Осторожно мошенники

Людмила Коншина
Страх по телефону: мошенники звонят «из поликлиники»
Вымогатели звонят пожилым людям как бы «из поликлиники», и сообщают, что у них обнаружено онкозаболевание. Преступники пользуются тем, что канцерофобия стала массовой общественной проблемой

Марина ЛЕПИНА
 05.10.2015
Фото с сайта rg.ru

Последнее время в социальных сетях участились обсуждения нового телефонного обмана, на сей раз совсем уж циничного: неизвестные мошенники по телефону объявляют человеку, что у того смертельное заболевание. Испуганные люди готовы отдать все свои сбережения за чудодейственные лекарства или «немедленную, у хорошего врача», операцию. Чаще всего на такой обман попадаются пожилые люди. Медики и юристы предупреждают: по телефону диагнозы не объявляются! Верить таким звонкам ни в коем случае нельзя.

 

«Сейчас с вами будет говорить самый лучший врач!»
Ольга Попова-Качелкина, руководитель оргкомитета конференции «Социальный маркетинг», рассказывает корреспонденту «Милосердия.ru» о том, как преступникам чуть было не поверила ее бабушка. «Неизвестные по телефону объявили бабушке, что анализы, которые она сдавала, показали рак, и нужно срочно ложиться на операцию». Бабушка Ольги действительно сдавала анализы незадолго перед этим звонком, но они никак не были связаны с онкологией. «Моя бабушка биолог и химик, закончила химфак МГУ, и немножко в теме. И все равно она первый раз немного перепугалась, ей все же 80 лет. Но потом она уже не так панически реагировала», – замечает Ольга. У пожилой москвички, живущей, кстати говоря, в центре столицы, вымогали за «лечение» 600 тысяч рублей. Не исключено, что обманщики (помимо всего прочего) таким образом «прощупывают» жителей Центрального округа, владельцев дорогого жилья. Ольга говорит, что на телефонные номера Центрального округа самые различные мошеннические звонки поступают особенно часто. Из последних – был звонок о выигрыше в10 миллионов рублей. «Мошенники сообщали, что нужно срочно забрать выигрыш, иначе он достанется другому, и так далее». Возможно, эти звонки никак не связаны друг с другом, но, может быть, вымогатели пользуются одинаковыми базами московских абонентов. «То, что они используют доверчивость стариков, – просто подло!» – считает Ольга.

Но и в других московских районах пожилые горожане становятся объектом внимания преступников. Вот что рассказывает Наталия Лескова, главный редактор журнала «Культура и время», научный журналист: «У моей свекрови обнаружили затемнение в легких. Она встала на учет к районному онкологу по рекомендации врача, чтобы следить за ситуацией. Никакого диагноза ей не ставили». Через какое-то время  раздается телефонный звонок. Звонок был на домашний телефон, к моей свекрови, Клавдии Михайловне, обратились по имени-отчеству. Некие люди представились онкологами из диспансера. «У вас обнаружен рак легких в третьей стадии», –  заявили звонящие. Они сообщили, что помочь ей могут только альтернативные высокоэффективные лекарства, стоимостью около 50 тысяч. Звонившие пояснили, что обычное лечение не подойдет, потому что пожилой возраст, гипертония – и поэтому нужно потратиться на платное лечение.

«Причем они спросили о льготах, узнали, что она ветеран и труженик тыла, и заявили: прекрасно, вам повезло, сегодня 30-процентная скидка».

«Но Клавдия Михайловна позвонила своему сыну, моему мужу. Он велел ничего не предпринимать. Мы перезвонили в диспансер. Там, конечно, сказали, что от них звонить не могли. Кстати, диагноз так и не подтвердился. И никакой онкологии у Клавдии Михайловны не обнаружили».

Похожая история была с мамой Натальи. «Моя мама – инвалид по зрению, должна была ложиться на операцию по замене хрусталика. Ее консультировала профессор Рябцева, и посоветовала сделать операцию. У нее глаукома и катаракта, а еще дистрофия сетчатки – сложный диагноз». Людмила Ивановна уже готовилась к операции, когда буквально за три дня до больницы ей позвонили «врачи из МОНИКИ». «Вам нельзя ложиться на операцию, очень опасно при вашем диагнозе, вы ослепнете! А у нас есть альтернативные лекарства на горных травах. Давайте мы вам их привезем, курьер доставит», – заявили «врачи».

«Они очень хорошие психологи, думаю, не обходится и без НЛП, – замечает Наталья Лескова. – Мама моя преподаватель вуза, кандидат наук, образованный человек, но они ее так обработали, что она была готова отказаться от операции и заплатить за «новое лечение»». К Людмиле Ивановне уже ехал курьер – только в последний момент женщина все же позвонила Наталье. «Я перезвонила по телефону этим людям и сказала: хорошо, приезжайте, я вас буду ждать. С милицией. Они, узнав, что я дочь, заявили: «Мы с родственниками не разговариваем, общаемся только с пациентами». В итоге они бросили трубку, и больше этот номер не отвечал. Потом профессор Алла Рябцева, которой я рассказала эту историю, заметила, что подобные истории ей известны, и другие клиенты тоже жаловались на подобные звонки», – говорит Наталья.

Мама москвича Алексея Степанова тоже в процессе разговора с подобными мошенниками сообразила, что «дело нечисто». Причем проявила себя как настоящий Шерлок Холмс. «У моей мамы (сейчас ей уже 81 год), в 2010 году была онкологическая операция, и она теперь достаточно регулярно сдает разные анализы, проходит обследования, – рассказал нам Алексей. – И после очередных ее обращений к врачу раздался звонок.Причем все было обставлено серьезно: с переключением с одного человека на другого, с музыкой-ожиданием… Сначала женский голос сообщил, что «это из вашей поликлиники, у вас серьезная проблема в последних анализах, сейчас мы вас соединим с лечащим врачом». Дальше звучала музыка, а потом маму соединили с «мужским голосом». Тот, в свою очередь, сообщил, что надо срочно начать лечение, пока все обнаружилось на ранней стадии. И есть две возможности: курс отечественного препарата стоит 300 тысяч рублей, курс аналогичного импортного – 600 тысяч»

Однако мама Алексея уже была знатоком подобных «телефонных шуток». Как-то ее подруге позвонил «сын» из милиции и просил привезти денег: его якобы заподозрили в убийстве. Уже на полдороге женщину все же уговорили позвонить сыну, и тот, конечно, сказал, что у него все в порядке. Этот случай запомнился. Кроме того, подозрение вызвала маленькая деталь. «Женский голос сказал маме, что у них есть уникальная возможность соединить ее с самым лучшим врачом. А этот «самый лучший врач» сказал, что у него полно времени и он готов ждать на линии сколько угодно», – говорит Алексей.

Действия мамы Алексея мы считаем образцом мудрого поведения. Женщина ответила звонящим: «Не вешайте трубку, подождите, пожалуйста, я хочу найти свои сберкнижки и посмотреть, сколько там денег». «Самый лучший врач» сказал, что, конечно, он подождет. А мама тут же отправилась к соседке звонить в полицию. Более того, женщина намеренно воспользовалась соседкиным домашним телефоном, а не своим мобильным, решив, что мошенники могут прослушивать ее сотовый телефон.

Но вот тут начинается самая печальная часть рассказа. Полицейские ничем не помогли. Представители правоохранительных органов заявили, что определить звонок на линии очень сложно, что нужно использовать дорогостоящее оборудование, хотя, считает Алексей, на самом деле достаточно сделать запрос в МГТС.

Женщина вернулась и сообщила мошенникам, висевшим на проводе, что, к сожалению, на сберкнижках такой суммы нет. Но она посоветуется со своими детьми и непременно перезвонит. Больше таких странных звонков не поступало. «Вообще, все это произошло достаточно скоро после введения ЕМИАС в Москве, когда поставили терминалы в поликлиниках, и появилась электронная запись. И незадолго до этого звонка мама как раз сдала какие-то очередные анализы. Я даже подумал, что мошенники имеют какой-то доступ к базе данных, хотя, возможно, это было и совпадение», – говорит Алексей.

По телефону – никаких диагнозов!
Многие отмечают, что вмешательство родственников в ситуацию часто единственный способ спасения жертвы от мошенников. А вот источником «слива информации» часто называют медицинские учреждения – мол, оттуда преступники и берут данные, кто сдавал анализы и ходил к врачам. Пользуясь информацией, звонят пациентам поликлиник и запугивают их.

Однако врачи справедливо отмечают, что даже закон запрещает передавать такие сведения третьим лицам. «В соответствии с законом о соблюдении врачебной тайны, ни один врач по телефону не дает никаких не то, что диагнозов, но и разъяснений состояния. Все только в личной беседе. Обычно сообщаются сведения только формального характера: допустим, в каком отделении находится больной, и в каком он состоянии. А в психиатрии не дают даже комментарии и по состоянию, все только в личной беседе и только близким родным», – напоминает Любовь Фролова, врач, работавшая в одной из столичных поликлиник. Она сталкивалась с подобными жалобами пациентов.

Да, в поликлинике могут сообщить о результатах анализов и по телефону, но там участковый терапевт настолько хорошо знает голос и интонацию своих пациентов и их родных, что ошибок не бывает. «И уже точно никто не будет предлагать по телефону дорогостоящего лечения. В нашей поликлинике мы всем пожилым пациентам давали указания, как поступать при получении таких звонков, – рассказывает Любовь Фролова. – Большая часть перезванивала или секретарю главного врача, или заведующему, или самому врачу. Всем мы говорили исключительно правду: что это  работают телефонные мошенники, и если позвонят и скажут, что сданные в поликлинике анализы плохие и необходимо срочно пройти обследование, или купить какое-то лекарство, то нужно сразу перезванивать в поликлинику». Как говорит наша собеседница, все работники на телефоне от регистратора до секретаря знали ситуацию и могли успокоить пациентов, а на следующий день их принимал участковый врач.

Но все же, действительно, у мошенников были сведения о том, какие анализы сдавали больные в последние дни. Любовь Фролова, как и Алексей, подозревает, что подобные мошенничества родились при появлении единой медицинской информационной системы, или же  преступники используют сведения служб, которые заносят в свою систему данные для страховых компаний. Но все это только подозрения.

«Я работаю в поликлинике, в регистратуре, и пациенты не раз жаловались нам на такие звонки, – рассказывает сотрудница другого столичного медучреждения. – Но мы им объясняли, предупреждали, что это мошенники. Через какое-то время я решила записывать номера телефонов пострадавших от таких мошенников. Мы подумали, мало ли, пригодится, может быть, в случае расследования. Но когда мы стали создавать такой список, звонки прекратились».

Не поддаваться панике
Медики также замечают, что часто жертвы мошенников поддаются панике, вместо того чтобы трезво оценить ситуацию. Они забывают даже, что, к примеру, могли вовсе не сдавать анализы на онкологию, и откуда бы тогда  взяться страшному диагнозу? А даже если и сдавали, то при плохом анализе врачи всегда советуют пересдать его, а уж потом делают выводы – и конечно, не по телефону.

Да и в лоб заявлять «у вас рак» ни один уважающий себя врач не будет, онкология бывает разной, ставить диагноз «рак» не совсем профессионально. И главное: по простым анализам крови нельзя определить наличие онкологического заболевания. «Есть еще онкомаркеры, но и они не информативны, просто необходимо расширить обследования или направить к онкологу. Только совокупность различных результатов, например повышение онкомаркеров, определенные изменения в общем анализе крови, подтвержденные инструментальными исследованиями, например УЗИ, рентгенография, КТ, могут говорить о заболевании, – напоминает Любовь Фролова. А окончательно подтвердить вид опухоли может биопсия. Ведь сама опухоль может быть и доброкачественной. Врач только после всех процедур может произнести слово «рак», а до этого будет диагноз будет иметь другие синонимы».

14117173Фото с сайта novayagazeta-ug.ru

А почему мошенники требуют деньги за лечение? Ведь формально такое лечение бесплатно? Но на некоторые обследования, действительно, надо записываться и ждать месяц-два, а в платной клинике, или по платным услугам их можно пройти сразу. Ну а бесплатное лекарственное обеспечение – это вообще слезы. Закупают нужные лекарства не сами медучреждения, они спускаются сверху. А закупаются в основном дешевые аналоги. «В онкологии это препараты для химиотерапии, переносимость их крайне тяжелая. А импортные оригинальные препараты – только за деньги. Одна ампула может стоить несколько тысяч долларов, а курс – от нескольких дней до пары недель. Курсов может быть тоже много. И это минуя оперативное лечение», – отмечает Любовь Фролова. Поэтому, конечно, предложение преступников «срочно пролечиться, но за деньги» объяснимо. Мошенники «давят на психику», сначала пугая, а потом тут же обещая»скорое исцеление». Часто намекая, что такое срочное платное лечение смогут пробить «в обход бесплатного». Но тут важно опять же помнить: вам еще не поставлен диагноз! Так что не нужно поддаваться «разводу».

Цель мошенников – беспомощные пожилые люди
Владимир Каверин, эксперт в области медицинского права, отмечает, что чаще всего жертвами таких мошенников становятся престарелые люди. «Манипулируя сознанием человека в возрасте через запугивание, преступники вызывают у него состояние тревоги, паники, растерянности, склоняют и принуждают его к совершению срочных действий – передаче денег за лекарства или срочную операцию. При этом, периодически, лают установки «конфиденциальности», требуют не информировать родственников, а то «те расстроятся»,  рекомендуют «не говорить ничего в поликлинике», мотивируя это особыми договоренностями с руководством медучреждения – якобы «чтобы никого не подвести»».

И это понятно, считает Владимир. Цель мошенников – беспомощные люди. После 70 лет в силу возраста, сосудистых заболеваний, у человека нарушаются возможности анализа и прогноза. «Они могут быть не способны критически оценивать ситуацию. И не могут сопротивляться психологическому давлению. Они могут быть так запуганы, или так верить мошенникам, что, несмотря ни на что, исполняют их указания. У нас был случай, когда бабушке отказали в Сбербанке в переводе средств на сомнительный счет. Она отправилась в другое отделение банка, и оттуда все же выслала деньги мошенникам», – говорит Владимир.

Замкнутый круг возникает еще и в вопросе банковского обслуживания таких слоев населения. Центробанк дает банкам разъяснения о том, что операционист при переводе денег должен спросить у пожилого клиента, кому тот переводит деньги – родственник ли ему этот человек. Или рекомендовать прийти в банк с родственниками, чтобы те помогли осуществить перевод. «Но или банковские сотрудники не всегда следуют таким инструкциям, или пенсионеры, «обработанные» мошенниками, все равно переводят деньги на указанный расчетный счет», – поясняет эксперт. По мнению нашего собеседника, нужно законодательно защитить беспомощных пожилых граждан в подобной ситуации. Продумать возможность присутствия третьих лиц, допустим, представителей органов соцзащиты, при подобных денежных расчетах, переводах. «Мы сейчас пытаемся проработать с законодателями эту ситуацию», – говорит Владимир Каверин.

«На зоне мошенники изучают психологическую литературу»
Сотрудник правоохранительных органов рассказал корреспонденту «Милосердия.ru», что схема телефонных мошенничеств применяется обычно стандартная. Меняются только «темы телефонных бесед». «Эти мошенники, стоит отметить, очень хорошо знают психологию. Мы даже во время обысков находили у них в квартирах книги по психологии. Удивляться нечему – ведь обычно занимаются подобным способом «зарабатывания денег» заключенные – или же те, кто недавно вышел из зоны. Они не могут найти работу, или же не хотят, и такой способ заработка вполне удобен и несложен. Так вот, на зоне чем еще заниматься, как не читать книги? И они не теряют времени зря – они читают нужную, специальную литературу. Мы даже выясняли, что эти мошенники специально изучали психологию сотрудников правоохранительных органов».

По мнению представителя полиции, мошенники в самых крайних случаях берут информацию в медицинских учреждениях. Конечно, тут действует человеческий фактор и совсем исключать подобные варианты не стоит. «Но в целом они работают наугад. Ведь 99 процентов пенсионеров ходят по врачам. Бесконечно сдают анализы, проверяются, получают рецепты на бесплатные лекарства. Они – постоянные клиенты поликлиник». Так что мошенники, обзванивая таких «клиентов», в любом случае поймают нужного – того человека – того, кто недавно сдал анализы. «Мошенники садятся за телефон и делают за день сто звонков – и какой-то процент из них срабатывает», – говорит наш собеседник.  Недаром раньше телефонным мошенникам тоже попадались на удочку чаще всего пенсионеры – только по другим мошенническим схемам: преступники «отрабатывали» пенсионеров в дни получения ими пенсий. «Звонивший сообщал, что с сыном или дочерью абонента что-то случилось, и срочно нужны деньги. Доходило до того, что мошенники внаглую приезжали прямо к дому своей жертвы, и люди безропотно выносили им последние свои сбережения».

Но такие мошеннические схемы постепенно становятся известны большому кругу людей. И тогда мошенники, поясняет наш эксперт, меняют схему. Принцип тот же – только причина звонка становится другая. И теперь обманщики переключились на «медицинскую сферу».

Как же уберечься от такого обмана? В первую очередь, советует наш эксперт, обращайте внимание на номер звонящего. У мошенников это чаще всего «кривой», немосковский номер. Потому что звонят часто, как мы уже сказали выше, с зоны.

Во-вторых – ни в коем случае не впадать в панику. Помните, что звонок никак не связан с вашим походом к врачу – это в 99 процентах случаев совпадение, вы лишь очередная жертва в списке. Не нужно обливаться холодным потом, услышав по телефону страшный диагноз. Начинайте задавать конкретные вопросы: из какой поликлиники звонок, от какого врача звонят и так далее. Мошенники пугаются таких «умников» и «сливаются». Обязательно обратитесь в то медучреждение, на которое, может быть, ссылаются обманщики или где вы последний раз были у врача. Сообщите туда о подозрительных звонках, спросите, являются ли звонившие представителями этого медучреждения. Конечно, вы получите ответ, что звонок был не из поликлиники, не от врача, – врачи, как мы уже говорили, не имеют права сообщать подобные диагнозы по телефону.

Не стесняйтесь пойти в полицию и написать заявление. Не нужно думать, что подобные преступления нераскрываемые. «У нас было очень много уголовных дел по различным телефонным мошенничествам, и многие доходили до суда», – говорит наш эксперт. Кстати, даже то, что потом мошенники блокируют свои номера (обычно это «одноразовые» симки), не мешает угрозыску раскрывать  такие преступления – у полиции свои методы.

А самое главное – о всех случаях мошенничества нужно как можно больше говорить. «Приходится проводить настоящий ликбез, – сетует наш собеседник. – К сожалению, население, особенно пожилые люди, часто впадают в панику, доверяют таким мошенникам, становятся жертвами их психологических атак и механизмов давления, используемых преступниками. Мы постоянно рассказываем об этих схемах, профилактическая работа, для предупреждения таких преступлений, очень важна. Но до сих пор находятся все новые и новые жертвы таких мошенников. Необходимо распространять информацию о таких схемах обмана, чтобы граждане были во всеоружии, и знали, что верить подобным звонкам нельзя ни в коем случае».

 Осторожно мошенники: 6 медицинских мошеннических схем для обмана пожилых
03 августа 2017

Схема № 1

БАДы вместо лекарств

Большинство пожилых людей привыкли безоговорочно верить тому, что говорят по радио. И этим часто пользуются мошенники, размещая рекламу своих «чудодейственных» препаратов именно таким способом, а фраза «пенсионерам — скидки» очень удачно действует на целевую аудиторию.

Пенсионеру, позвонившему по указанному номеру, «известный профессор из знаменитого научно-исследовательского института» убедительно рассказывает об уникальных свойствах препарата и о потрясающем эффекте, который тот оказывает (на самом деле, это чаще всего дешевая биологически активная добавка, а не лекарственное средство). И скидки предоставляются, можно сказать, в индивидуальном порядке: мошенники, предварительно расспросив, какими денежными средствами владеет пенсионер, могут значительно «снизить» стоимость препарата.

Нередко эти люди не ограничиваются одним назначением, а проводят целый курс лечения. Пенсионеры берут кредиты, продают недвижимость, чтобы купить дорогие БАДы. Способы оплаты могут быть разными: предварительный перевод средств на расчетный счет в банке или оплата курьеру, который даже выдает чек.

 

Схема № 2

Аренда и продажа оборудования

Мошенники по телефону предлагают пожилым людям пройти курс лечения с помощью новейшего медицинского оборудования, которое можно арендовать или купить. И арендная плата, и стоимость аппарата может достигать несколько сотен тысяч рублей. Деньги нужно перечислить на счет в банке. Мошенники предоставляют пенсионерам поддельные договоры с «печатями» Минздрава и Росздравнадзора.

 

Схема № 3

Звонок из прокуратуры

Мошенники по телефону предлагают пожилым людям купить у них дорогостоящее лекарство, для чего необходимо перечислить деньги на счет в банке. После того как пенсионер понимает, что его обманули, и обращается в полицию, аферисты звонят ему вновь и представляются сотрудниками правоохранительных органов. Мошенники сообщают, что подозреваемые задержаны, а пострадавшему положена денежная компенсация. Но чтобы ее получить, нужно сначала перевести определенную сумму на расчетный счет.

По другой схеме, пенсионеру продают БАД, затем звонят из «прокуратуры» и «министерства здравоохранения» и говорят, что «продукт, который вы употребляли, является радиоактивным. Он оказывает разрушительное действие на ваш организм — проще говоря, вы разлагаетесь на генном уровне». После чего предлагается перевести на банковский счет некоторую сумму за госпитализацию и лечение.

 

Схема № 4

Срочная госпитализация или обмен полисов ОМС

Пенсионеру звонит «заведующий отделением» районной поликлиники, долго расспрашивает, какие анализы пациент сдавал последний раз, когда сдавал, а потом сообщает диагноз (конечно, очень серьезный). «Доктор» говорит больному, что направил к нему скорую, нужно собрать все необходимые вещи и выйти на улицу — встречать врачей. Если пенсионер не соглашается, его переключают на «главврача», который убеждает больного в необходимости срочной госпитализации. После того как пенсионер выходит из дома, мошенники проникают в его квартиру и обворовывают ее.

Обворовывают также и «сотрудники поликлиники», которые якобы пришли менять полис обязательного медицинского страхования. Пока двое отвлекают пожилого человека, третий преступник забирает из квартиры драгоценности и деньги.

 

Схема № 5

Лечение от рака

Есть несколько схем с похожим началом: пожилому человеку звонит сотрудник лаборатории/поликлиники/больницы и сообщает, что анализы, которые недавно сдавал пенсионер, показали: у него рак (или любая другая тяжелая болезнь). Также мошенники могут называть уже имеющиеся заболевания человека (для этого они покупают базы данных). Затем есть два варианта развития событий:

а) пенсионеру говорят, что он может купить лекарство, которое его обязательно вылечит;

б) предлагают заплатить за госпитализацию в клинику, где его будет лечить известный профессор (можно даже побеседовать с «профессором»).

 

Схема № 6

Лечение магией

Мошенники, представляясь экстрасенсами, магами и целителями, по телефону ставят пожилым людям серьезные диагнозы и предлагают провести лечение с помощью магических обрядов. Безусловно, при предварительной оплате (деньги нужно положить на банковский счет). После обряда выясняется, что одного сеанса недостаточно, и сумма может вырасти в разы.

 

Почему пожилых людей так легко обмануть

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выяснили, почему пожилых людей так легко обмануть. Участникам исследования предлагали оценить, какие изображения лиц вызывают доверие, недоверие или являются нейтральными. Пожилые люди чаще молодых принимали подозрительные лица за те, что вызывают доверие или являются нейтральными. Ученые предполагают, что дело в сниженной активности островка головного мозга в пожилом возрасте. Проведенные ранее исследования доказали, что именно этот отдел мозга отвечает за оценку риска и возможной опасности. Как результат — излишняя доверчивость многих пожилых людей.

 

Как понять, что это мошенники

Этот список мошеннических схем далеко не полный. Но во всех случаях можно придерживаться простых правил безопасности, которые помогут вовремя остановиться.

Если пенсионеру внезапно звонит сотрудник районной поликлиники, лаборатории, прокуратуры, министерства здравоохранения и далее по списку, стоит относиться к словам незнакомого человека очень критично. Практически никогда врачи, медсестры, полицейские не звонят с целью сообщить какую бы то ни было важную новость. Для этого существуют личные встречи. Официальные лица действительно могут позвонить, но только если человек оставил им свой телефон для информирования по конкретному делу.

Если звонящий владеет какой-то информацией о состоянии здоровья пенсионера, месте жительства, семейном положении, это совершенно не значит, что он является официальным лицом. Такие сведения за деньги могут попасть в руки мошенников.

Стоит записать фамилию, имя, отчество, должность звонившего, а также тех людей, которых упоминали в разговоре. Затем нужно обратиться в поликлинику или больницу, в которой предположительно этот человек работает, и уточнить, действительно ли он является сотрудником учреждения.

Перед тем как отдать крупную сумму денег за лекарство или госпитализацию, сначала обязательно нужно с кем-то поговорить. Мошенники пытаются убедить человека, что необходимо действовать срочно, но время на звонок родственникам или друзьям есть всегда. Нередко человек, даже просто проговаривая то, в чем его попытались убедить мошенники, понимает план обмана.

 

О попытке обмана или о факте мошенничества следует сообщить в правоохранительные органы по телефону 02 или с мобильного телефона 112!

Материал взят с сайта http://medportal.ru/mednovosti/main/2014/09/22/152afera/

Лёгкая добыча. Мошенники объявили охоту на средства и жизни пожилых людей
 Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Как мошенники крадут у пенсионеров накопления? 04/12/2019
Жертвой мошенников сегодня может стать каждый, но к сожалению, так получается, что именно пенсио­неры привыкли доверять окружающим и легко открывают незнакомцам двери.
Жертвой мошенников сегодня может стать каждый, но к сожалению, так получается, что именно пенсио­неры привыкли доверять окружающим и легко открывают незнакомцам двери. © / Halfpoint / Shutterstock.com






Согласно печальной статистике органов внутренних дел, треть всех мошеннических преступлений совершается против пожилых людей. Они оказываются самой лёгкой добычей, потому что плохо ориентируются в мире новых технологий и привыкли безоговорочно доверять всем, кто произносит слова «соцслужба», «служба поддержки» и пр.

Лжеврачи и псевдоопера
Большинство из обманутых поймали на самый чувствительный крючок – здоровье и лекарст­ва, навязывая старикам ненужные им услуги и товары.

Лживый «Ангел»

Реклама
В Петербурге в течение долгого времени на доверчивых пенсионерах наживались мошенники, которые организовали в городе несколько сетей лжемедицинских учреждений: «АнгелМед», «Роял Клиник», «Верба» и «Ювента». Махинаторы купили телефонную базу с номерами петербуржцев преклонного возраста, обзванивали потенциальных жертв и предлагали обследоваться в рамках бесплатной региональной программы «Здоровая нация». К сожалению, на этот крючок клевали – в СМИ сегодня много говорится про всевозможные нацпрограммы. Но многие ли вслушиваются в их точные названия? Пришедшим в клинику диагностировали серьёзные, а то и смертельные заболевания и тут же предлагали «эффективное лечение», заплатить за которое нужно было здесь и сейчас. Нет денег? Оформить кредит можно было прямо в клинике.

Как защитить себя старикам, которые не нужны ни государству, ни родственникам? Приходится рассчитывать только на свои силы, если они ещё есть.
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ
Нерентабельная старость. Почему одинокие пенсионеры отдают квартиры жулью?
«Мне позвонили из «Роял Клиник». Приятная девушка пригласила пройти бесплатное обследование. Я пошла на консультацию к флебологу, – вспоминает петербурженка Инесса Воронина. – Доктор после визуального осмотра поставила диагноз «варикозная болезнь глубоких вен 3-й степени». Объяснила, подкрепляя слова фотографиями, что следующая степень варикозной болезни – трофические нарушения. Я была в панике – ведь, судя по словам врача, я вот-вот останусь без ног. Доктор поспешила меня успокоить: мол, правильное лечение остановит заболевание. Требуемой суммы в несколько сотен тысяч рублей, естественно, у меня не было. Я хотела по­звонить дочке, посоветоваться. Меня стали убеждать, что дочь начнёт меня отговаривать, а решать должна я сама – здоровье же моё! Даже не помню, как отдала паспорт и мне оформили кредит».

Следственный комитет возбудил уже 12 уголовных дел о мошенничестве. Однако право­защитники не сомневаются, что пострадавших окажется больше. Предварительная сумма ущерба – не менее 1,5 млн руб. Известно, что деньги по заключённым договорам переводились на счета организаторов и участников преступных групп.

В Липецке более ста человек стали жертвами мошенников в белых халатах: пожилых людей лечили от несуществующих болезней, а обследование проводили на… тренажёрах для фитнеса.


Дело рвачей. Как в фиктивных клиниках лечили от несуществующих болезней
Подробнее
Потенциальному клиенту звонил администратор некоего медцентра со звучным названием и по питерской схеме предлагал пройти бесплатную диагностику организма на специальном медоборудовании. По её результатам пациенту ставили диагноз. Как правило, неутешительный.

 «Я тогда поняла, что долго не протяну, – рассказывает пожилая липчанка Надежда С. – Дома проплакала весь вечер».

Убедив клиента, что жить ему осталось недолго, сотрудники клиник тут же протягивали руку помощи: всё можно вылечить! Правда, лечение будет дорого­стоящим. И когда шокированный страшными перспективами пациент был согласен на всё, ему подсовывали злосчастный кредитный договор с кругленькой суммой.

«Мне сказали, что курс лечения будет стоить 90 тыс. руб., – продолжает Надежда. – Процедуры два-три раза в неделю. Плюс разные БАДы. Очнулась я уже дома, но с огромным кредитом и кучей, как оказалось, бесполезных препаратов».

Позже выяснилось, что у клиники не было лицензии, а у её сотрудников должного медицинского образования.


Как россияне «дарят» мошенникам миллионы. Четыре реальные истории
Подробнее
Налог за «компенсацию»

71-летняя жительница Воронежа Анна Провоторова пострадала от мошенников дважды: сперва купила липовый медицинский прибор, а потом перечислила мошенникам 120 тыс. руб. якобы за уплату налогов с положенной ей компенсации.

«Дед болел раком. А я по радио услышала рекламу чудодейст­венного прибора, – рассказывает женщина. – По­звонила по указанному номеру, мне подтвердили: «Да, именно такой прибор вам нужен. Стоит он 37 тыс. руб., но вам как инвалиду вместе с доставкой – всего 27 тыс. руб.!» Прислали посылку в громадной коробке, хотя сам прибор оказался чуть больше иголки от капельницы и абсолютно непригодным к использованию. Через полгода мне позвонил мужчина, представился прокурором из Москвы и сказал, что состоялся Преоб­раженский суд. Теперь всем потерпевшим от мошенников положена компенсация моральных и материальных убытков в размере 450 тыс. руб. Я сперва почуяла неладное – больно уж сумма компенсации велика. Но «прокурор» пригласил меня в Москву получить эти деньги. Когда я вздохнула, что ехать тяжело, любезно согласился перевести деньги в банк в Воронеж. Правда, уточнил, что сперва нужно заплатить «налог» – 13% от размера компенсации. Мне, как инвалиду, опять же насчитали меньше – 30 тыс. руб. «Утром переведёте, а вечером уже получите компенсацию», – объяснили мне.

В день звонили по 5–6 человек: и директор банка, и специалист отдела безопасности, и экономисты. Я решилась – пере­вела. Вечером снова звонок: «Вам неправильно посчитали сумму, ещё нужно доплатить 92 тыс. руб.! Нет таких денег? Займите, завтра получите компенсацию и отдадите», – сказали мне.

Попросила взаймы у соседа. Доплатила. И что вы думаете? Звонки прекратились! Теперь рассчитываюсь с долгами, иной раз хлеба не на что купить. Сохранились все квитанции, номера телефонов, фамилии… Писала заявление в полицию. Правоохранители приняли и печально улыбнулись».


ВОПРОС-ОТВЕТ
Как подать в суд за некачественно оказанные медицинские услуги?
Похожая история произошла и с одной брянской старушкой, которая пять раз переводила день­ги в надежде получить компенсацию за приобретённые БАДы. Сначала телефонные мошенники сказали, что ей положено 200 тыс., но прежде она сама должна внести 20 тыс. Постепенно размер обещаний вырос до 5 млн, ради которых женщина перечислила незнакомцам в общей сложности 1 млн руб.

Не повезло и 61-летней пенсионерке из Тамбова, которая в течение месяца перевела мошеннику 4 млн руб. Схема была той же, что и в предыдущих случаях: женщине позвонил незнакомый мужчина, представился сотрудником правоохранительных органов и заявил, что ей положена компенсация в 160 тыс. руб. Но сперва нужно отправить «налог» на определённые счета. Она перевела названную сумму. А потом в течение 22 дней переводила всё больше и больше денег. Когда наличные закончились, она взяла кредит, затем кредит взяли другие члены её семьи. Женщина занимала в долг у родственников и знакомых, исправно продолжая отправлять деньги мошеннику. Остановилась, только когда денег больше взять было не у кого. Общая сумма, отправленная злоумышленнику, составила 4 345 098 руб. Поняв, что её обманули, пострадавшая обратилась в полицию.

Оперативникам удалось установить номера телефонов, с которых звонил злоумышленник. Все они зарегистрированы в Московской обл. Полицейские смогли выйти на след махинатора. Преступником оказался 25-летний житель Ульяновской обл. Для совершения звонков он специально приезжал в Москву. Там его и задержали. В его отношении возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество». Мужчина признался в преступлениях, обещал вернуть все похищенные деньги, но пока этого не произошло.


Договор, лицензия, гарантия. Что проверять при выборе платной клиники
Подробнее
«Поучаствуйте в спецоперации»

Мошенников, обманувших жительницу Братска, тоже пытаются найти. В конце октября к правоохранителям обратилась дочь жертвы – она рассказала, что её мама отдала аферистам более 2,5 млн руб. Потерпевшая три месяца исправно перечисляла деньги преступникам, веря в то, что… избавляет страну от мошенников. В августе в доме братчанки раздался телефонный звонок – незнакомец назвался представителем одной из спецслужб и сообщил, что ведомству удалось предотвратить списание денег с её карты. А теперь для поимки создателей нового опасного вида мошенничества она может внести свой вклад в розыск преступников. Для этого всего-то нужно организовать «контролируемый» безналичный перевод, тогда канал движения денег, добытых преступным путём, станет известен, и органы выйдут на след злодеев.

Обещая вернуть всё вложенное по окончании спецоперации, мужчина указывал жертве по телефону на необходимость всё новых перечислений. В итоге пострадавшая оформила несколько кредитов, а когда новые займы ей отказались выдавать, подключила супруга.


«Сбил человека. Срочно нужны деньги». Как не отдать последнее мошенникам?
Подробнее
Братчанка до последнего не хотела верить, что её обманывают. Убедить её удалось только настоящим полицейским, которые сейчас ведут расследование. Теперь полиция Иркутской обл. без устали напоминает, что практики использования денег граждан для поимки преступников нет ни в одном правоохранительном ведомстве. А чтобы создать с жертвой доверительные отношения, мошенники представляются работниками служб безопасности банков или руководителями различных госструктур, как правило, расположенных в Москве. Нередко таких учреждений вообще не существует (министерства финансового контроля, службы возврата вкладов, управления правительственного надзора и пр.).

Как пенсионерам спастись от обмана?
Жертвой мошенников сегодня может стать каждый, вне зависимости от возраста, рассказывает «АиФ» депутат Московской городской думы, журналист Наталия Метлина, которая давно занимается проблемой дистанционных преступлений.

По её словам, только в Москве за прошлый год жители потеряли таким образом 12 млрд руб. Для сравнения: это годовой бюджет подмосковных Мытищ. За последние несколько лет число только дистанционных преступлений (которые осуществляются с помощью интернета или телефона) выросло на 300%.

Зона риска – 60+

– Почему именно люди в возрасте 60+ обычно становятся желанной добычей для разного рода мошенников? К сожалению, так получается, что именно пенсио­неры привыкли доверять окружающим и легко открывают незнакомцам двери. Тем более что преступники обычно хорошо подготовлены. Они умеют располагать к себе, завоёвывать доверие, а порой носят с собой фальшивые удостоверения. Они пользуются новейшей техникой, имеют добытые на чёрном рынке базы данных. Многие пожилые люди, ставшие жертвами мошенничества, жаловались мне, что иногда у них дома целый день звонит телефон с разными предложениями.

Схем, которыми пользуются мошенники, очень много, и с каждым месяцем их становится всё больше. Например, есть махинаторы, которые обманывают, предлагая различные медицинские услуги. Они звонят с предложением пройти бесплатное обследование в медицинском центре. Всё это упаковывается в солидную словесную оболочку («по указанию мэрии», «льготное обслуживание», «муни­ципальный указ», «по федеральному закону» и т. п.). После первой процедуры человеку говорят, что у него всё очень плохо, и начинают гонять его по всем медицинским кабинетам. А на выходе выставляют счёт на 70–80 тыс. и отправляют оформлять кредит у сидящих здесь же представителей кредитных организаций.


Серийное «снятие порчи». Как псевдо-экстрасенсы обманывают пенсионеров
Подробнее
Второй вариант – продажа всевозможных БАДов и медицинских приспособлений, которые «спасают от всех болезней». Ходоки по квартирам продают их в 5–7 раз дороже номинала.

Очень часто пожилых людей обманывают, обещая премии и льготные выплаты. Обострение происходит аккурат в преддверии 9 Мая. Людям звонят, просят сообщить номер банковской карты и ПИН-код. Пенсионеры всё называют, ожидая, что им сейчас пришлют деньги. Но происходит обратное. Ещё один распространённый вариант: домой к пожилым людям приходят мошенники, которые представляются членами социальных организаций. Они говорят, что пенсионерам полагается доплата (например, 2000 руб.), и просят дать им сдачу с купюры в 5000 руб. А пятитысячные купюры – одни из самых подделываемых на территории РФ. В результате пенсионер с этой купюрой приходит в магазин, там банкнота проходит проверку, выявляется, что она фальшивая, и против пожилого человека могут возбудить дело о подделке казначейских билетов.

Как правило, обман строится на жажде получить лёгкие деньги. Людям обещают льготы, премии за просто так. Даже идти никуда не надо – достаточно лишь предоставить данные своей карты, и на неё придёт крупная сумма денег. Вот только в реальности лёгких денег не бывает!

Один из самых циничных обманов – когда пожилого человека убеждают, что его родные попали в беду. Например, приходит СМС от внука: мол, его задержала полиция (чтобы человек не стал звонить 911), и нужно откупиться, чтобы отпустили. И просьба передать нужную сумму человеку, который должен подъехать. Так у людей могут вынуть все имеющиеся у них деньги. А ведь пожилые люди не отличаются крепким здоровьем – услышав, что родные в беде, у них может стать плохо с сердцем, подняться давление и т. д.

Семья пенсионеров стала жертвой мошенников.
«Меня держали, как в концлагере!». Сиделка забрала дом стариков
Подробнее
Будьте начеку!

Все вышеописанные манипуляции должны подпадать под уголовную статью о мошенничестве. Но, к сожалению, очень часто преступники настолько юридически хорошо подкованы, что их действия трактуются полицией как гражданско-правовые отношения. То есть к вам пришли, рассказали об услуге, вы на эту услугу согласились, подписали договор не читая. А потом по факту оказалось, что там было прописано, что вы должны выплачивать крупные суммы денег.

Даже если мошенников удаст­ся привлечь к ответственности, деньги обычно вернуть уже невозможно. Недавно у меня был случай, когда девушка 22 лет обманула несколько человек на 3 млн руб. Но вернуть эти деньги потерпевшим оказалось невозможно, потому что у мошенницы было просто нечего изымать – она жила в муниципальной квартире с мамой, на счетах ноль, нигде не работала.

Поэтому очень важной частью борьбы с такого рода мошенничеством становятся профилактика и информирование населения. Мы, например, сделали специальную программу «Безопасный возраст», в которой рассказывали жителям района о случаях мошенничества и о том, как от этого можно защититься.

Другой способ, над которым мы сейчас активно работаем, – это создание «телефона доверия», чтобы человек мог позвонить 112 и проконсультироваться со специалистами, если у него возникли подозрения. Работа предстоит очень большая, потому что мы только начинаем понимать реальные масштабы исходящей от мошенников угрозы. К счастью, проблему осознают уже и в полиции.


Роспотребнадзор рассказал, как пожилым людям защититься от мошенников
Подробнее
И конечно, очень важно, чтобы пожилые люди чувствовали поддержку близких. Ведь порой именно недостаток заботы и внимания со стороны родственников заставляет пенсионеров с без­оглядным доверием относиться к словам посторонних.

Как не лишиться последнего
Аферисты понимают, как сыграть на наших слабостях. Как им противостоять?

Дмитрий Лесняк, член Ассоциации юристов России:

Пожилые люди – самая лёгкая добыча мошенников. Ведь, с одной стороны, это поколение привыкло доверять всем, кто представляется официальным лицом. С другой – при весьма скромных пенсиях они часто не могут пройти мимо товара или услуги, если обещана солидная «скидка».

Выход только один: запомнить несколько правил, которые помогут избежать обмана.

Первое: никакие официальные органы – соцслужбы, поликлиники и пр. – никогда не берут деньги за свои услуги. Тем более с формулировкой «внесите 20% от цены путёвки, и мы вас отправим отдыхать по льготе». И даже если вам обещают «прибавку к пенсии» от мэра, губернатора или президента, никакой платы за это быть не может, как и за любые льготы.

Второе: сегодня практически все получают пенсии на банковские карты, поэтому о безопасности виртуальных денег надо учиться заботиться. Нельзя никому сообщать данные карты, коды из СМС, кодовые слова и пр. Даже если вам говорят, что это работник банка.

Третье: нельзя пускать в дом незнакомцев, какие бы услуги – переустановку счётчиков, окон и т. д. – они ни предлагали.

И главное: сразу обращаться в полицию. Пусть участковый придёт, перепишет данные тех, кто что-то продаёт и устанавливает. И не надо бояться, что в полиции вам откажутся помогать. Потому что всегда лучше сработать на опережение, чем потом искать мошенников на просторах нашей родины.

«У вас в крови умоклетки». Телефонные мошенники уговаривали пермячку купить лекарство за 180 тысяч
Женщину запугивали возможным летальным исходом из-за несуществующей болезни

4 748
1
ОБСУДИТЬ
ПОДЕЛИТЬСЯ
Мошенники уговаривали пенсионерку отправить 180 тысяч за лекарство на банковскую карту
Мошенники уговаривали пенсионерку отправить 180 тысяч за лекарство на банковскую карту

Фото: Тимофей Калмаков

ПОДЕЛИТЬСЯ
В январе пожилая пермячка прошла обследования в госпитале ветеранов. Сегодня, 29 марта, ей позвонили с неизвестного номера и сообщили, что по результатам анализов она должна купить дорогостоящее лекарство. Как оказалось, звонили не из больницы, это были мошенники. Теперь семья женщины подозревает, что медучреждение передает информацию о пациентах третьим лицам.

80-летняя Зоя Ивановна проходила плановое обследование в Пермском военном госпитале ветеранов. Когда она вернулась домой, ей позвонили с московского номера и сказали, что ей срочно нужно заказать дорогостоящее лекарство. Об этом 59.RU рассказал внук пациентки.