С первых страниц романа выплывают три плана повествования на которые он распадается. Автор описывает три восприятия мира - душевное состояние, духовное восприятие и реальное физическое - одним человеком. Но зачем это автору? Впервые подобную тройную линию сюжета я заметила в романах Достоевского. Особенно четко в его «Бесах». Ещё раньше (в детстве) в «Дон Кихоте». Японский писатель Мураками, например да и другие писатели тоже использовали тройную линию сюжета, что бы описать действия одного и того же человека более точнее. Однажды я и сама попробовала (используя этот приём) написать роман. Пробой пера стала моя простенькая «Небесная воля» - где есть намёк на тройственность героини.
Многие религии утверждают, что человек триедин в своей сути. Его Тело живет в реальности - это всем знакомый мир физический. Пронизанное эмоциями и страстями в Теле человека томится за странной оболочкой - Душа человека - которая создает чувственный мир, являя вторую - невидимую, трепетную ипостась человека, то есть второй план романа. Третья ипостась - чисто духовные основы. Здесь царствуют идеи, мысли и прочь. Это разумное начало человека - мир его фантазии, его Духа, разума. Его действия, речь и переживания (невидимые никому в жизни)автор как бы проявляет, делает зримыми. Реальный, чувственный и духовный мир - три мира загадочного романа Булгакова - вместе описывают состояние героев более полно.
Три разных ипостаси одновременно существуя в реальности, собирают образ героя в единый живой организм. Порой оставаясь абсолютно спокойным внешне человек горит злобой или гневом, его душа мечется в страхе. При этом за внешним спокойствием тела и смятением перепуганной на смерть души идет невидимая духовная работа, которой занят ещё один невидимый человек внутри них, холодно и трезво обдумывающий ситуацию. То есть два невидимых человека одновременно живут и действуют за оболочкой видимого тела. А что если дать им имена и показать их действия более подробно, словно действия разных людей? Вот такие мысли - ничего особенного в них нет как видите. Значит надо искать такие тройки, создающие одного человека. И многие пытались это давно сделать. И оказалось, что сделать это не сложно. Булгаков явно подчеркивал родство и единство определенных персонажей.
Ну начнем с Мастера. Кто он главный герой романа? Кто создаёт этого единого человека? У меня сложилось тройное соединение - Мастер, Берлиоз, Барон Майгель. Дата смерти Берлиоза указывает на дату смерти Горького. Именно она легла в основу сюжета романа. Берлиоз, композитор, создатель музыки, под ритмы которой жила вся страна Советов. Горький как создатель новых идей, новой музыки для советского народа очень точно вписывается в этот ОБРАЗ КОМПОЗИТОРА-новатора для страны Советов, то есть образно говоря это реальное ТЕЛО ПИСАТЕЛЯ. Именно его раздавит ТРАМВАЙ - символ государственной машины в романе - лишит его головы.
Барон Майгель (смягчаюший майский гель) осведомитель иностранцев о жизни в СССР - является символом ДУШИ ПИСАТЕЛЯ. Книги Горького знакомили мир европейцев с внутренним миром советского народа, влияли на юные души советской молодежи (его романтические песни о буревестники, о Данке обрушивали в народ патриотические, пафосные аккорды), звали молодежь на подвиги во имя Родины. Горький знал, что остановить фашизм сможет только советский народ. И он выполнил свой долг, ради которого и вернулся из-за границы, понимая что советской России нужно растить морально и духовно сильных солдат, защитников Октября, ибо война с фашистами неизбежна. Он понимал ценой чьей крови будет добыта будущая победа. И, приехав в Россию, начал бережно пестовать духовное начало комсомольцев, укреплять духовный стержень советской молодежи.
Его произведения формировали будущих героев войны - Матросовых, Зой Космодемьянских, Дубиненых, Олегов Кошевых, партизан, летчиков и прочих самоотверженных будущих воинов советской Армии. Во время войны советская молодежь, выросшая на его патриотических книгах, беззаветно бросалась на врага, гибла свято веря в победу. Естественно партийные лидеры помогали ему. Помогал, конечно, и генсек, ибо был первым, кто был в этом заинтересован.
Но ведь были и другие - враги, недоброжелатели, просто завистники его славы и его комфортной жизни. Горький буквально ценой собственной крови, бьющейся из его затихающего сердца, наполняет кубок вечной жизни, который поднимет всесильный и справедливый Разум (образ Воланда) в день трагической смерти писателя. Но слишком много фальши в творчестве Горького, слишком много лжи витает вокруг его личности. Недаром поступки барона Майгеля вызывают шепотки. На беду писателя, воспитанная им патриотическая молодёжь - комсомольские честные души! - прекрасно понимают несоответствие душевных порывов писателя (его призывов!) и гнусной действительности. Понимают причины, которые хорошо видны Разуму. Появившись в Москве в день смерти Горького, именно Разум, осветив её софитами истины, внезапно явил убогость и лживость советских лозунгов на нелепой сцене жизни.
Страна неистово неслась навстречу своему бурному будущему. Смерть Горького потрясла удивленную страну. Открылась ГОЛАЯ ПРАВДА, которая хозяйничала теперь в опустевших душах. Хотя умело подкрашенную ГОЛОВУ писателя выставили для прощания, настоящее ТЕЛО наглухо спрятали под грудой кровавых тряпок. И народ замер. Так было надо. Но кому? И зачем? И тогда и сейчас нет однозначных ответов...
Сам романтичный Мастер - конечно, это Дух Горького. Это его светлые мечтания о новом человеке. Именно Дух писателя сочинял невиданный роман о новой, милосердной Власти, мучительно надеясь на жизнеспособность такого правления. Но роман был обречен на гибель. И напрасно Душа Сталина - образ королевы Марго (то светлой, то темной) - однажды поверив оживляющей силе таланта Горького и полюбив её, звала его Дух к победе, толкала к действию. Она верила что новому человеку быть! Душа Сталина страстно веря идеям писателя - так верит любящая женщина своему избраннику! - не смогла помочь, спасти его. Что вернее любви между Душой и Духом? Душой Сталина и Духом Горького?
Сталин давно хотел, чтобы Булгаков написал правдивый роман о его правлении, о его мечтах, планах. Он не трогал писателя долго. Ждал. Но написанный роман о МАСТЕРЕ не оправдал его надежд. Почему? Сложно ответить. Роман написан и очень правдиво передал суть того сложного времени. И всё же понять его глубины трудно оказалось даже самому заказчику. Что уж тут сказать о потомках? Время убрало свидетелей, смыло детали, намеки, факты. Как сейчас понять то, что скрывалось под шутками Булгакова? Какая аура, намеки витали над теперь забытыми всеми фактами?
И всё же загадки Булгакова помогли и помогают людям задуматься над Вечными вопросами жизни, над смыслом жизни. Они помогают найти свой путь многим и сегодня. Просто подумай в тишине ночи над каждым словом романа. Буквально - над каждым! Не спеши - читай и думай. Но думай сам, что бы, выстроить свою версию. Мои мысли останутся только моими, если ты не поверишь в них так же самозабвенно, как верю им я. Надеюсь это нужно тебе, твоей Душе, твоему Духу далёкий человек. Пусть уже не советский, но Человек ведь?
13.11 2020 года.