Неугомонная. Опять перестройка

Алексей Ульянищев
   И случилось не предвиденное и непонятное всем нам. Неожиданно директор собирает в клубе весь руководящий состав совхоза. Все в недоумении расселись в ледяном полутемном зале  в ожидании Виктора Васильевича. Все разволнованные, спрашивают друг у лруга: «что-нибудь слышали, что произойдет, почему так в спешном порядке всех собрали?». Но никто ничего не знал. Появился директор и быстрым шагом прошел на сцену, поздоровался и стал за трибуной. Все замерли и ждали
     - Вчера меня неожиданно вызвали в Облисполком, гле присутствовал и наш начальник Областного управления с/х и вручили мне постановление о перестройки нашего хозяйства на новые рельсы. Теперь с Нового года наш совхоз именуется «Птицесовхоз «Семилукский». Уже в этом году мы должны вырастить и реализовать  мясных цыплят порядка 50 тонн, мясо утки 40 тонн в живом весе. Уже через 10 дней нам начнут поставлять сборные секции здания инкубатора, а в конце января самолетами, прямо в совхоз, начнет поступать оборудование инкубаторов. В марте мы должны запустить в производство инкубатор, т.к. в первой десятидневке марта самолетами в совхоз поступит куриное и утиное яйцо из Америки. Молочное животноводство будем сворачивать, коров и нетелей вагонами отправим в другие хозяйства, а бычков всех на мясо. По другим отраслям совхоза никаких изменений не будет. Только к весне структуру полей придется пересмотреть и увеличить долю зерновых культур и уменьшить площади под кукурузой и травами. По плодоовощеводству — без изменений, как по прошлому году. Сроки перестройки поставлены очень жесткие. К нам приедут американские специалисты  для сборки секций здания, инкубаторов и их отладки в процессе работы. Обещают прислать зоотехника, которая проходила стажировку на птицефабриках в Америке...И замолчал... Что-то еще хотел сказать, но передумал. Потом спохватился и произнес  - Главные специциалисты и управляющие отделений пройдите ко мне в кабинет конторы. Остальные все свободны -
   Я ни с кем не разговаривая поспешила домой, дочка сидела  одна и боялась. По дороге разговор с директором не выходил из головы. Что происходит наверху, в правительстве? Так работать невозможно, мы еще от прошлогодней перестройки не пришли в себя, еще не отлажены технологии содержании коров, сбои в доильных установках, еще толком не обучены кадры. И вдруг, все это поломать и начать  все заново. Нет, у кого не все в порядке с головой, и мне, кажется, все это исходит от Хрущева Н.С. После его поездки в Америку начались все эти «катавасии» в сельском хозяйстве. Я видела в зале заседаний Областного управления сельского хозяйства лозунг, который висел над сценой: «Догоним и перегоним Америку по производству молока и мяса». Смех один, да и только. С нашими колхозами обгонят Америку?  А с кукурузой сколько было хлопот, особенно, когда заставили сеять кукурузу вместе с мальвой. Еле сумели переделать сеялку для совместного посева. А в результате силос вместе с мальвой коровы есть не стали. Если бы проводили эксперимент на 2-5 га, нет, засеяли сразу сотни га. Весь этот силос лежал в бетонированных ямах до лета. А потом все выкинули. Сколько бесполезного труда и средств пустили на ветер? А с посевами кормовых бобов и сои получился один «пшик». Не вызрели и все поля больше чем по 100 гектаров каждой культуры, запахали. Другого варианта и быть на должно.  Все эти семена из субтропического климата и были куплены в Америке. Я помню, как Лешка удивлялся, когда обнаружил на мешках бобов и сои маркировку Америки штата Флорида. Где же долгосрочное планирование, грамотные расчеты, наконец, логическое мышление? Что за дурацкие эксперименты? Почему только наш совхоз стал экспериментальной базой опытов в сельском хозяйстве? Ни в одном их 17 колхозов нашего района ничего подобного не происходило. Разве можно выдержать все эти экскрименты, именно этим попахивает. По другому и язык не хочет произносить?
    На селе неспокойно, люди не довольные властью, все устали от бесконечных перемен.
   Муж пришел домой как всегда поздно ночью. Ужинать не стал, устал
     - Все гл. специалисты в шоке от предстоящей перестройки. - сказал Лешка - Директор мне поручил подготовить гостиницу для американских специалистов, жилье для молодого зоотехника. Но у нас нет свободного помещения. Придется медпункт переделывать под гостиницу, а медсестре отведем место в отделенческой конторе. Там же подготовим комнату для молодого специалиста. Но как кормить иностранцев в нашей «затрапезной» столовой, ума не приложу. Придется им еду приносить прямо в гостиницу, а  готовить будем в столовой. Виктор Васильевич поручил мне срочно готовить площадку для приема самолетов и как можно ближе к инкубатору. Определились с местом строительства инкубатора и подстанции для питания электричеством. Я буду курировать доставкой всех грузов к инкубатору. Кроме этого, нам опять пришлют взвод солдат для перестройки коровников под птичники. А где поселить солдат, не знаю, в палатках они не выдержат зимних морозов. И я отвечаю за их питание и быт в совхозе. У меня голова идет кругом. Давай ложится спать. Может утром на свежую голову что-нибудь придумаю -
   Вот так мы начали догонять Америку — эта мысль у меня промелькнула в голове и легла спать.  Последующие дни я мужа дома видела только ранним утром и поздним вечером. Обедать домой  не приходил и питался в столовой. Плохо это, но директор всех запряг так работать. Мне надо ехать в Воронеж заключать договора, а дочь не знаю с кем оставить, пришлось просить соседку Любу. В этом году директор предоставил мне право самой оформлять договора в чистом виде, поэтому из поездки в город я привозила документы с подписями и печатями. В совхозе Владимир Иванович подписывал их, ставили печати и я отправляла один экземпляр на завод или базу по почте. В этом году я решила заключить договор с железной дорогой на поставку вагонов. Поехала в Воронеж в Управление Юго-Восточной дороги. Меня поразила внутренняя отделка, кругом мрамор, ковровые дорожки во всех коридорах. В кабинетах полированная мебель и ковры. Сумела уговорить и заключить договор без всяких подачек и обещаний с моей стороны.
   Семена овощных культур пришлось самой опять покупать в магазинах и базах города. Поручить своей помощнице Тоне не решилась, очень ответственное дело. Уже в конце февраля начались работы на парниках.  Пришлось вызывать маму к нам сидеть с дочерью, брать с собой дочь на работу нельзя, я постоянно отлучалась, опять «моталась» то в строительный цех, то в мехмастерскую, то в контору... и так без конца. Все весенние работы провели в срок, но были заморозки и даже пришлось защищать рассаду перцев и томатов дымлением на всей плантации. Хорошо что заранее закупили дымовые шашки.
  Старый помещичий сад разбушевался майским цветением. Такое обильное цветение, что не было видно ни ветвей, ни зелени, сплошное белое ароматное марево. Красота необыкновенная. Я даже танцевала в саду от радости. Боялась, что июньский заморозок повредит завязь и цветы. Но мы сумели спасти урожай, четыре ночи дымили и дымили, и не только шашками, но жгли дымовые кучки из соломы и навоза. Порадовал меня опять сад. Мы собрали в два раза больше плодов, чем в прошлом году.
   Первый раз собирали землянику на производственной плантации. Все удивлялись размеру ягод, многие плоды были диаметром до 4-5 см. А какая ароматная! Особенно порадовал сорт Фестивальная. Примерно с одного гектара мы реализовали чуть меньше пяти тонн. А сколько съели и унесли с плантации, никто не считал. В текущем году у меня были большие трудности с доставкой продукции  овощных культур в вагоны. Автотранспорт не давали, несмотря на мои скандалы с гл. агрономом, зав гаражом. К директору нельзя было подступиться, все были заняты птицей. Меня на планерки к нему не приглашали и не обращали на меня внимания.  Нанимала машины в районе, то они приезжали поздно и делали максимум два рейса, тогда как наши машины перевозили за рабочий день четыре рейса. Я нервничала, а толку было мало.