Знаю дела твои

Раиса Лебедева
Все церкви, о которых речь в Откровении, исторически существовали, при падении же духовном, исчезли из истории.
У архиепископа Аверкия мы находим такое пояснение:
«Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области, а ныне – это бедная турецкая деревушка Сард. Христиан там немного, и они не имеют своего храма. При Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города. Он быстро возвратился к идолопоклонству, за это и постигла его кара Божия – он уничтожен был до основания»
В крещении всем одинаково преподается благодать, но только не все хранят потом этот драгоценный дар мира небесного.

Так сардийской Церкви, находящейся в духовно мертвенном состоянии, является Христос как Помазанник Божий, исполненный Животворящего Духа.

Трудная предстоит пастырю сардийской Церкви работа, чтобы ожила его община, но укрепит его Христос, держащий пастырей в деснице Своей, посылающий ангелов Своих на служение спасаемым (Евр.;1:14).

Знаю твои дела, говорит, как и везде, Господь. Но дальше увидим, что не радуют Его эти дела сардийцев. И негодные наши дела не скрыты от Господа, как и чем бы мы их ни прикрывали

Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Это – номинальное христианство– формальное исповедание Христа, имени вечно живого Бога, называние себя христианами, рабами Божиими при отсутствии живой веры в сердце. По своему имени номинальный христианин кажется живым, фактически же он духовно мертв. Духовная мертвенность разъедает души таких христиан. Испытаем и мы себя – не таково ли наше состояние? Не таковы ли мы?

Откр.3:2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

И вот обращается Христос и говорит:

бодрствуй. Сардийская Церковь в полусонном состоянии.

Она, как Суламита, говорит приходящему к ней Христу: «Я скинула хитон мой, как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои, как же мне марать их?» (Песн.;5:3). Нет, сладка нега в постели, лень встать навстречу Христу. Почти не остается сил бороться с нашедшей дремотой. Слипаются веки, склоняется голова.

Но вот громко говорит тебе, дремлющему, Недремлющий Израиля: бодрствуй! Встань, спящий в грехах, пробудись от сна! Бодрствуй, о пастырь, над вверенными тебе и утверждай прочее близкое к смерти.

Многие объяты страшным сном греха, а массы народа отшатнулись вовсе от веры.

Но ты хоть прочее, еще не совсем умершее (но близкое к смерти),

в ком еще теплится немного веры, – утверди в благочестии и вере, возгрей в них любовь Божественную, возврати к жизни. Как утопавшему делают искусственное дыхание, так и ты, о пастырь, склонись над бездыханными, возбуди в них дыхание жизни! Своей ревностью, данной тебе Богом, благодатию, утверди в жизни близких к смерти.

Ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Люди часто говорят: а какие грехи? Да нет у меня особых грехов, никому зла не желаю. А есть даже в некоторых сектах совершенники. Так они считают себя освященными и уже больше не согрешающими. Может, мы, люди, и считаем так, но Христос не считает. Он говорит: не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Христос часто как человек называет Своего Отца Богом Своим. Дела твои, может, и совершенны пред твоей очерствевшей совестью, твоим окаменевшим сердцем, твоим оглохшим ухом, прельщенным ересью умом. Они, может быть, и совершенны пред некоторыми людьми. Тебя, может, хвалят и даже славословят.

Но пред Богом все это пусто, все это гниль и мерзость.

Господь не находит твои дела совершенными. Ты только имя имеешь, думаешь, что живешь, а на самом деле все дела твои – мертвечина, несовершенны они пред Богом. Обращает же эти слова Христос собственно к пастырю. Мертвенное состояние паствы Христос находит в несовершенных делах пастыря. Велика и страшна ответственность пастырей!

Откр.3:3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

И напоминает Христос:

вспомни, что ты принял и слышал – вспомни день своего обращения, день покаяния и крещения. Вспомни, как ты слышал евангельскую проповедь, как ты слышал голос Духа Святого в сердце своем, зовущий оставить мертвые дела этого мира, вознестись душой горе.

Вспомни ту дивную благодать, которую ты принял в святом крещении, все, что принял в Церкви от Бога.

Вспомни и ты, пастырь, что ты принял, когда принимал паству, принимал служение, тебе Богом данное. Что ты слышал при этом, что тебе говорилось, как ты должен управлять в доме Божием. Вспомни все это и храни, храни как залог своего спасения.

В крещении всем одинаково преподается благодать, но только не все хранят потом этот драгоценный дар мира небесного.

Разливают, растрачивают, остаются совершенно пустыми. Тела и души – сии сосуды Божественной благодати – также не сохранили неоскверненными.

Некогда было хранить – сердце прилепилось к земному, надо было хранить вазы хрустальные, золото, почитаемое в миру имя...

И вопрошает Господь:

а как ты, пастырь, хранишь тебе Богом данную паству? Дремлешь? Расточаешь? Господь призывал хранить все принятое, все слышанное из Писания. Но ты не хранил, поэтому и покайся. В том, что уже духовно мертв. В том, что ты не хранил тебе данное. В том, что не только не пресек болезнь в корне, но и близкое к смерти не утверждаешь. Теперь же во всем этом покайся. Не думай, что теперь сохранишь то, чего не сохранил раньше, если не покаешься. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Спит беззаботный, внезапно и неожиданно приходит вор. Так и Христос найдет на тебя неожиданно, предстанет пред тобою, прежде расхитив твое имущество, которое от Него ты некогда и получил. Что скажешь ему тогда, сонный? Господи, не дай же задремать этим сном!

протоиерей Геннадий Фаст Толкование на Апокалипсис