Крещение в тайнинском

Светлана Колосовская
Храма Благовещенья в с. Тайнинское находится прямо за МКАД-ом, рядом с памятником нашему убиенному Государю Императору Николаю II. Место старинное и известное, здесь некогда стоял еще и Путевой дворец, где останавливались наши Государи по дороге на богомолье к Троице. Настоятель там – известный священник о. Владимир Агриков. У храма протекает речка Стромынка, приток Яузы. Именно она является Иорданом, именно на ней на Крещение устраивают запруду. Делают помосты, сходы в воду, над которыми ставят две большие синие  военные палатки – для мужчин и для женщин.  Несмотря на то, что расположение храма не очень удобное и добираться к нему общественным транспортом довольно сложно, а ночью – тем более, авторитет о. Владимира работает безотказно. Храм переполнен.   В ночь на 19-е января, то есть на праздник Крещения Господня, паломничество в этот храм невообразимое. До самых Мытищ, а это несколько километров, тянется очередь автомобилей… Иной раз, говорят, ждут очереди в машинах до 4-х часов утра.
Именно у этого, старинного Благовещенского храма устраивался настоящий Праздник Крещения, или иначе – Богоявления. Потом там долго шла реконструкция местности, включавшая русло Стромынки. Началась она  с обустройства парка вокруг памятника Государю…
Расскажу о памятных для меня событиях 2010 или 2011 г. Мы с дочерью успели приехать к 10 ч. вечера и поставить машину близко к храму, на большой стоянке. Вся местная полиция была уже – «во фрунт». Каждой, вновь подъезжающей, машине указывалось ее место. На наших глазах выстроился  уже следующий ряд… Некогда здесь был пустырь. Это место вокруг храма так и сохраняется вне большой и высотной застройки. Поэтому храм действительно возвышается над всем. А подсветка его такова, что издали он горит как свеча. Вблизи это ощущение только усиливается, поскольку ярко освещена и большая территория вокруг, вплоть до памятника Государю. Из динамика ровный и приятный голос (о. Владимира?) рассказывает  историю Богоявления, историю праздника. А машины все прибывают и прибывают. Это трудно определить словами, но пред-ощущение праздника - входит и переполняет. И мнится: не то храм ракетой уйдет в небо, не то какой-то невообразимый салют начнется… Помню свою мысль-испуг: «Неужели мы в это время могли остаться дома?!  И не пережили бы разлитого вокруг этого потаенного восторга, который как-то умело вводился в спокойное русло голосом из динамика, рассказом о Богоявлении?».
Обнаруживаем, что окунуться во Иордань не все и собираются.  Много молодых людей, которые  просто приехали на праздник. Идем в храм. Сразу подарок: прямо нам навстречу идет о. Владимир. Дочь первая устремляется к нему: «Отец Владимир, благословите окунуться!». Он берет ее руки в свои и задерживает, умоляюще глядя в глаза: «Но вода-то ведь, знаете, очень холодная…» - «Вы вот благословите, и она будет теплая» - «Вы так думаете?.. Ну тогда – ладно…». И все это почти с мукой и явно - нехотя.
 Где-то в 23.40 крестный ход во главе и с о. Владимиром  из храма направляется на Иордан. Нам опять везет: наверное по ошибке, случайно, нам вручают листочки с текстом тропаря, и мы проходим вместе с певчими на берег Стромынки. Народу вокруг –  невообразимо. После молебна т. о. мы оказываемся у входа в купальню – первыми. И только потом, чуть позже, впускают первую партию из очереди. Входим в пустую купальню. При электрическом освещении вода очень темная. А когда я увидела в ней плавающие льдинки, покой меня оставил. Как-то автоматически я сказала дочери: «Все: я не иду!» - «Что ты говоришь, мама, ты видела какая там очередь? Они еще мерзнут, а мы – сразу в теплую машину…». Я взяла себя в руки. Ну, не в первый же раз… Все как обычно – три раза с головой…
Но не успела я прийти в себя после погружения, как стала свидетельницей  еще более невероятного… Едва набросив  на себя полотенце, я буквально застыла. По ступеням в купель медленно сходила молодая женщина… Напомню читателям, что температура воды  в это время не выше +4-х градусов. Плюс – эти  льдинки…Трехкратное погружение т. о. бывает быстрым настолько, насколько это  возможно. А эта женщина сходила по-царски: благоговейно-медленно. Как в парное молоко. Погрузившись один раз, она спокойно подняла голову из воды,  еще раз перекрестилась, и также медленно погрузилась второй раз. Потом, без бульканий и шумных вздохов, - третий раз.
От увиденного «застыла» не только я. Все присутствовавшие – замерли. Впечатление было настолько сильным, что я едва удержалась от того, чтобы «проверить» воду еще раз.
Что касается о. Владимира, он наверное стал заложником своей популярности, к чему, разумеется, и не стремился. Думается мне, что после реконструкции он эту практику погружений и вовсе прекратит. К этому два случая. Однажды мне пришлось поехать в Тайнинское одной, то есть «своим ходом»,  дочери не было в Москве. 19 января, на Крещение,  я приехала утром пораньше и окунулась до службы. На службе отогрелась. Литургию, то есть и Херувимскую тоже, там поет весь храм. Файлы с текстами желающим петь раздают скоро и умело… работаю два регента… 
 После службы я решила доехать до Мытищ на машине. Мне показалось, что водитель джипа собирался отъехать. «Довезете до станции?» - «Садитесь».  А это оказалась православная благотворительность – ехать он не собирался, спросил только: «Окунулись?» - «Да. А вы?» - «Отец Владимир меня не благословил, у меня спина…» - «Что же Вы здесь делаете? Служба закончилась» - «Да вот, работаю… Я инженер-гидравлик. Мы здесь для о. Владимира каждый год запруды делаем…» - «Ну, а в прошлом-то году, - спрашиваю, - окунулись?». Оказалось, что и в прошлом году – благословения не было…
Второй случай был просто комичным,  нечаянно подслушанным мною у Благовещенского храма. Мужчина средних лет говорит двум или трем своим приятелям:  «Подхожу я вчера  к о. Владимиру, чтобы спросить - где он теперь благословит окунуться на Крещение. У него ведь сейчас реконструкция... И вы знаете, что он сказал? Взял неспешно мою руку, поцеловал ее… смотрит на меня и говорит: «Не надо окунаться, не надо».  Случай всех развеселил, а рассказчик  также весело заключил: «Ну какой теперь для меня Иордан…».  Я же, став невольным свидетелем этого разговора,  отметила про себя: вот и не надо у о. Владимира благословляться. Может быть там что-то личное. Может быть он воды боится.
21 января 2014