Перевод без словаря. Загадки романа Булгакова

Галина Кадетова 2
 С первых страниц романа выплывают три плана  повествования на которые он распадается. Автор описывает три восприятия мира - душевное состояние, духовное восприятие и реальное физическое - одним человеком. Но зачем это автору? Впервые подобную тройную линию сюжета я заметила в романах Достоевского. Особенно четко в его «Бесах». Ещё раньше (в детстве) в «Дон Кихоте». Японский писатель Мураками, например да и другие писатели тоже  использовали тройную линию сюжета, что бы описать действия одного и того же человека более точнее. Однажды я и сама попробовала (используя этот приём) написать  роман. Пробой пера стала  моя простенькая «Небесная воля»  - где есть  намёк на тройственность героини.

 Многие религии утверждают, что человек триедин в своей сути. Его Тело живет  в реальности - это всем знакомый мир физический. Пронизанное эмоциями и страстями  в Теле человека  томится  за странной оболочкой - Душа человека - которая создает чувственный мир, являя вторую - невидимую, трепетную ипостась человека, то есть второй план романа. Третья ипостась - чисто духовные  основы. Здесь царствуют идеи, мысли и прочь. Это разумное начало человека - мир его  фантазии, его Духа, разума. Его действия, речь и переживания (невидимые никому в жизни)автор как бы проявляет, делает зримыми. Реальный, чувственный и духовный мир - три мира загадочного романа Булгакова - вместе описывают состояние героев более полно.

 Три разных  ипостаси  одновременно существуя в реальности, собирают образ героя в единый живой организм. Порой оставаясь абсолютно спокойным  внешне человек горит злобой или гневом, его душа мечется в страхе. При этом за внешним спокойствием тела и смятением перепуганной на смерть души идет невидимая духовная работа, которой занят ещё один  невидимый человек  внутри них, холодно  и трезво обдумывающий ситуацию. То есть два невидимых человека одновременно живут и действуют за оболочкой  видимого  тела. А что если дать им имена и показать их действия более подробно, словно  действия разных людей? Вот такие мысли - ничего особенного в них нет как видите. Значит надо искать такие  тройки, создающие одного человека. И многие пытались это давно сделать. И оказалось, что сделать это не сложно. Булгаков явно подчеркивал  родство и единство определенных персонажей.
 
Ну начнем с Мастера. Кто он главный герой романа? Кто создаёт этого  единого человека? У меня сложилось тройное  соединение - Мастер, Берлиоз, Барон Майгель.  Дата смерти Берлиоза указывает на дату смерти Горького.  Именно она легла в основу сюжета романа. Берлиоз, композитор, создатель  музыки, под ритмы  которой жила вся страна Советов. Горький как создатель новых идей, новой музыки для советского народа очень точно вписывается в этот  ОБРАЗ КОМПОЗИТОРА-новатора для  страны Советов, то есть  образно говоря это реальное ТЕЛО ПИСАТЕЛЯ. Именно его раздавит ТРАМВАЙ - символ государственной машины  в романе - лишит его головы.

 Барон Майгель (смягчаюший майский гель) осведомитель иностранцев  о жизни в СССР - является символом ДУШИ ПИСАТЕЛЯ. Книги Горького знакомили мир  европейцев  с  внутренним миром советского народа, влияли на юные души советской молодежи (его романтические песни о буревестники, о Данке обрушивали в народ  патриотические, пафосные аккорды), звали молодежь на подвиги во имя Родины. Горький знал, что остановить фашизм сможет только советский народ. И он выполнил свой долг, ради которого и вернулся из-за границы, понимая что советской России нужно растить морально и духовно  сильных солдат, защитников Октября, ибо война с фашистами неизбежна. Он понимал ценой чьей крови будет добыта будущая  победа. И, приехав в Россию, начал бережно пестовать духовное начало  комсомольцев, укреплять  духовный стержень советской молодежи.

 Его произведения формировали будущих героев войны - Матросовых, Зой Космодемьянских, Дубиненых, Олегов Кошевых, партизан, летчиков   и прочих самоотверженных будущих воинов советской Армии. Во время войны советская молодежь, выросшая на его патриотических книгах, беззаветно бросалась на врага, гибла  свято веря в победу. Естественно партийные лидеры помогали ему. Помогал, конечно, и  генсек, ибо был первым, кто был в этом заинтересован.

Но ведь были и другие  - враги, недоброжелатели, просто завистники его славы и его комфортной жизни. Горький буквально ценой собственной крови, бьющейся из его затихающего сердца, наполняет кубок вечной жизни, который  поднимет всесильный и справедливый Разум (образ Воланда) в день трагической смерти писателя. Но слишком много фальши в  творчестве Горького, слишком много лжи витает вокруг его личности. Недаром поступки барона Майгеля вызывают шепотки. На  беду писателя, воспитанная им патриотическая молодёжь  - комсомольские честные души! - прекрасно понимают несоответствие душевных порывов писателя (его призывов!) и гнусной действительности. Понимают причины, которые хорошо видны Разуму. Появившись в Москве в день смерти Горького, именно Разум, осветив её софитами  истины, внезапно явил убогость и лживость  советских лозунгов на нелепой сцене  жизни.

 Страна неистово неслась навстречу своему бурному будущему. Смерть Горького потрясла удивленную страну. Открылась ГОЛАЯ ПРАВДА, которая хозяйничала теперь в  опустевших душах. Хотя умело подкрашенную ГОЛОВУ писателя выставили для прощания,  настоящее ТЕЛО наглухо спрятали под грудой кровавых тряпок. И народ замер. Так было надо. Но кому? И зачем? И тогда и сейчас нет однозначных ответов...

 Сам романтичный  Мастер  - конечно, это Дух Горького. Это его светлые мечтания о новом человеке. Именно Дух писателя сочинял невиданный роман о новой, милосердной Власти, мучительно надеясь на жизнеспособность такого правления. Но роман был обречен на гибель. И напрасно Душа Сталина - образ королевы Марго (то светлой, то темной) - однажды поверив оживляющей силе  таланта Горького и  полюбив её, звала его Дух  к победе, толкала к действию. Она верила что новому человеку быть! Душа Сталина страстно веря идеям писателя - так верит любящая женщина своему избраннику! - не смогла помочь, спасти его.  Что вернее любви  между Душой и Духом? Душой Сталина и Духом Горького?

 Сталин давно хотел, чтобы  Булгаков написал правдивый роман о его правлении, о его мечтах, планах. Он не трогал писателя долго. Ждал. Но написанный роман о МАСТЕРЕ не оправдал его надежд. Почему? Сложно ответить. Роман написан и очень правдиво передал суть того сложного времени. И всё же понять его глубины трудно оказалось даже самому заказчику. Что уж тут сказать о потомках? Время убрало свидетелей, смыло детали, намеки, факты. Как сейчас понять то, что скрывалось под шутками Булгакова? Какая аура, намеки витали над теперь забытыми всеми фактами? 

 И всё же  загадки Булгакова помогли и помогают людям задуматься над  Вечными вопросами жизни, над смыслом жизни. Они помогают найти свой путь многим и сегодня. Просто подумай в тишине ночи над каждым словом романа. Буквально - над каждым! Не спеши - читай и  думай. Но думай сам, что бы, выстроить свою версию. Мои мысли останутся только моими, если ты не поверишь в них так же самозабвенно, как верю им я. Надеюсь это нужно тебе, твоей Душе, твоему Духу далёкий человек. Пусть уже не советский, но Человек ведь?

13.11 2020 года.