Как Сергей пристрастился к современному искусству

Александр Синягин
У шестилетнего Сережи мама  работала в картинной галерее небольшого провинциального городка. Она целыми днями пропадала на работе, а в выходные, когда детский сад  не работал, брала мальчика с собой в галерею.
Сереже галерея очень нравилась. Он ходил по большим  залам, где пахло старым деревом, масляной краской и чем-то еще незнакомым. Шаги его  эхом отдавались  в старых  залах и он специально топал посильнее. А картины, какие картины! Они висели на стенах рядами, а Сережа  подходил и разглядывал внимательно каждую. Там были и дремучий сосновый лес, и сельский двор с курицами и ярким петухом в центре, спящие на сене казаки после дальнего похода, курильщик с огромной трубкой в старинной шляпе. Все это завораживало и удивляло ребенка.
Однажды вечером мама принесла домой журнал с черной обложкой" Тайны Абстракционизма". Листая журнал она  писала конспект, готовясь к экскурсии. Потом мама что-то вспомнила и ушла на кухню. Сережа подошел к столу, забрался с ногами на стул и стал разглядывать картинки. Журнал был чудный. На страницах были дяди художники, все измазанные краской.  Они малевали кистями  на холстах какие-то кляксы и линии. Там даже была обезьяна в бабочке и с кистью, тоже живописец. Но больше всего его поразил дядька, тонущий в банке консервов. Водоворот затягивал его на самое дно. А тот, подняв руки, звал на помощь. Сереже его было очень жаль. Ему так хотелось помочь, но помочь он не мог.
Мальчик смотрел и смотрел бессильно на тонущего мужчину. К такому он не привык, ведь  в Сережиных книжках картинки были смешные и добрые, со счастливым концом. А тут такое! Вернувшись из кухни,  мама застала его в состоянии шока. Взглянув на страницу, объяснила:
- Сережа, это такие художники, абстракционисты. Они здесь не живут. В нашей стране нет такого. Ты сам видел наших  художников у меня на работе.
- А почему они все измазаны краской и льют ее на холсты прямо из банок - спросил удивленно Сережа.
- Ну, Сережа, за границей художники плохо живут и что-бы как-то существовать и зарабатывать деньги  им приходится идти на такое - попыталась объяснить ему мама.
- Бедняги, краска ведь липкая? Потом они  моются в ванной весь день- пожалел их Сергей.

"Абстракционизм" - это слово звучало у него в голове. Что -то было в картинах  хулиганское и  веселое.  Разноцветные кляксы  и мазки увлекали своей пестротой так красочно и непонятно.

Годы спустя, учась уже в старших классах, Сергей завел товарищей , модников и меломанов, увлекавшихся зарубежной музыкой и  фотографией. Они подторговывали черно-белыми эротическими фото, а так же фотографиями альбомов зарубежных поп групп. Они объяснили ему,  что банки с томатным супом рисовал  художник  Уорхол, отец Поп-Арта, а так же рисовал он кумиров ребят М. Джагера из Роулинг Стоунз и группу Битлз. Рисовал он и огромный банан на альбом группы Вельвет Андеграунд, предвестников панка.
Поп-Арт, это мое, подумал Сергей.  Он стал рисовать фломастерами  на большущих листах ватмана фигурки и  лица рок музыкантов Копировал названия с оберток жевачек, рисовал бутылочки с кока-колой, витиевато по-английски писал названия групп и другие предметы, которых тогда в СССР не найдешь днем с огнем. Листы эти он клеил на дверь своей комнаты. Получался такой самодельный то ли плакат , то ли постер.
Приходившие в гости друзья удивлялись его необычным художествам.
- Здорово, как ты додумался, оригинально!
Сергей улыбался, но молчал о том, кто повлиял на его увлечение Поп- Артом.
Нередко,  приезжая в гости  в Москву, Сергей ходил по музеям  и выставкам. Особенно он любил художественный музей имени Пушкина, где в экспозиции был настоящий абстракционист Василий Кандинский. Он долго стоял у полотен, разглядывая непонятные таинственные линии и закорючки , кляксы разного цвета, и представлял мысленно что-то свое.
Однажды он сам решил сделать картину в стиле Поп-Арт. Сергей взял старую бабушкину репродукцию в золоченой рамочке, нашел у папы клей под названьем БФ, а у мамы лак для волос "Прелесть". Взял ножницы и приступил к делу. Как и у художников Поп-Арта в дело пошли любые предметы и мусор. Нарвал хаотично  газету "Правда", оставив само лишь название, слегка обкрамсал по краям. Потом он при помощи клея стал накладывать обрывки газет друг на друга. Не ровно, а как бы ковром из листьев. Далее  в дело пошли рыбья чешуя, вяленый хвост и голова окунька, скомканная пачка примы,  бычки из пепельницы отца, пробка и наклейка от дешевого красного вермута, с бутылки подобранной на улице. В центр же торжественно было приклеено название рабочей газеты "Правда". В заключении процесса Сергей полил  свою работу лаком "Прелесть"  для большей кребкости произведение искусства и для блеска.
Сергей залюбовался своим шедевром, круто получилось!  Он прибил  картину над диваном.
-Замечательно! И рамка классно контрастирует  сказал он , посмотрев чуть отойдя в сторону.
Родители, увидев его художества, слегка возмутились, не поняв гениальной картины Сергея.  И еще пожалели испорченную репродукцию бабушки, копию с картины какого-то хорошего художника.
Позднее Сергей с гордостью показывал свой шедевр друзьям, объясняя:
- Парни, сейчас все продвинутые, как за бугром, так и у нас,  рисуют Поп-Арт. Это вам не "С дамой на болоте" художника  Навозова из девятнадцатого  века. Это супер современно!
Друзья, разглядывая, восхищались смелостью работы. Кто-то хихикал, а кто не понимал, тот молчал, боясь оказаться глухой деревней.
А позже, через много лет, Сергею случайно попалась страница старого  журнала "Esguire" с тонущим Энди Уорхолом в банке супа в цвете.
Вот если бы он не увидел тогда журнал про Абстракционизм и эту Поп-Арт картинку в далеком  детстве, то ему сейчас это возможно не понравилось. Вот как интересно он бы относился сейчас  к современному искусству и Поп-Арту? Неизвестно.