Его невозможно забыть - Он - Жванецкий Часть 1

Валерий Раппопорт
     Его не стало 6 ноября. Но самое главное в том, что мы не успели насладиться его отточенной речью, фразами с глубочайшим смыслом.

Эти фразы всегда соответствовали течению момента. Никто, кроме него, не мог так быстро и остро, но ещё всегда с некоторой иронией откликаться на события, протекающие одновременно среди нас и среди него.
Власти всех времён быстро подметили в этом искромётном человеке укоры в свой адрес. Но это уже будет в последние годы.
                ***
Он родился в Одессе. А Одесса всегда славилась неординарностью выражений. И по этой неординарности всегда можно было определить откуда этот человек произошёл. И если человек говорил, что вчера шел дождь, а сегодня идёт обратно, то это был истинный одессит.

Я не буду подробно останавливаться на его биографии. Это знают многие.
Родившись в 1934 году в Одессе, в школу он пошёл уже в Ташкенте, куда был эвакуирован с матерью. Отец был призван в армию. И, поскольку он был хирургом, то прошёл путь от врача медико-санитарного батальона, затем хирургом фронтового госпиталя, до главврача эвакогоспиталя и в 1942 году награждён  орденом  Красной  Звезды.

Семья вернулась в родной город после его освобождения в 1945 году. Окончив среднюю школу Михаил Жванецкий в 1956 году окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности инженер- механик  подъёмно- транспортного оборудования портов. После окончания института работал в Одесском порту вместе с Виктором Ильченко.
Ещё в студенческие годы Михаил участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам же и исполнял. Вместе с ним в созданном им театре «Парнас-2» выступали Роман Карцев и Виктор Ильченко.
Роман Карцев с 1962 года работал в театре миниатюр у Аркадия Райкина. Однажды Райкин услышал Карцева с выступлением монолога, написанного Жванецким. И уже в 1964 году Райкин пригласил Жванецкого в свой театр заведующим литературной частью.
                ***
С этого момента Жванецкий исчезает из нашего поля зрения и Райкин и только он один выступает с миниатюрами и монологами, написанными Жванецким.

Эта их совместная деятельность совпала с моей учебой в институте. Наш институт связи находился меньше, чем в полукилометре от улицы Желябова, где и располагался театр Эстрады Райкина. После лекций мы бегали на эту улицу и там за театром Эстрады перед зданием ДЛТ (Дом ленинградской торговли) находилось кафе, где мы наслаждались кофе и пончиками с сахарной пудрой. А вдоль улицы Желябова выстраивалась длинная очередь, желающих попасть в театр. У нас не было тогда достаточно денег, чтобы купить туда билеты. По странному совпадению соседняя улица с улицей Желябова была улица имени Софьи Перовской, где у моей жены была в подвале кафедра дальней связи (наш институт арендовал этот подвал). Что касается (в качестве справки) Желябова и Софьи Перовской, они были революционерами- народовольцами и принимали непосредственное участие в убийстве царя АлександраII.
Сегодня эти две улицы называются соответственно Желябова -Большая конюшенная, и улица Софьи Перовской - Малая конюшенная. Жаль, но это перекликается с Кривоколенным переулком на Старом Арбате в Москве. Иностранцам этих слова никогда не понять.

 Мы тогда не вдавались в суть всего этого и только сейчас я понимаю насколько заблуждались эти люди.

Но я отвлёкся в воспоминаниях. Когда концерт Райкина заканчивался, он выходил из театра и уезжал на машине. А Жванецкий выходил позже. Небольшая толпа людей тепло приветствовала его, и он приветливо махал всем рукой. Ему было тяжело. Он сам, весь в порыве, понимая, что может выступать сам, и, может быть, лучше Райкина. Он стоял в его тени. Это его сильно угнетало.
Он любил, не спеша, пройтись по Невскому до Садовой и куда-то уезжал на трамвае.
Весь 1964 год мы часто видели его, но не могли предполагать какое напряжение возникало между ним и Райкиным.  Тень Аркадия Райкина настолько скрывала самого Жванецкого и его талант, что даже на афишах не печаталось его имя. Так долго продолжаться не могло.
Но нужно помнить, что Райкин был обласкан правительством и у него были большие связи. Бороться за свои права в театре Эстрады Райкина Жванецкий, конечно, в те годы не мог. Вариант был один – уходить из театра и уезжать к себе обратно в Одессу.
До распада СССР было ещё далеко, и до выхода Украинской ССР из состава СССР тоже было ещё далеко.  Жванецкий понимал, что сильные мира сего здесь в Ленинграде не дадут ему подняться.
                ***
И в 1969 году Жванецкий вместе С Романом Карцевым и Виктором Ильченко покидают Театр Эстрады Райкина и уезжают в Одессу, где создают свой Одесский театр миниатюр.

В 1970 году Карцев и Ильченко стали лауреатами четвёртого Всесоюзного конкурса артистов эстрады с миниатюрами Жванецкого.
И в это же время Жванецкий начинает выступать сам в Одесской филармонии, а с 1970 года в Московском театре «Эрмитаж», где приобрёл популярность.
Для Романа Карцева и Виктора Ильченко, написал более трёхсот миниатюр и монологов.
В 1988 году стал художественным руководителем Московского театра миниатюр.
                ***
Как я уже упоминал выше, я не собирался в подробностях писать биографию Жванецкого, я лишь упомянул отдельные вехи, при том, самые значительные в его жизни.


С декабря 2000 по июль 2001 года в паре с поэтом Вадимом Жуком принимал участие в программе «Простые вещи» на РТР.

С апреля 2002 по декабрь 2019 года являлся постоянным ведущим ежемесячной телепередачи «Дежурный по стране», оригинального формата на канале «Россия-1» (производство телекомпании АТВ)

Вот с этого момента и началось наше реальное и настоящее знакомство с Михаилом Жванецким. Мы всегда ждали его выступлений. Это была трудная и сложная пора в жизни нашей страны. Жванецкий поддерживал Ельцина, улавливая в нём свежую струю демократии. И никто тогда не знал, как дальше повернутся события и какая будет обстановка в мире и в России.

Но даже в это сложное время Жванецкий никогда не прогибался ни под власть, ни под публику. А какая бы власть не была, она не любила острых его словечек в свой адрес. Но он всегда был честен в своих миниатюрах, кого бы они не касались.
Передача его была ежемесячной, а у многих артистов она была еженедельной, а ещё у некоторых и ежедневной. И, если те, ежедневные ведущие, лояльные властям, были любимцами власти, то Жванецкому с каждым годом становилось всё труднее. Он понимал, на сколько он неудобен правительству, но со своей честностью он ничего не мог поделать.
Он много ездил по стране от Москонцерта, и там, в других городах, ему было не только легче выступать, но и легче дышать, хотя всё, что он говорил, было известно наверху.
Его награждали и тут же зажимали, переводя его передачи то после 23 часов, потом после полуночи. Объяснять не нужно. То же было с Познером.
                ***

Сатирик, как и большой артист, не может долго находиться в обстановке перекрытия кислорода. Нервы его были напряжены как струны. И это не могло не сказаться на его здоровье.

2 декабря  2019  года  Жванецкий  закрыл передачу «Дежурный по стране» и это оказалось связанным с его болезнью.
                ***

6 ноября 2020 года его не стало…
                ***

Что же осталось?

Книги:

• 2011 — «Жаркое лето» («Время»)
• 2014 — «Южное лето (читать на Севере)» («Эксмо»)
• 1980 — «Встречи на улицах»
• 1987 — «Год за два»
• 1993 — «Моя Одесса»
• 2001 — «Собрание произведений» в пяти томах («Время»; переиздания — 2006, 2009)
• 2004 — «Мой портфель» («Махаон-Украина»)
• 2007 — «Одесские дачи» («Время»)
• 2008 — «Тщательней…» («Время»)
• 2008 — «Избранное» («Эксмо»; переиздания — 2010, 2011)
• 2010 — «Не продолжай короткое» («Время»)
Аудиокниги
• 2008 — «Шлягеры» («Время»)
• 2008 — «Концерт № 2» («Время»)
• 2008 — «Одесские дачи» («Время»)
Спектакли
• 1987 — «Птичий полёт»
• 1988 — «Избранное»
• 1989 — «Политическое кабаре»
• 1994 — «Моя Одесса»
• 1999 — «Престарелый сорванец»

Экранизации

• 1975 — телефильм «Миниатюры. М. Жванецкий». Режиссёры — Роман Карцев, Виктор Ильченко.
• 1984 — 1987 — сериал «Контакты… конфликты…» (автор сценария и закадровый голос). Режиссёр — Ефим Гамбург.
• 1985 — телеспектакль «Золотая рыбка». Режиссёр — Марк Розовский.
• 2019 — телефильм «Одесский пароход» (роль Автора). Режиссёр — Сергей Урсуляк.

Дискография

• 1977 — «Что случилось?» (совместно с Романом Карцевым и Виктором Ильченко; «Мелодия», винил)
• 1978 — «Юмористические песни и рассказы» (совместно с Романом Карцевым и Виктором Ильченко; «Мелодия», винил)
• 1987 — «Дискотека смеха» (совместно с Романом Карцевым и Виктором Ильченко; «Мелодия», винил)

Признание.

Присвоение почётного звания «Народный артист Российской Федерации»,
26 декабря 2012 года
• 1970 — лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады (совместно с Виктором Ильченко и Романом Карцевым).
• 1978—1991 — член Союза писателей СССР.
• 1986 — лауреат премии «Золотой телёнок».
• 1990—2020 — президент Всемирного клуба одесситов.
• 1993 — лауреат премии «Триумф».
• 1994 — кавалер ордена Дружбы народов «за заслуги в области эстрадного искусства»[72]
• 1994 — лауреат Кубка Аркадия Райкина.
• 27 февраля 1997 — Почётный гражданин Одессы.
• 1999 — народный артист Украины «за весомый личный вклад в развитие эстрадного искусства, высокое исполнительское мастерство»[75].
• 2001 — заслуженный деятель искусств Российской Федерации «за заслуги в области искусства».
• 2001 — лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства[77].
• 2002 — заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым.
• 2006 — лауреат премии «ТЭФИ» в категории «Профессии» в номинации «Развлекательная программа: юмор» (программа Михаила Жванецкого «Дежурный по стране»)[70].
• 2009 — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени «за большой вклад в развитие литературы и эстрадного искусства».
• 2012 — народный артист Российской Федерации «за большие заслуги в области кинематографического, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусства»[80].
• 2019 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность»

                Его невозможно забыть!

Вот несколько его выражений из его последнего концерта:

1. Один пацан мне говорит: «Михаил Михайлович, мой отец говорит как Вы- говорит, говорит и что – нибудь скажет. Вам надо познакомиться».  Да, сказал, этот парень говорит лучше меня. Это будет моим эпиграфом.

2. Что такое разница в возрасте: она что- нибудь скажет, он не слышит, она что – нибудь купит, он не видит. Она живёт замечательно, после него с ней никто не мог жить потому, что возражения и подсчеты она слышала впервые.

3. Да, да, да, да. Я тут был приятно поражён. Оказывается, сомалийские пираты, как и я, закончили институт инженеров водного транспорта.



12 ноября 2020 года.