцы  замахнулись на Арктику. Они и сегодня не отказались от этой идеи. Якобы именно оттуда можно ждать нападения русских, поэтому там нужно срочно разместить американские военные базы.

   - Я не спал сутки напролет – рассказал художник. Что именно нужно нарисовать, и как всё это представить.  Потом в голову пришла такая мысль: нарисовать семью эскимосов возле маленькой юрты, у маленького эскимоса в руках мороженое на палочке - модное тогда эскимо, рядом с ними северные обитатели - два медвежонка, олень, морж, пингвин. Видимо художник не знал, что пингвины в Арктике не живут. Да и эскимосы тоже в юртах не живут Да какая разница. Главное, чтобы было смешно и зло. Карикатура.

     «И  вот на эту "русскую опасность" надвигается  такой тучный грозный американский генерал Эйзенхауэр. Я каким-то чудом успел сделать работу в срок, и рисунок отдали Сталину. Я ожидал чего угодно, так как был уверен: Сталин прекрасно помнит, что я - родной брат Михаила Кольцова, которого по его приказу арестовали и расстреляли как врага народа еще до войны. Я был готов ко всему. Но меня вызвал Жданов и... показал, в каких местах рисунок нужно поправить. Правку карандашом делал сам Сталин. На черновике сохранились надписи, сделанные его рукой.

- Когда вы видели Сталина, спрашивали его, что было у вас в душе, какие чувства?

- Благоговение. Я его видел несколько раз. На собраниях, на митингах, на праздниках. И даже после того, как был арестован мой брат, Михаил Кольцов, я по инерции не перестал его уважать и бояться... Видимо, так устроена человеческая психика... Хотя я точно знал, что брат пострадал невинно.  Это была сенсация! Он был арестован после возвращения из Европы, где брат успешно провел две больших конференции. Но что-то такое случилось... Всего теперь не узнаешь.
                *****

      Да, не узнаешь. А узнать хотелось бы.  Очень тёмная история.

        Михаил стал журналистом советским  едва ли не случайно. И учился он совсем не на журналиста. В 1915 году поступил, не поверите,  в Психоневрологический институт в Петрограде.  Но не окончил учёбу. Начал печататься в газетах ещё до революции  с 1916 года. Это было начало его творческого пути.

     Он много работал в жанре политического фельетона. Он часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Он был  редактором журнала «Огонёк». Он был одним из основателей и редактор журнала «За рубежом». А ещё он был членом  редколлегии «Правды», создатель журналов «За рулём». А ещё он был сотрудником сатирического журнала «Бегемот». С 1934-го по 1938 годы занимал пост главного редактора сатирического журнала «Крокодил». Я не знаю, существует ли «Крокодил» сегодня. Вероятно,  не существует. А жаль. Не существует он по-видимому потому что, то что было очень плохо в советские времена, стало хорошо и нормально в наши времена.
   
   Кольцов написал около 2000 газетных статей на актуальные темы внутренней и внешней политики. С 1928 по 1936 трижды выходили многотомные собрания его сочинений. История советской журналистики не знает более громкого имени, и его слава была заслуженной. И он ездил много раз за границу в составе разных делегаций. А вот это очень плохо. Очень. Совсем не желательные контакты. А это уже по определению очень подозрительно.

 Но самая главная его командировка была в Испанию, охваченной гражданской войной.  Он корреспондент «Правды» и одновременно негласный политический представитель властей СССР при республиканском правительстве. В Испании активно участвовал в событиях как организатор сопротивления мятежникам. Испанские газетные репортажи послужили основой для его книги «Испанский дневник»  В романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» он представлен как советский журналист.

                *****
   А потом случилось вот что после героической  поездки на войну   Михаила  в Испанию. Арестовали его.
               
27 сентября 1938 г. под грифом «Сов. Секретно» народный комиссар внутренних дел Союза ССР Н. Ежов направил И. Сталину «…справку по агентурным и следственным материалам на КОЛЬЦОВА (ФРИДЛЯНДА) Михаила Ефимовича — журналиста». В ней были изложены все факты биографии журналиста, характеризующие его « как врага народа». А враг народа - страшнее не было ничего в те предвоенные времена. Это уже приговор. К тому же его  ещё обвинили  и в том, что он являлся агентом сразу четырех западных разведок. Всё. После этого и разговаривать не о чём.

  Ну и понятно, до кучи он был ещё и троцкистом, и участником  контрреволюционной террористической организации. В застенке сатрапы сталинские подвергли его пыткам. Так говорят. Не выдержала душа журналиста-публициста пыток.  Оговорил он более 70 человек из числа своих знакомых, многие из которых также были арестованы и впоследствии казнены.

   Что интересно. В расстрельный список попал не только Кольцов, но и всё высшее руководство НКВД  во главе с самим Ежёвым. Кольцова казнили на следующий день после вынесения смертельного вердикта   Труп был кремирован, пепел захоронен на Донском кладбище.  Прах — в общей могиле.  Там ныне рядом с могилой его родителей стоит то, что называют кенотаф. А это что такое?  Памятник, считающийся надгробным, но находящийся там, где не содержатся останки покойного, своего рода символическая могила.

                *****

   Но не все так просто. Есть версия, не подтвержденная, что Михаил Кольцов являлся любовником   жены наркома внутренних дел СССР. То есть самого  Ежова.  Её звали Евгения.  Она тоже умерла  1938 года при крайне подозрительных обстоятельствах, Якобы она перебрала со снотворными таблетками.  Сегодня уже никто не узнает, была ли она любовницей или нет. Если да, то у Ежёва был мощный мотив убить Михаила.

 В последние недели перед гибелью Евгения  пыталась заступиться за своего мужа, уже к тому времени опального, но формально ещё остававшегося на посту главы НКВД. С этой целью она посылала истеричные по содержанию письма, адресованные Сталину, в которых заверяла его в своей и её мужа безграничной к нему преданности. Не получив ответа, Евгения впала в нервное расстройство и была помещена в привилегированный санаторий, где через три недели и умерла.

 Её муж, смещённый с поста наркома внутренних дел 25 ноября 1938 года и арестованный четыре месяца спустя, на следствии давал показания, из которых явствует, что он был хорошо осведомлён о близких отношениях своей покойной жены с Кольцовым и прочими советскими литераторами (Бабелем, Михаилом Шолоховым и др.). На очной ставке с Кольцовым бывший нарком Ежов показал: «Я понял, что Ежова связана с Кольцовым по шпионской работе в пользу Англии». Правда – неправда, поди, узнай сегодня.

   А сам-то Кольцов, что писал о Ежёве? А вот почитаем. Очень интересно: "Чудесный несгибаемый большевик, который, дни и ночи не вставая из-за стола, стремительно распутывает и режет нити фашистского заговора". Это было написано как раз накануне своего ареста. Одна из этих нитей, связующая Кольцова с зарубежными разведками, была "разрезана" им.

                *****
    Тут нужно сказать следующие.  Были репрессированные. Много было. А ведь для большинства  репрессированных доказательной базой служили доносы. Миллионы доносов. А отчего же их было так много.  Сегодня трудно это понять, но попытаться можно. Время было такое. Предвоенное время,  при котором истерия и страх перед грядущей войной достиг градуса наивысшего. Это объективно. Почитаем замечательную книгу Анатоля Франса «Боги жаждут». «Les Dieux ont soif». И там у них было всё тоже самое. Эпоха революции. Термин «враг народа» пришёл к нам оттуда. Марат нам его подарил. И там тоже искали их едва только не под кроватями. А если находили (легко), то и пожалуйста, на Гревскую площадь, и голову с плеч специальной машиной. Гору отрубленных голов не маленькую намолотили. А вы говорите.

   А почему доносы, так и это легко объяснимо. Подсидеть соседа в коммуналке и комнату его прибрать. Подсидеть строгого и злобного  начальника. И место его занять.  А потом в голове сидит мысль: если не ты, так тебя  Надо обогнать. А были и искренние доносчики-доброжелатили. В мании шпиономании  вам найдут шпиона в  три секунды. А шпиономания подогревалась хорошо и сверху. Чтобы убедиться в этом, посмотрите важнейшее из всех искусств -  кино, снятое в те времена. А она и не могла появиться  в условиях приближение страшной войны на уничтожение. А в атмосфере страха и истерии, охватившее всю страну, когда Гитлер уже заносил свой топор,  в этом всё объяснение. Сегодня только жалобщики и профессиональные плакальщики за отсутствием воображения льют слёзы по невинно убиенным. Невинно убиенные были. Но это жестокое время их убило. Не легко это понять.

    Вот пример. Фадеев рассказывал. Он обратился к Сталину через неделю или две после ареста Кольцова. Он написал короткую записку Сталину о том, что многие писатели, коммунисты и беспартийные, не могут поверить в виновность Кольцова и сам он, Фадеев, тоже не может в это поверить.  Он просил  Сталина  его принять. И он его принял.
.
 — Значит, вы не верите в то, что Кольцов виноват? — спросил его Сталин.
Фадеев сказал, что ему не верится в это, не хочется в это верить.
 — А я, думаете, верил, мне, думаете, хотелось верить? Не хотелось, но пришлось поверить.

   После этих слов Сталин вызвал Поскрёбышева и приказал дать Фадееву почитать то, что для него отложено.
 — Пойдите, почитайте, потом зайдёте ко мне, скажете о своём впечатлении, — так сказал ему Сталин.

Фадеев пошёл вместе с Поскрёбышевым в другую комнату, сел за стол, перед ним положили две папки показаний Кольцова.
Показания, по словам Фадеева, были ужасные, с признаниями в связи с троцкистами.

…Когда посмотрел всё это, меня ещё раз вызвали к Сталину, и он спросил меня:
 — Ну как, теперь приходится верить?
 — Приходится, — сказал Фадеев.
 — Если будут спрашивать люди, которым нужно дать ответ, можете сказать им о том, что вы знаете сами, — заключил Сталин и с этим отпустил Фадеева.

                *****
    Сам Борис жил и продолжал  рисовать в те времена.
   В одном из перестроечных интервью, когда Бориса Ефимова спросили, рисует ли он что-нибудь сейчас, он ответил, что это очень трудно: «Нужно, чтобы кто-то объяснил, кого как рисовать, кто плохой, кто хороший».  Ему объясняли и он рисовал.. Он рисовал карикатуры на Троцкого, которым искренне восхищался, на Бухарина, с которым работал в «Известиях» и «Прожекторе», на жертв органов госбезопасности, на израильскую военщину. Уникальность ситуации заключается в личных указаниях вождя. Обычно же международный отдел Центрального Комитат партии решал, кого, за что и как высмеивать, и спускал это в редколлегии. И художники – не один же Ефимов – слушались.

   А что вы хотите? Он был человеком со своими понятными слабостями. И ничто человеческое ему было не чуждо. А в жизни он только что  и умел, как рисовать  Он и рисовал.
 
      А вы думаете, что у самого Бориса Ефимова не было врагов? Были и очень злые. Но очень тихие. И тем не менее вот, что писали злопыхатели:
 
   « Талантливые, но бессовестные не спешат заковать себя в вериги. Они предпочитают переписывать слова государственных гимнов (под которые не встать, а лечь от стыда хочется) и изображать врагами тех, на кого укажут ему власть предержащие».

   «Ну чем не «честная и преданная защита интересов»? В зависимости от линии и директивы. Что прикажете, то и защищу. Кого прикажете, того и обосру…
Вроде бы, гнусно нападать на стаслишнимлетнего старичка – ну так и не будем.(написано за 1 день до смерти .) Если старичок за сто восемь лет не понял, что такое совесть - так уж и не поймет. Но государство, вознаграждающее низкое лизоблюдство… э-э-э… не будем про государство..."

      «Активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьба с «социал-фашистами» – социал-демократическими партиями Запада, борьба с бухаринцами, троцкистами, с космополитами, с генетиками – «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», с Ватиканом, «врачами-убийцами», со «вражескими голосами» – радиостанциями «Свобода» и «Голос Америки». Известны его антирелигиозные плакаты и карикатуры».
 
 А ведь и правда. Участвовал. А как бы он не участвовал? Вот что он сказал о самом себе в преклонные годы. Эти слова объясняют многое.
 
   «Я не Джордано Бруно, и класть голову на плаху не собирался». Карикатурист Ефимов был полностью человеком советской системы.
 
   А мне при этом вспоминаются слова поэта Евтушенко. У него тоже ведь  слова  его песен сильно менялись в соответствии  с колебаниями линии партии. Его как-то спросили, ну как же так, Евгений Александрович? Ну он и ответил, как ему показалось достаточно убедительно, сославшись на пример Галилео Галилея : «Он знал, что вертится Земля, но у него была семья» Тем боле, что Борис Ефимов верил в то, что рисовал.   

    За свою долгую жизнь художник повидал и пережил многое. Ходячая историческая энциклопедия. За свои 107 лет он пережил три революции, четыре войны, 20 съезд партии и Перестройку.  Он пережил 10  правителей России. Его спросили, что он думает о последнем нашем правителе, о Путине.

- Меня кандидатура Владимира Путина очень даже устраивает.  У него внешность президентская. Путин до известной степени оригинален.. Я от него получил две грамоты - очень приятные. У меня дома на стене висят. Я их и не думаю снимать - потому что понимаю, что мне их вручила историческая личность. А еще он мне дал орден Почета. Это, конечно, не орден Ленина, но тем не менее...

- А вы Путина рисовали?
- Да, я успел его нарисовать!
- А нового президента будете рисовать?
- Пока не вижу образа. Таких лиц - миллионы, мы каждый день их видим...
- Как вы находите образ того, кого собираетесь рисовать?
- Это по-разному бывает... Тут нет никакой закономерности. Сразу как-то человек понравился или не понравился... Вообще, искусство - оно так же сложно и непостижимо, как сама жизнь. Так я это определяю. Что-то не получается, что-то получается, что-то хорошо, что-то плохо... Жизнь сложна...

                *****

    И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.

    И вот он умер. Так же как и его брат Кузнецов он был кремирован. Но если прах брата  находится  на погосте Донского монастыря, то  урна с прахом Бориса Ефимова  замурована в колумбарии Новодевичьего кладбища.

    А в заключение прочтём эти шутливые строки, которые  художник  написал в канун своего 100-летнего юбилея:

Не мыслил я на свете столько лет прожить,
Своим сам озадачен долголетьем.
Не ведаю, кого мне за него благодарить.
Но факт таков, что, в девятнадцатом родившись веке
И девяносто пять (подсчитано и точно, как в аптеке)
Проживши в этом веке дней
(и столько же, конечно, и ночей),
С двадцатым ныне расстаюсь столетьем.
С его тревогами и бедами,
И радостями, и победами,
Удачами и поражениями,
Провалами и достижениями,
И страхами, и ликованиями,
Надеждами и разочарованиями,
Короче – всем, что принимал стоически
И, как умел, философически,
А главное – оптимистически.
И часто повторял при этом,
Что мудро сказано поэтом
Слова высокие и гордые, слова простые:
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».