Творить добро

Ольга Анцупова
Из цикла «Путешествие по Татарстану»
Начало здесь:
http://proza.ru/2020/11/12/1109


Недалеко от стен Казанского Кремля сегодня можно увидеть скульптурную группу: пожилой мужчина держит под уздцы коня, запряженного в телегу. На телеге вповалку лежат школьные ранцы и сидят дети. Один мальчишка идет рядом.

Это творение рук (и души) скульптора Асии Минуллиной и помогавшего ей Андрея Балашова называется «Памятник Благотворителю». А история этого памятника настолько любопытна, что заслуживает отдельного очерка.

Но сначала – небольшое отступление. Удивительное создание – человек! Мы будем ругать власти за грязь на улицах и при этом небрежно бросать фантик от конфеты рядом (рядом!) с мусорной урной. Ругать на чем свет врачей и… вопреки их рекомендациям и назначениям лечиться по Интернету. Критиковать учителей за низкий уровень образованности наших детей, а дома откровенно радоваться тому, что ребенок «под ногами не путается» и «по подворотням не шляется», а готов ночи напролет  сидеть за компьютерными играми!

Но самое любопытное в противоречивости наших помыслов и деяний – это отношение к состраданию, милосердию и благотворительности. Мы готовы при любом удобном случае сетовать на то, что добро и отзывчивость уже давно исчезли из нашей повседневной жизни, но стоит нам столкнуться с тем, кто готов - в прямом смысле слова - отдать последнюю рубаху ближнему, и многие тут же посчитают такого человека чудаком. А кто-то увидит у него проблемы с психикой. Другие – банальную «показуху». Обязательно найдутся и такие, кто уверенно заявит: «Знать – рыльце в пушку… Грехи замаливает!».  Одним словом, вместо простого человеческого «Спасибо!» на благотворителя выльется ушат домыслов, а то и грязи…

Разве не так? Не верите? Увы – Интернет обнажил сегодня в людях всё, что до эпохи виртуального общения старательно пряталось в реальной жизни под маской благообразия и «соответствия общепринятым нормам». Взгляните на комментарии под любой статьей о благородных поступках, о спасении других ценой собственной жизни, об усыновлении тяжело больных деток, о движении зоозащитников и прочее – сколько отвратительных в своей циничности и душевного отупения комментариев вы найдете в потоке общих отзывов!

Так что ничего удивительного в том, что и образ жизни нашего современника Асгата Галимзяновича Галимзянова – а именно с него «лепился» облик старика в Памятнике Благотворителю – вызывал и вызывает и поныне разные эмоции. И, действительно, не каждый поймет, как можно отдать свою квартиру в элитном районе Казани беженцам из Казахстана, а самому остаться жить в полусгнившем старом бараке? Но, познакомившись с многодетной семьей (да еще и с лежачей бабушкой), пережившей все ужасы перестроечного развала страны, Асгат Галимзянович иначе поступить не мог.

Этот человек, вообще, не мог оставаться в стороне от чужой беды – поэтому и сегодня добрым словом поминают его (а умер Баготворитель в 2016 году) и жители Спитака, и семьи моряков, погибших на подлодке «Курск», и переселенцы Чернобыля, и бывшие сироты многочисленных детских домов… Невозможно не то что перечислить – вспомнить все благие деяния Асгата Галимзяновича, начиная от восстановления озера и строительства детского сада в родном селе и заканчивая поддержкой дома престарелых! 

«Чудак!»  - пожимали плечами многие при виде возчика с Казанского рынка, уже не первый год донашивающего латаный-перелатанный ватник и стоптанные сапоги. А некоторые напрямую говорили ему о том, что жизнь дается один раз и сначала надо позаботиться о себе и своих родных, и только потом – о чужих людях. Но Асгат Галимзянович резко пресекал такие разговоры, считая, что главное предназначение человека на этой земле – «творить добро». Так ему завещал отец, вернувшийся без ног с войны. Так завещал бы он и сам своим детям и внукам, если бы судьба не отобрала у него очень рано жену и сына.

А деньги… «Сегодня одни хвастаются богатством, другие — не могут заработать. А ведь деньги всегда на земле лежат, нужно только поднять их: разведи скот, трудись — и всё будет» - вот ответ самого А.Г.Галимзянова («Аргументы и факты» от 29.10.2013 года).

Он творил добро не ради ажиотажа журналистов или «лайков» в Интернете.  Помогал, не афишируя свою помощь. Спасал, не бросая клич в народ о  своей спасательной операции. Потребность души не нуждается в рекламе, как не нуждается в рекламе потребность дышать.

Жил он скромно и ушел тихо, но, как говорится, «слухами земля полнится» - про дела его добрые еще при жизни старого возчика прознали журналисты, а уж с их легкой руки – и другие люди.

И когда семья первого президента Татарстана Минтимира Шаймиева на свои личные средства захотела установить в Казани памятник Благотворительности (а надо отметить, что в республике это явление имеет давнюю традицию, об этом я обязательно напишу в другой заметке), как-то само собой получилось так, что центральную фигуру задуманной композиции было решено лепить с Асгата Галимзянова.  И место для памятника было выбрано Асией Минуллиной замечательное - у стен Кремля в маленьком скверике, хотя один из 11 эскизов Памятника Благотворителю, которые она подготовила для заказчика – Минтимира Шаймиева, предполагал немного иное композиционное решение и установку над водоемом – либо  в Ленинском садике, либо в парке «Черное озеро».

Сам Асгат Галимзянов побывал на открытии памятника – тогда скульптурная композиция не была памятником конкретному человеку, это уже после его смерти сами казанцы стали называть памятник Благотворителю памятником Галимзянову. Что, впрочем, вполне заслуженно – в некотором роде Асгат Галимзянов стал живым воплощением этой самой Благотворительности.

Биография Асгата Галимзяновича полна и радостей, и печалей, и побед, и потерь. Против него даже возбуждали уголовное дело за незаконное разведение скота (в те времена держать скот населению было запрещено, а для помощи детским домам Асгат Галимзянов собственноручно тайком оборудовал у себя под сараем… подземную ферму!).  Но когда сотрудники ОБХСС ближе познакомились с этим, «не от мира сего», человеком и выслушали директоров детских домов, они не только закрыли дело, но и посодействовали тому, чтобы в порядке исключения Асгату Галимзянову выделили участок земли и официально разрешили держать скот!

Но это уже тема для отдельного рассказа…

А следующая моя дорожная зарисовка будет о... казанских котах:

http://proza.ru/2020/11/17/1095