Записки режиссёра. Глава 7

Саня Аксёнов
(Отрывок из книги Александра Аксёнова "Тест, тест… “TEST”")


Очередная «Весна» дала возможность поставить спектакли по пьесам  Я. Стельмаха «Спроси когда-нибудь у трав», М. Ворфоломеева «Святой и грешный», Б. Васильева «А зори здесь тихие» и композицию по стихам латиноамериканских поэтов «Чили победит».

На спектакль по Стельмаху (у нас он назывался «Размышления о «Молодой гвардии»») была написана статья, в которой А. Оболевич и М. Тальберг  (тогда ещё студентки ГАФа) очень точно передали атмосферу нашей постановки:

«По замыслу автора молодогвардейцы встречаются снова, но уже после смерти, в памяти.
«Это так нужно – немножко памяти» – говорит Клава.

Они собрались, чтобы вместе вспомнить «эти жестокие и нежные времена»: «Были мы, была война, нам было по семнадцать лет и мы любили друг друга…»

Их пятеро, этих обыкновенных мальчиков и девочек, которых война безжалостно вырвала из юности и заставила заняться трудным и опасным делом.

«Делали его очень смелые мальчики и очень смелые девочки» – признаёт эсэсовец, который тоже встретился с ними там, в памяти. – «Они так и ходили вместе: мальчик и девочка. Как будто гуляют…»

Для него, арийца, так и осталось непонятным: как, почему, во имя чего «Молодая гвардия» молчала на допросах? Ради чего терпела чудовищные пытки? Ведь это же так просто: признайся, расскажи обо всём – и ты останешься жить!

«Ну, и чего вы добились своим молчанием?» – спрашивает фашист. – «Мы же вас так и отбирали: кто молчит, тот и есть из «Молодой гвардии»…»

Люба плачет. – «Это от счастья», – шепчет она, «от того, что ни один из моих товарищей не сказал ни слова…»

«Странное понятие о счастье…» – говорит эсэсовец.

Да, этого ему не понять. Как и не понять того, что тогда, в Краснодоне, фашисты, истребив молодогвардейцев, остались «…не сильнейшими, и всё равно не победили!» – так в финале бросает в лицо эсэсовцу Люба. И на этой высокой ноте заканчивается спектакль.

Трое участников спектакля – Лёня и Надя Ружи, и Саша Гирда – давние любимцы студенческой публики. Саша год назад окончил наш институт и сейчас работает в Архангельском аэропорту инженером. Но, как видно, свой отпуск можно проводить по-разному. Саша предпочёл морю юга сцену РКИИГА. Для него эта «Весна» – юбилейная.

Жюри отметило высокий уровень исполнителей, удачное режиссёрское решение пьесы и умелое использование реквизита (верёвка от качелей, на которых Ваня со смехом раскачивал Клаву, в руках эсэсовца превращается в петлю для Любы)»…


От себя добавлю, что в том спектакле принимали участие семь человек: Г. Латышев, М. Галко, Н. Ружа, А. Гирда, И. Никитин, В. Ткаченко и Л. Ружа. С художественным оформлением вечера великолепно справился  гениальный художник Мунир Сайфулин.

Я не буду подробно останавливаться на каждой работе. Постараюсь в двух словах нарисовать атмосферу того или иного материала.

Постановка «Чили победит» во многом интересна. В ней реализовано немало настоящих режиссёрских находок. Вспомним марионеток в раме окна, сквозное действие пантомимы, символизирующей противоборство «тёмных сил» чилийского общества. В спектакле передан драматизм противоречий между партиями, составляющими оппозицию хунте. Постановка заставляла думать. Органично звучали гневные, с резко очерченной внутренней интонацией, стихи Пабло Неруды. «Смотрите  – кровь на площадях!»  –  этот призыв к сплочению народа, к выходу из политического тупика, из состояния бездеятельности и равнодушия пробивал до мурашек. В этой работе я дал Игорю Балышеву возможность раскрыть себя в роли режиссёра и прекрасного сценариста.

Постановка «Ах, вы девушки, девушки…» сделана по пьесе Б. Васильева «А зори здесь тихие». Концепция спектакля интересна, но не в формате «Весны». Во-первых  –  не укладывалась во временные рамки тематической части. Во-вторых  –  мною умышленно был нарушен событийный ряд пьесы, что давало возможность ярче проявить личность каждой девушки в прошлом, и тем самым сделать более значимым и трагичным гибель каждой из них в настоящем. Не думаю, что такое прочтение пьесы под новым, неожиданным углом зрения стало бы событием в «Весне». Может быть, постановка её в будущем ТЕСТе составила бы равнозначный тандем со спектаклем «Награда, дарованная жизнью». Кто знает…
    Порадовался успешной работе И. Никитина в роли старшины Васкова. Жаль, что не смог оставить его в Риге.
    Девочки: Н. Гумарова, Л. Врадий, С. Дорошенко, М. Галко и Л. Гусева  –  тоже оставили о себе очень приятное впечатление.
    Этот материал можно было довести до уровня сильного спектакля.

«Святой и грешный» М. Ворфоломеева  –  пьеса-шпилька в адрес застойного периода Совдепа  –  к сожалению, также не являлась образцом формата «Весны» в части СТЭМа, но выявила для ТЕСТа достойных ребят: А. Осадчий, А. Стопинский, С. Комов, В. Глазков. В гротеске новыми красками раскрыли себя Л. Врадий, С. Дорошенко и В. Ткаченко.

По сути, основная масса перечисленных ребят каждую «Весну», на протяжении пяти лет, будет принимать участие в вечерах почти всех факультетов. И всё это – с репетициями по ночам плюс дополнительные вечерние репетиционные встречи в ТЕСТе. Работа на износ.

Со временем мне удастся через Москву сделать для ребят открепление от распределения по Союзу и оставить их в Риге.

Значимыми работами для ТЕСТа окажутся спектакли «Сотников»  –  инсценировка  повести Б. Васильева и «Рядовые»  –  по пьесе А. Дударева.  А также  – поэтические композиции: «Мы ушли от Никитских ворот», «Время, вперёд!» и «Верую, ибо я – человек».

Эти работы обогатят ТЕСТ значительным количеством талантливых ребят: И. Зиновчик, А. Пряхин, Д. Герман, И. Куртуков, Т. Исаева, С. Комов, О. Куртукова, Г. Беккулова, О. Панченко. Новыми красками заиграют комедийные актёры А. Стопинский и А. Осадчий. Л. Гусева проявит себя, как яркая разнохарактерная актриса. Своими актёрскими работами в формировании ТЕСТа оставят след А. Медведев,  И. Балышев, И. Никитин, В. Ткаченко, О. Куртукова и Н. Гумарова.

И. Балышев и А. Стопинский в полной мере реализуют свой талант сценариста. В. Меркель раскроется, как инженер-изобретатель и талантливый звукорежиссёр. Место художника по свету на долгие годы по праву займёт студент ФАО, прирождённый инженер, а впоследствии и музыкант, О. Полетаев.

Очень органично вольются в студенческую среду возрастные актёры, с большим опытом работы в других театральных коллективах: В. Панкратов, Н. Аксёнова и Е. Макурин.

По-настоящему обрадовался появлению такого самородка, как Э. Мартынова.

Постепенно вырисуется репертуар ТЕСТа, который будет обкатываться и в стационаре, и на выездах. На афишах будут обозначены несколько спектаклей:
«О дряни»  –  В. Маяковский; 
«Святой и грешный»  –  М. Ворфоломеев;
«Награда, дарованная жизнью»  –  В. Быков; 
«Скамейка»  –  А. Гельман; 
«Шаг с крыши»  –  Р. Погодин.

Спектакль «Награда, дарованная жизнью» на Республиканском смотре драматических коллективов Латвии будет отмечен жюри и ТЕСТ займёт второе место.

В это время к ТЕСТу примкнёт целая группа одарённых молодых людей с горящими глазами, до этого занимавшихся в народном театре при РВЗ. Это Марина Кацева, Оля Бондаренко, Лиза Решёнок, Юра Юнг, Жанна Волкова, Андрей Пятницкий. С их приходом ТЕСТ получил стимул к дальнейшему развитию.

Неоценимый вклад внесёт и Елена Романенко  –  художник от Бога, с талантом поэта и музыканта.

В рижских газетах всё чаще стали писать о нашем ТЕСТе. Шаг за шагом мы становились всё популярнее и увереннее в своих силах…


«Ригас Балс»  –  статья «Тест для «ТЕСТа»:

«Заканчивалась в Рижском Краснознамённом институте инженеров гражданской авиации очередная традиционная «Весна»  –  фестиваль самодеятельного творчества. Стихали страсти. После ночных репетиций студенты  –  недавние певцы, сценаристы, чтецы, актёры, художники  –  возвращались к учебным будням. До следующего фестиваля. Но были и такие, кто не захотел расставаться с творчеством. Они продолжали собираться вместе.

Так постепенно, шаг за шагом складывался будущий «ТЕСТ». Так рождался театр-студия. Первые буквы этих слов и легли в основу названия коллектива. Но студенты не были бы студентами, если бы не подразумевали и второй смысл: тест  –  проверка, испытание.

С 1986 года качественно меняется амплуа театра-студии. Сегодня в репертуаре  –  четыре спектакля, сыгранных более сорока раз в институте, в школах, на предприятиях города.

Экзаменом на зрелость, тем самым тестом, для студийцев стала недавно состоявшееся поездка в Татарскую АССР, где им было доверено право представлять любительское театральное творчество студентов республики. Здесь, на ударных комсомольских стройках, над которыми шефствует комсомол страны, студенты РКИИГА показали свои спектакли и концертные программы.

Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны, Казань, Камские Поляны.  Выступления в домах культуры и на открытых площадках, на КамАЗе  и в профтехучилищах,  в воинских частях.  Напряжённые дни работы, приносящей радость людям и уверенность в своих силах самим студентам.

Рассказывает режиссёр театра-студии Александр Иванович Аксёнов:

–  Когда в ЦК комсомола Латвии нам предложили такие гастроли, мы и обрадовались, и растерялись. Обрадовались, потому что это почётно. А растерялись, задав себе вопрос: как нас там примут? Если говорить честно, то зритель ударных комсомольских строек искушённый: сюда направляют лучшие профессиональные и любительские коллективы. А мы только недавно начали ставить «настоящие» спектакли. И всё же мы рискнули согласиться.

Упаковали и взяли с собой костюмы, декорации, аппаратуру для трёх спектаклей  по пьесам:

Гельмана  –  «Скамейка», затрагивающей моральные и, если хотите, социальные стороны нашей жизни;

Быкова  –  «Награда, дарованная жизнью…»  –  о личности человека в экстремальных условиях военного времени;

Погодина  –  «Шаг с крыши», где в красочном, сказочном представлении ставятся серьёзные проблемы воспитания детей.

Подготовили и концертные программы  –  театрализованные миниатюры из студенческой жизни.

Во время поездки завязались интересные творческие контакты. В городе Набережные Челны, например, нет профессиональных театров. Но театральные вкусы здесь формируют любительские театры-студии  «Грей», «Ника», «Мастеровые», существующие при крупных промышленных предприятиях и обладающие соответственно хорошей материальной базой. Поэтому на первых порах мы чувствовали барьер недоверия. А сломлен он был игрой, непривычной трактовкой тематики пьес. И когда шёл доброжелательный критический разбор нашей работы, взаимный обмен мнениями  –  контакт состоялся. А весной следующего года обком комсомола Татарской АССР официально пригласил нас на  Всесоюзный фестиваль любительских театров-студий, в котором примут участие более тридцати коллективов из Москвы, Ленинграда, Сибири…

– Что дала поездка коллективу и вам лично? Что больше всего запомнилось? – эти вопросы я задал студийцам  «ТЕСТа».

Владимир Ткаченко, студент механического факультета:

– Уже сами гастрольные условия заставляли собираться, концентрироваться. Это хорошая школа. Но, пожалуй, самым важным для всех нас было то, что мы почувствовали себя коллективом единомышленников.

Ольга Бондаренко, студентка филологического факультета ЛГУ им. П. Стучки:

– Каждый день был насыщен: переезды, репетиции, спектакли, концерты. Но, несмотря на физическую усталость, мы остались довольны: куда бы мы ни приезжали  –  нас ждали. И впервые мы поняли, что мы нужны. А значит и наши вечерние занятия в студии  –  не просто какая-то блажь.

Олег Панченко, студент факультета авиационного оборудования:

–  По-доброму мы завидовали театру-студии «Ника», существующему при КамАЗе. Вот бы нам такое: благоустроенные зрительный зал и сцена, студия звукозаписи, театральные уборные!

Больше всего запомнились встречи с любителями-актёрами театральных студий, когда шли откровенные разговоры о формах спектаклей, об их зрелищности, «проблеме зрителя».

…Сразу же по возвращении  –  снова почти ежедневно репетиции.  «ТЕСТ» активно пополняет  свой репертуар: «на выходе» четыре новых спектакля советских и зарубежных авторов.

                В. Эгле»