Фёдор Достоевский

Петр Панасейко
В этот день, 11 ноября 1821 года, родился будущий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский.

Не знаю, изучают ли сегодня российские учащиеся в школе роман «Преступление и наказание», но в своё время он мне  здорово навредил. Случилось это в 1970-х годах.

Школьная программа того времени по литературе предусматривала изучение романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» в 9 классе. Как ни старался я его прочитать полностью, так и не смог. В то время как четырёхтомную «Войну и мир» Льва Толстого прочитал от первой страницы до последней.

И что вы думаете, спустя пять лет Раскольников Достоевского мне «отомстил». При поступлении на юридический факультет университета на экзамене по русскому языку и литературе (устно) мне попался билет с вопросом: «В чём трагедия Раскольникова?» Останавливаться на моём ответе не хочу, поскольку на этом реальном событии мной написан рассказ «Абитуриент».

Остановиться хочу на другом, на следующий год я перечитал роман Достоевского два раза, и в университет поступил, хотя вопрос по литературе касался Есенина. Я не пошутил, что прочитал произведение два раза, ибо только со второго раза понял, в чём трагедия Раскольникова. Но на тот момент мне шёл уже двадцать третий год (позади оставалась двухгодичная служба в армии), а не семнадцатый, как в девятом классе. И то потому, что я пошёл в первый класс почти с восьми лет (родился в середине октября).

Спрашивается, а как могут понять трагедию Раскольникова с первого раза ученики на шестнадцатом году жизни? Они даже паспортов не успели получить тогда, в отличие от меня. Но это ещё полбеды. Я другого понять не мог, зачем нам подросткам изучать в школе роман о двойном убийстве? Тем более,  женщин, и тем более, не виновных. Во-вторых, зачем нам было читать о проститутке Соне? Это теперь я понимаю, кто она, святая или грешница. Но в 9 классе она для меня была только грешницей, то есть проституткой.

Одним словом, было бы интересно узнать от авторов портала «Проза.ру», нынешних учителей русской литературы, изучают ли современные школьники роман Достоевского «Преступление и наказание»? Если изучают, то как они к той же Соне относятся.

11.11.20 г.