К 125-летию восстания декабристов

Платон Владимиров
          Приближался декабрь 1950 года, со дня восстания декабристов в Санкт-Петербурге исполнялось 125 лет. Советская власть нуждалась в героях прошлых лет, поэтому декабристы из 19 века хорошо вписывались в образ предшественников большевиков. Тем более,  список героев из начала 20 века в силу известных событий несколько сократился. Столетний юбилей восстания декабристов широко отмечался в СССР, было издано много литературы, посвященной этому события. И сейчас к 125-летию была выпущена памятная почтовая марка с портретами пяти декабристов-руководителей восстания.
          В то время в Ленинграде проживала Еропкина Зинаида Дмитриевна, родная  дочь декабриста Завалишина Дмитрия Иринарховича, осужденного по обвинению в связях с участниками восстания на каторгу в Сибирь, оставившего после себя весьма интересную книгу воспоминаний «Записки декабриста». 
          В своей жизни женщина пережила все: и Революцию 1917 года, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну, блокаду Ленинграда и Победу в Великой Отечественной войне.               
          Но сейчас главной целью для нее увидеть и спасти своего сына — Дмитрия Ивановича, ученого, астронома, работавшего в Пулковской обсерватории, которому в этот памятный год исполнялось 42 года. Ее  сына арестовали в 1937 году, приговорили к 10 годам лишения свободы, матери сообщили, что он отбывает срок наказания в лагере в системе органов МВД-МГБ. Зинаида Дмитриевна считала, что сын не виновен, поэтому продолжала  писать во все Инстанции, но безрезультатно, вообще никаких известий, стена молчания и все.               
          В связи с приближающейся знаменательной датой со дня восстания декабристов женщина пишет письмо на самый верх, в котором указала, что она является родной дочерью единственного участника декабристского восстания из числа моряков с просьбой освободить из заключения ее сына, которого она хотела бы увидеть, пока жива. Прошение было получено, тогдашние руководители для принятия решения запросили материалы в архиве. И тут выяснилось, что ее сына расстреляли повторным приговором  тройки еще в 1938 году, а матери все эти годы сообщали, что он отбывает срок и она все это время считала его живым и надеялась на встречу. Более того, что теперь ей ответить,  никто из этих руководителей не знает и  как теперь давать ей объяснения по этому поводу тоже. Юбилейная дата  так и прошла без помилования...
          Реальная картина этой трагедии выяснилась уже потом, ее сына реабилитировали (посмертно).