Штрихи к портрету. Паулина Фон Маттерних

Алина Алексеева-Маркезин
  Франц Ксавер Винтерхальтер ,Княгиня Паулина Меттерних. 1860 г.Частная коллекция.

      На портрете княгиня Паулина Клементина фон Меттерних  (1836-1921), — светская львица, блестящая представительница дворов Наполеона III в Париже и Франца-Иосифа в Вене. Супруга австрийского посла в Париже Рихарда фон Меттерниха, одновременно внучка и невестка канцлера Меттерниха. Она была в дружбе с Наполеоном Ш и императрицей Евгенией.

     Кайзер   обожал Паулину  и ради нее защищал произведения Рихарда Вагнера , которые вызывали большие споры в парижском обществе накануне франко-прусской войны.

    В 1856 году состоялась свадьба Паулины и единокровного брата её матери — Рихарда фон Меттерниха. Через три года он был назначен австрийским послом в Париже. Быстро освоившись во французской столице, княгиня стала близкой подругой императрицы Евгении и завела в своём доме престижный салон. Эта светская львица считалась законодательницей мод в Париже и Вене, причем с ее легкой руки французские и австрийские дамы научились курить сигары и кататься на коньках.

     По утверждению барона Н. Е. Врангеля, её популярность в Париже и Вене, её влияние на государственные вопросы были огромны.Паулина Меттерних окружала себя прежде всего аристократией, но также открыла свой салон для так называемого Второго общества , например, для  Ротшильдов, которые играли роль финансистов императорской семьи.

      После взятия Парижа прусскими войсками в 1870 году князь Меттерних был отозван в Австрию, и княгине удалось вывезти из страны драгоценности императрицы Евгении в мешке с дипломатической почтой. В венском дворце Меттернихов она возобновила свой салон, правда, без былого успеха.

Н.Е.Врангель( отец генерала Петра Врангеля) говорил о ней:

    "У нее были рыжие волосы, и она была скорее некрасива, но очень обаятельна и гранд-дама до кончика ногтей. Умная, резкая на язык, язвительная, добрая, невероятно одаренная и гениальная в государственных вопросах. Несмотря на все это, она была, в полном смысле этого слова, женщиной ненормальной, которая говорила все, что приходило ей в голову, и делала все, чтобы казаться женщиной с улицы, а может быть, это женщины улицы пытались, сколько могли, подражать ей, но, к сожалению, им это не удавалось. Только один человек в состоянии был подражать ей — сама княгиня Меттерних".

У Полины и Рихарда фон Меттерних было три дочери.

  Оказывается в молодости Паулина была участницей дуэли с графиней Кильмансегг в 1892 году.Повод для ссоры был невероятно женским и совершенно не романтическим – никакой ревности, никаких мужчин, просто две дамы занимались подготовкой Музыкальной и Театральной Выставки в Вене и не сошлись во мнениях относительно декора, точнее, конфликт возник из-за цветов, хотя подробностей история не сохранила.

     З2-летняя Анастасия Кильмансегг, урождённая Лебедева, жена графа Эриха фон Кильмансегг, штатгальтера Нижней Австрии , была председателем Женского Комитета той же выставки и также слыла дамой весьма уважаемой. Их конфликт перерос в настолько бурную ссору, что выяснять отношения высокопоставленные спорщицы решили на дуэли.

     Дуэль состоялась в 10-х числах августа 1892 года, в Вадуце (столице княжества Лихтенштейн). Секундантками были графиня Кински и княжна Шварценберг-Лихтенштейн. Врачом и распорядителем дуэли выступала баронесса Любинская (бывшая, кстати, дипломированным доктором), специально ради этого вызванная из Варшавы. Именно она настояла на том, чтобы спорщицы оголились, так как по распространенному тогда мнению ткань могла стать причиной инфекций в ране.

      О том, как происходила дуэль, сохранились подробные воспоминания, изложенные в мемуарах участниц. Сначала произошли две короткие схватки, и уже в третьей более опытная княгиня Меттерних ранила свою соперницу в нос. Правда, тут женская природа в ней возобладала, или она просто решила, что с первой кровью дуэль завершена, но она бросила шпагу и кинулась к графине, чтобы помочь ей. Но та в пылу схватки ничего не поняла и нанесла безоружной княгине удар, ранив ее в руку.

      Дальше та же баронесса выполнила свои обязанности врача, перевязав раны, — к счастью, обе были не опасными.  Дуэлянтки обнялись и пришли к примирению. Победительницей признали Меттерних, и выставка в Вене, подготовленная недавними смертельными врагами, имела огромный успех.

    Княгиня Паулина пережила не только «эмансипированную дуэль», но и две империи, в которых она играла влиятельную роль, – вторую французскую в 1871 году, а также Австро-Венгерскую в 1918 году, опубликовала свои мемуары и закончила свою долгую жизнь в 1921 году в Вене, когда длинный XIX век и его живописные безумства наконец подошли к концу.