Попаримся в иранском хаммаме в Самарканде?

Фархад Гулямов
Гўлах — это слово несколько дней навязчиво вертится в голове. Я его не вспоминал и не употреблял сорок с лишним лет. Что оно означает?

Гўлах (gulah) - у ираноязычных и некоторых туркоязычных народов - топка восточной бани и истопник (кочегар). Скорее всего, это слово всплыло из глубин памяти, когда мозг получил опорный сигнал в виде статьи "Район Панжоб и иранцы" - https://rifat.livejournal.com/268080.html. В ней упоминается хаммам, который был построен в кишлаке Ходжа-Саат в конце 1880-х в комплексе с медресе и мечетью в Панжобе. Купец Ходжа Абдураим (ирони) архитектуру и технологию строительства медресе, мечети и бани изучил в Иране, выступил потом и инвестором, и архитектором. Наши старики банную процедуру обязательно начинали с благодарственной молитвы в честь Ходжи Абдурайима, ею же завершали.

С фасада "Тош хаммом" (каменная баня) ничем не примечательное одноэтажное здание. Справа от входа каморка кассира, которой пользуются в женские дни. Дальше попадаете в достаточно большое помещение со шкафчиками и деревянными кроватями, застеленными курпача (стеганые подстилки - не одеяла) с подушками. Здесь можно после баньки прийти в себя, лёжа на подушках и попивая зелёный чай со сладостями, ведя неторопливые беседы.

Сняв с себя верхнюю одежду, оставив только нижнее белье и нацепив на босы ноги деревянные сандалии, попадаете в узкий коридор, где есть ниша для массажа. Там посменно работали Гафур ами, наш сосед и его напарник. Напарником был одноногий банщик-инвалид. Для меня так и осталось загадкой: как же он разминал одеревеневшие члены клиентов? Не помню, чтобы я это видел. Я его запомнил с пиалой зелёного чая в руке с подушкой в обнимку, двумя костылями рядом и получающим деньги от посетителей как кассир.

Дальше "мокрая" раздевалка с крюками для одежды на стенах, с водопроводными кранами и каменными водоемчиками для мытья ног. Здесь посетитель снимает с себя последнее и обматывается ниже пояса лунги - куском белой ткани. Полагаю, лунги к нам пришло из Индии, с которой активно торговали наши предки. Туда ходил и мой прадед - Салим бо;;ол (бакалейшик), которого я застал. Там лунги - повседневная мужская одежда, кусок ткани размером примерно 2х1 м, которой обматываются ниже пояса.

Следующее шестигранное помещение под центральным куполом - помывочная. Я сюда не заходил более сорока лет и какие-то детали, быть может, стёрлись. Так что прошу быть снисходительными к точности изложения.

В центре зала - многогранное каменное возвышение (супа), где можно расположиться с банными принадлежностями. Запомнилась одна большая каменная ниша справа, где тоже можно помыться, полежать, сделать друг другу массаж. Надо сказать, асе иранцы-мужчины, завсегдатаи хаммама, умеют делать массаж - без этого хаммам не хаммам.

Вдоль остальных стен центрального зала - небольшие ниши, где можно удобно усесться со своим тазом (шайкой), в промежутках - водопроводные вентили с холодной водой. Насколько я помню, водопровод в хаммаме появился где-то в начале 1970-х. До этого воду ковшами брали из двух каменных бассейнов с горячей и холодной водой в помещении, которое примыкало к центральному залу.: как она в свою очередь туда попадала - не задумывался.

Как только попадаете в центральный зал, напротив вы увидите вход в небольшое, но самое жаркое помещение в хаммаме. Оно располагается прямо над топкой (гўлах). Ступать и лежать в двух нишах на одного человека здесь горячо - огонь горит прямо под мраморным полом. Отсюда жар постепенно распространяется на весь хаммам. Именно благодаря этому между помещениями нет резкой температурой разницы: везде комфортно в зависимости от вашего состояния. Воздух не такой влажный, как в турецких банях - дышится легко.

К этой же жаркой комнате примыкают два каменных водоёма выше пола: под одним из них горит огонь, другой - с холодной водой. Проемы для забора воды - примерно на уровне глаз.

Топка у хаммама - прямо под полом. Раньше топили дровами и углем, потом устроили газовую грелку в печи и подтапливали опилками.

С правого боку от жаркой комнаты - вход из центрального зала в зону интимной гигиены. Здесь устроены кабинки, похожие на душевые (душа в бане нет вообще - обливаются тазами. Завесив "кабину" лунги, можно спокойно заниматься личной гигиеной. Иранцы-шииты, как и все мусульмане, в этом смысле очень чистоплотны. После бритья интимные места можно обмазать средством растительного происхождения, которое можно купить прямо в бане, - потом на месяц-другой можно забыть об этой процедуре.  Мазь белого цвета. Из чего и как делают - не знаю. Буду благодарен, если кто из читателей поделится знанием.

Мне показывали одного мужчину, с которым это средство сыграло злую шутку. Будто бы он случайно мазнул этим средством часть усов - через какое-то время половина усов как не бывало. Ровесники над ним не зло подшучивали:

- Что,  верх с низом перепутал?

Имя его подзабылось (и хорошо!), хотя лицо перед глазами.

Ополоснувшись тут же, потом омыв ноги в "мокрой" раздевалке, натянув свежее белье, возвращаетесь в главную раздевалку-чайхану. При желании здесь можно отдохнуть, попить ароматного чаю, присовокупив к ним горячие самсы, которые пекли прямо у входа в баню. Либо через заднюю дверь пройти в чайхану на свежем воздухе, построенной одновременно с баней на островке посреди хауза (пруда), обсаженного вековыми тополями.

У меня осталось яркое воспоминание, связанное с нашим хаммамрм. В конце 60-х и в 70-е годы прошлого века в каждый четверг, в определённое время, в хаммам приходил один аксакал. Намыливая и умасливая свое заслуженное тело, он затягивал древнеиранские поэмы. И голос был изумительный, и акустика под куполами несравнимой. Многие ради этого и приходили в баню. Особенно после того, как в 1972 году мой отец, Очил Гулямов, окончательно ослеп от полученных в Великой Отечественной войне ран, наши визиты тоже стали регулярными. Я или мой брат Бахтияр, после мытья и импровизированного концерта, отца усаживали в чайхану над хаузом. Дальше за ним ухаживали его ровесники-завсегдатаи чайханы. Через некоторое время мы отца забирали домой посвежевшим и помолодевшим.

________________________________________

Рассказ перепечатан газетой "Самаркандский вестник" за 11.09.2021 г.