Дай руку уходящему

Ирина Ракша
ДАЙ    РУКУ   УХОДЯЩЕМУ

                (записи  из  блокнота)

Ну вот. Полистала всякие свои  дневники, блокноты, которые ещё не сданы в госархив. Разные по размеру, по датам, и даже по цвету. Кое-что для работы может пригодиться. А как это назвать -  не знаю. Размышления? Мемуары? Да, собственно, не это важно. Вот что я отобрала, «накопала» по разным страницам. (Буквально по баснописцу Крылову «Петух и жемчужное зерно».) Хотя и сама ещё не знаю, что тут ценно, что "съедобно", что нет. Время покажет. Если, конечно, вообще оно продлится.

                *    *    *
             …А уж если вспоминать про цыган (не только встреченных мной в Чебоксарах), то вот ещё один случай.
    Это было уже в Москве, в гостинице на Алтуфьевском шоссе. Как-то позвонил мне домой на Преображенку какой-то мужик, командированный сибиряк. Сказал, что привез мне передачу с Алтая.  А точнее – посылку от Марии Сергеевны Шукшиной. Из Сросток. Мол, это гостинец. Мол, сам он приехать ко мне не может – дел в столице полно, так  за ящиком мне надо приехать самой. Эта посылка  от мамы Василия Макаровича была очередная. Я  даже знала, что  в ней. Во-первых, немалый шматок свиного домашнего сала, завернутого в промасленную газету. Никаких  плёнок-пакетов тогда и в помине не было. И я эту  промасленную страницу Бийской газеты даже могла прочитать. Во-вторых, внутри наверняка была литровая банка сияющего, как солнышко,  облепихового варенья, которое есть только в Горном Алтае. Там заросли кустов облепихи тянутся по берегам Катуни и вдоль мелких холодных речек – Кокши и Грязнухи. Помню, как за облепихой мы целинники,  в кузове грузовика ездили  по морозцу, по первому хрусткому снегу, подальше в степь. И на бережку, у быстрой темной воды, расстилали под густыми облепиховыми кустами у самых корней свои брезенты, мешки, одеяла. И стучали древком лопат по веткам, сплошь облепленным оранжевыми ягодами. И замерзшие мелкие эти ягоды дробно, как золотой  дождь, сыпались вниз. А вернувшись в совхоз, мы эти вёдра, полные  богатством - весь зимний запас, хранили до новогодних праздников или же до весны, на холоде, в подвалах или  на чердаках (по сибирски – «на вышке»). Варили варенье, жарили-парили пироги-пирожки, лепили вареники. И, конечно же, варили мужикам – опохмелку…
  А ещё в шукшинской посылке всегда лежали  вязаные на спицах самой Марией Сергеевной шерстяные носки-носочки. И все драгоценности эти были плотно и сплошь пересыпаны  домашними калёными  семечками, чтоб стекло не побилось. И потому банка стояла вполне  надёжно.
         С приезжим дядькой мы договорились по телефону  на завтра. И вот я за рулём своего "Жигуленка"   уже ехала  по заснеженной Москве в некую окраинную Алтуфьевскую гостиницу. К нему в номер.
          И вот уже в общей мужской прокуренной комнате  получила свой фанерный  ящик- от здорового сибирского мужика. А сразу любезно пригласила его пойти "посидеть". Но не в ресторан, конечно,– таких денег у меня не водилось,- а  просто в  буфет, какие существовали тогда для перекуса на каждом этаже в каждой гостинице. Хотелось поговорить, послушать о Сростках, о родном моём «Урожайном», а главное о самой Марии Сергеевне, которая в письмах всегда подписывалась «Куксина». По фамилии второго последнего мужа… Хотелось услышать от очевидца, как там она переживает свою тяжкую жизнь?  И ещё надо было узнать, когда он летит  обратно, чтоб передать ей взаимный подарок. 
     В  пустом буфете, тесном и душном, было несколько квадратных  столиков под голубыми клеёнками. У потного окна на полу  стояло ведро с зелёным деревцом фикуса.  Толстуха-буфетчица в  «сахарной» белой наколке на голове энергично протирала мокрой тряпкой  глянцевые, мясистые листья фикуса. В витрине, за стеклом стойки, продавалась  сметана в гранёных стаканах – аж ложка стоит. На блюдцах бордовыми кучками лежал свекольный винегрет, рядом - вялые бутерброды с  пластинками сухого желтого сыра, и ещё цельные солёные, помятые  огурцы (наверно, прямо из бочки) возле серых кусков селёдки. Буфетчица, игриво поглядывая на жильца-мужика,  быстро, с улыбкой нас обслужила. Видно,  мало  кто к ней сюда  заглядывал. Ресторан с музыкой был внизу.  Мы накупили кое-чего, щедро уставив свой  столик. Но главной тут, конечно, была  сметана. Свежая, стоит горкой, как облако. Так и хочется  съесть. Потом  «хозяюшка в белом» от души налила нам из пузатого блестящего, как самолёт, чайника в гранёные же стаканы  нечто мутное. Но очень горячее, с паром, и почему-то с гордостью назвала это - «какао».  И вот мы уже сидим  у окна под фикусом. По стеклу текут мокрые струйки разводов. А  тёмные, умытые  листья фикуса,  щедро дарят нам свой кислород.  Мы же пока приглядываясь друг к другу, с удовольствием принимаемся за еду. Но всё-таки  поговорить нам так и  не успеваем.
      Дверь широко распахнулась,  и в буфет буквально ввалилась  ватага пёстрых цыганок с детьми.  Все они шумели, галдели по-своему. И сразу вокруг стало людно и тесно. Сопливые дети с капризами  дёргали матерей,  которые между тем уже носили от стойки к столикам тарелки с  едой. Какие же были все они живописные! Какие разные. Но в то же время и одинаковые.  И как бы классически узнаваемые и где-то точно уж виденные. В ярких юбках, платках с бахромой, серьгах и бусах. И сразу в буфете запахло куревом, потом, дешевым одеколоном. Верней даже не куревом -  табачищем. Все они были темнолицы,  остроглазы и некрасивы. Но одна среди них, молоденькая, с  младенцем  была симпатична, бела и попросту – хороша. «Полукровка, наверно»,- подумала я. И была эта мамочка. с закутанным  у груди кульком, тиха, молчалива.  Рассевшись, цыганки  шумно ели и пили. И на нас, слава Богу, не обращали внимания. Но не долго. Вскоре одна сморщенная старуха, почти Изергиль, видно главная, в шали и бусах,  всё-таки положила на нас свой острый взгляд.  Хотя я, боясь гипноза,  старалась от них не смотреть.  Однако не тут-то было. Старуха кивнула на нас молоденькой, забрала у неё из рук  ребенка и что-то гортанно  сказала.  И вот уже та, дожевывая кусок,  с неохотой всё же к нам подошла. Стоит. Смотрит. Потом, повозившись в складках своей необъятной юбки, извлекает на белый свет колоду карт. Но карт не обычных, игральных., а длинных  с какими-то причудливыми картинками. И вот она их живо, как в цирке, своими темными, похоже  грязными, но с красным маникюром пальцами, перетасовает. Говорит мне неожиданно низким, с хрипотцой голосом: «Ну что, дамочка? Давай  погадаю. Скажу, что было, что будет, чем сердце успокоится".  Я отвернулась, сжалась вся. "Не надо, не надо. Спасибо" Она засмеялась. А мой сосед дружелюбно как-то почему-то  её поддержал. И она ему подмигнула.  "Что? Боишься, красавица?.. А ты не бойся. Всю правду скажу. И  не возьму денег. Ты мне понравилась».
 Я, конечно, уперлась. Не поднимаю глаз. Но всё-таки я была не одна. Рядом всё же сидел знакомый. Мужик. Заступится, думаю в случае чего. Однако он вдруг

поддержал её.  Спокойненько так пробасил: «Это соседки мои. Тут по этажу. Говорят, на Алтай едут. В табор. Их там барон ихний ждёт, - кивнул на белолицую.- Особо её, с ребенком».  Слово «Алтай» для меня с юности звучало волшебно, как талисман. Было значительно и любимо. И я сдалась. Согласилась…Гадалка  села за столик напротив. Потрещав пальцами, бросила свои необычные карты-картинки прямо  возле нашей еды. Поглядела, поглядела  на них  внимательно и серьёзно. И тут же красным своим маникюром стала их по одной опять собирать в колоду. «Ну, теперь слушай, красавица, что я тебе скажу…» - и заговорила, порой поглядывая на меня, а порой в сторону, где  за столами галдели её товарки и  молча ела старуха,  держа  её грудного ребёнка.
    … Всё это было, конечно, очень, очень давно. Но основное, что я  запомнила из этой встречи, было предсказанием. Страшным... Отчего я аж похолодела и замерла. А та не спешила.  Возьмёт карту - и слово молвит. Другую возьмёт - и опять слово молвит.
    «Дитя у тебя единственное. Только  дочку свою ты схоронишь… Но нет, не сейчас. Взрослой уже схоронишь. Так что пока люби её и готовься». Помолчав,  глядела на меня с минуту. Ах, как же красивы, пронзительны были  глаза у этой юной матери… «Ну, а что до денег?  Их в жизни  у тебя  будет мало, - но забрав и спрятав эту «плохую» карту, всё же меня успокоила: - Но  не кручинься. Их тебе хватит, чтоб хорошо  прожить, и  в своём дому… ".- Усмехнулась и, опять подцепив ногтем, спрятала карту. "А мужиков  у тебя будет много. Ох, много, – и, лукаво взглянув на соседа, добавила: - А вот своих мужей... всего будет два…Только я верно тебе  скажу, один  будет главный. Один. Вот этот", - потыкала ногтем в карту какого-то короля. Поглядела на меня сочувственно, жалостно  и под конец ещё «уголька подсыпала»:  "Но и его ты схоронишь. Вот видишь? Схоронишь... По болезни он не жилец на земле. Давно не жилец". И убрала картинку. Рядом  сосед мой совсем поскучнел, сник. Видно, уж и не рад был всей этой затее...
   А вокруг между тем стоял несусветный шум и галдёж. Я же, молча склонясь над едой,  не знала что делать, что говорить. Но вот сибиряк  всё же решительно выпрямился и, как бы спасая меня от зла и всяких напастей, пробасил: «Ну, нет! Ты лучше скажи, как вчера мне гадала. Сколько лет она проживет? Это ведь главное. И не скупись. Не жадничай, - и опять ей подмигнул. - Я ведь с тобой  не жадничал".  И та, забрав со стола в ладонь последнюю карту, и правда, не поскупилась. Вдруг улыбнулась мне широко, молодо, белыми, ещё не прокуренными зубами и бодро сказала: «А жить ты будешь долго...Да, долго. Восемьдесят два годка проживешь, – и лукаво так:- Это что? Мало тебе, иль много?.. А сколь хочешь? Сколь тебе  хватило бы?»  Мой сосед взбодрился. Почти обрадовался: «Ну, вот видишь!.. Да  если всё это к тому же от Бога» -  и скорее  полез в карман - за деньгами. Но тут она вдруг с гордостью поднялась: «Нет, нет. Денег не надо». Сунула карты  куда-то вниз, в складки многочисленных юбок. Вновь пахнуло одеколоном, потом и табаком.  «Мне денег ваших не надо. Своих хватает. А вот это вот  я возьму», - и живо так  забрала  со стола мой стакан со сметаной и торчащей в ней ложкой. И качая бедрами  пошла прочь мечта барона, неспешно и горделиво..  А издали на нас  с  укоризной  глядела старуха держа дитё  у груди.
 
   Помню, услышав цифру «82», мне показалось тогда, как это много, как щедро, а главное - так далеко, что и не видно.  И даже сразу в душе потеплело. Вот спасибочко-то! Неужто же я доживу? Только  когда ж это будет, в каком году? Господи! Это ж в новом  тысячелетии, что ли?.. «Тысячелетие». Даже слово такое  произносить было страшно.
    …И вот оно пришло это третье тысячелетие.  Неотвратимо пришло. Подкралось. Тайно- неведомое и крепкое как кирпич. И вроде бы бесконечное. То есть, конца ему не видать. и не увидеть.

            Теперь иногда вспоминаю давнее то гадание, а ведь цыганка не соврала. Я и мужа любимого Юру рано похоронила, в его (и мои ) с небольшим сорок лет. Прощай, Юрочка, прощай ты, мой свет, скоро ль встретимся? И наша взрослая единственная дочка-художница недавно вдруг умерла от аневризмы. В мастерской, у мольберта упала, заканчивая очередную свою картину, уронив палитру и кисти к ногам. Как подкошенная упала на пол, как солдатик на посту. А вот я продолжаю жить в жгучем и неизбывном горе. С годами оно не проходит, а переходит  в тупую тоску...
    Но жить Господь -Бог всё же зачем-то меня оставил. Может, чтобы я как и прежде писала, трудилась? И я послушно пишу и тружусь. "Неси свой крест и веруй".    
        Сейчас мне идёт восьмой десяток. Юбилей скоро. Подходят "нагАданные" цыганкой  года. И вот я  подумала как-то. Господи, хоть бы Ты дал мне ещё поработать. Очередную книжку позволил издать. И хоть бы спокойно, без боли, дожить до положенного Тобою конца. Поскольку уже и болячки являются всякие , и даже операции ждут. То ноги не желают ходить, то сдают еще какие-то части тела. То вот глаза... Мои папины голубые глаза! "Голубые глазищи"., которые рисовал  муж, которым в молодости столько стихов посвятили поэты. Всю жизнь эти глаза, были  такие трудяги!.. А человеку пишущему глаза – это всё, это главное.
      Усмехаюсь порой, хоть бы дожить до того предсказанного цыганкой возраста. А, с другой стороны думаю: «А собственно, почему бы и нет? Я  человек православный. знаю, всё в руках Божьих. А гаданье есть хрех.  Вдруг пережить удастся?» Моя прабабушка Мария Никольская, дочь священника (была в юности просвирней при храме) прожила 94 года. И дочь её, моя незабвенная бабушка,  говорившая мне-крохе:"Помни, Ирочка, мы из духовного звания". (Слово-то какое великое – зов, звание, звать, ) тоже до 94-х дожила. Может, и мне Господь пошлёт столько же? Хотя вряд ли. Ох, вряд ли.  По грехам моим – сомневаюсь.
 
      Ведь я  виновата страшно перед всеми родными, раньше меня ушедшими. Известно: "Судьба тех, кто ушел, зависит от тех, кто остался". А я и при жизни любила их недостаточно, мало заботилась, мало дарила внимания. Теперь вот каюсь. И на исповеди каюсь. До слёз. Спасти меня может только одно, одна надежда - БОГ  МИЛОСТИВ. 
 
                *    *   *
На Руси мужчины  всегда носили бороды. А манеру бриться внедрил государь-западник  Петр 1. С тех пор староверы всех бритых , включая царя, называли  "СКРЕБЛЁНАЯ  РОЖА".

*   *   *

   Все мои близкие родные лежат в Москве на Введенском, (Немецком) кладбище, В Лефортово, основанном Петром Первым. (О нём написано много.) Лежат на левом высоком берегу  моей любимой речки Яузы. Моего «посоха». Но я греховно-давно, Бог знает когда, посещала эти родные могилы. Очень стыдно. Есть еще у меня троюродная сестра-геолог любимая Наташа Никольская. (Её дед Николай и моя бабушка - родные брат и сестра.) Но Наташа и её близкие (с другой стороны) хоронили своих родных на другом кладбище, куда постоянно и ездят. А на Введенском (немецком)  все эти семь могил - лишь на моей совести. (Дочка моя умерла, внучка - хладносердна). Мне надо срочно туда поехать, (хоть и заказываю по ним панихиды),  а то я потом не смогу, буду не в силах  восстановить их памятник. Там лежат моя мама, бабушка, дедушка, там и прабабушка Мария Алексеевна Никольская (урождённая Яковлева), жена Никольского Ивана Никаноровича. Там две её дочки: моя бабушка Зина, и её сестра  любимая Верочка Никольская (всю жизнь была алтарницей при Елоховском храме), и Верочкин сын там - атеист-коммунист (мой дядя)  Мельников Анатолий (инженер «Роскосмоса»). Вот шесть могил (а седьмая-хохлушки-Наталья, певуньи, жены Анатолия). Пять могил рядышком, вместе, а две (моя мама и прабабушка) буквально в трех метрах. Вот их адрес. последняя их на земле «прописка» - Введенское кладбище. По аллее  От главного, центрального  входапо аллее - правая сторона. Четвертая тропинка-аллейка направо. А по ней слева, довольно близко мои могилы.   
  Я потому пишу так подробно, чтоб потомкам легче было найти - может, моей внучке Маше Ракше (и её будущим детям), сестре Наташе Никольской. (Других родных у меня нет.) Может, когда-нибудь эти строки Маша прочтёт. И опомнится. Мы же не "Иваны не помнящие родства". И  съездит навестить могилы предков. Всё же  толика и их, и моей крови пульсирует в ней.  Ну, хоть капелька, хоть в одном   пальчике? Главное всё же материнская линия. Как теперь говорят, "материнское плато".
     Итак.  Повторюсь.   Как входишь на кладбище, в его красивые старинные краснокирпичные ворота, (словно это проход  - «Врата на Тот свет»), то  пройдя вперед по аллее всего-то с две сотни метров, поворачиваешь  направо чуть вверх по  дорожке №4.  И вот там-то, на этой четвёртой тропинке  метров через сто, уже с левой стороны находишь  все наши захоронение. Над ними небольшой розоватого камня  памятник с крестиком наверху. Один на всех. Помню, с каким трудом бабушка раздобывала  «золотой» порошок для краски, чтоб подновить этот крестик.  И мы, я ещё школьница, на гремящем трамвае приезжали сюда, в эту тишь, под кроны деревьев, украшали могилы. и  по очереди торжественно, с удовольствием красили кисточкой этот  чудесный крестик. потом отдыхали, ели бабушкины пирожки с капустой, запивая их сладким чаем, вспоминали дедушку, тётю Веру, лежащих у рядышком под землёй у наших ног. И слушали пенье птиц...  Жаль номеров могил я не помню. А паспорт на этот участок земли после похорон и мамы, и бабушки был утерян... Но во всех кладбищенских документах, конечно же,  всё чётко записано…
      Так что мне обязательно  надо  дожить до весны, и обязательно ехать к ним.  Заказать ещё один памятник. А дорогую, бесценную землю поцеловать, повиниться перед усопшими. К тому же вдруг придётся бороться, «выручать» эти могилы, потому что недавно я слышала, что за «бесхозными» могилами, (которые долго не посещают),  всяческие  мошенники, перекупщики-коммерсанты  буквально охотятся. Дорогую землю перекупают,   продают за миллионы.  А умерших тайно   уничтожают. .. Мы ведь теперь не в СССР.  В девяностые в капитализм вляпались. Так что  вот он, даже на кладбище его "звериный оскал". 

                *   *   *

            Всё, что я тут пишу – ждёт в жизни буквально каждого. В том числе и  молодого, юного, но тоже смертного. Но почему-то в быту люди стесняются откровенно  говорить об этом. Вернее, себя берегут, боятся тревожить душу. . Одни из страха молчат, другие кокетничая. Да и писатели скудно сегодня пишут о смерти. Жалеют и себя, и  читателя. А зря. Каждый обязан помнить, что его ждёт. И потому  не грешить. «Мементо мори». Помни о смерти. Великая эта мудрость известна была ещё до Рождества Христова. Однако  столетиями обыватели тупо  твердят друг другу обратное: "Не бери в голову. Не думай, не говори  о смерти. Не порти себе и другим настроения!». Но мне тотчас хочется крикнуть: Да нет же! Нет! Думай! Ты должен, ты обязан об этом думать. Пусть эта дума живёт  в тебе постоянно, как завет.  Свыше, как наказ Бога. Чтоб бояться  грешить. Чтоб  всем живым дорожить. Радоваться каждой данной тебе минуте. При этом стараясь делать добро. Хоть одно доброе дело в день.  Хоть самое малое.  Не говоря о большем. «Memento mori». Помни о смерти. Всегда помни о ней, косой и холодной.  Поскольку дорога твоя имеет конец. И там ты с ней встретишься, жди свидания. И это  твой личный путь, твоя колея...  Потому, мужаясь, «помни о смерти». «Memento mori” .

                *   *   *
 
     Когда-то герои моей прозы были люди всё больше здоровые, бодрые, цельные,  жизнелюбивые. Так диктовало время. Мне и в голову не приходила мысль и писать про старость. Про то, как и о чём люди старые думают, что чувствую. Сейчас всё, всё по-другому. Интереснее даже. И столько рождается нового!
  Сейчас, в последние годы мне, например, (это даже смешно) становится всё сложней ходить в гости. Одеваться. или, например, делать причёску. Приходится как-то особенно думать, выбирая одежду. Уже давно не люблю «наряжаться», как говорила соседка в Останкино - «приматрёниваться». ( Какое редкое, ценное слово вспомнилось. Очень фольклорное!) И незачем "приматрёниваться", и не для кого. Все «женихи» уже ждут на том свете. Сложнее стало выбирать-надевать чулки-колготки На кроссовках шнурки шнуровать. Поднимать что-то с пола. Все это делается теперь медленнее, сложней. В общем, мозги острее работают, а тело отстаёт. Не догоняет И это противно.  Потому, например, и нет охоты  ехать даже в Дом Правительства, на Новый Арбат – получать на огромной сцене при полном зале свои  призы - «Золотые перья», дипломы лауреата, медали и прочие Помню, бабушка всё  вздыхала: «Старость – не радость», а мне было смешно. Только теперь  ощутила над головой этот "дамоклов меч", ожидающий каждого.
     Конечно, любое общество любит молодость, молодых. У них, мол, земная жизнь впереди. Зато у стариков преимущество  - у них впереди вся вечность. Без края и без конца.  Хотя  Сирано де Бержерак словами Ростана лукавит, бодрит нас тут на земле, под солнцем. Вселяет надежду и веру: «Бывает в жизни всё./ Бывает даже смерть./ Но надо жить./ И надо сметь»."
 
*   *   * 

"Единственно значимым в его жизни было то, что он родился и был похоронен." (Картер, археолог - о  египетском фараоне Тутанхаоне).

    *   *   *

    Яркий, талантливый  Гена Айги, чувашский поэт-переводчик и первый мой муж,  был  человек   мелкий телом. Но Господом он был сложон вполне  гармонично... К слову сказать, и гениальный Пушкин был ведь совсем не красив. Почти уродлив.  (Современники писали об этом: "Смесь обеэьяны с тигром". "Сущая обезьяна лицом").  Но как же он был обаятелен, гармоничен! Особенно, "когда открывал рот в беседе. Или читал стихи". На живописном холсте художник Кипренский, конечно,  слишком его приукрасил. Да и сам Александр Сергеевич это отметил: "Себя как в зеркале я вижу,/ Но это зеркало мне льстит". Да, Пушкин был совсем некрасив. Но… прекрасен!!!…
 (Про внешность моего любимого Гоголя я тут вообще промолчу.)

    А Гена Айги в последнее время стал почему-то всё чаще являться мне в снах. Хотя он давно уже там, в иных мирах. Но  этому я не удивляюсь. Он ждёт наверно моих воспоминаний.  Воистину, Дух дышит, где хочет. А вместе с Ним дышат и наши души.
     Однако проснувшись, я стала думать, к чему бы всё это?  Ведь  впервые Господь свёл нас в начале пятидесятых годов  на Алтае. Где Гена Айги и другие студенты лит- минститута вместе с  мастером, поэтом Светловым были у нас в целинном совхозе на практике. Потом я, получив "Аттестат зрелости"  вернулась в Москву. Потом в Переделкино было общежитие литинститута, где жил Айги. И наконец в 1958 году произошла наша  «винегретная» свадьба. Её придумал наш - любимый, великий  Михаил Светлов. А  тамадой в застолье был нелепый и уникальный, полуслепой, в круглый очках словно линзы -  Эмка Мандель. В будущем почти гениальный поэт Наум Коржавин. С тех пор прошло более полувека. И все участники давно Там. На Том свете.
  Впрочем, у Бога времён нет. В Его Вечности времени попросту не существует... У Бога мы все - и там, и тут. Как на Его ладони.

         *   *   *

   Не страшно УМЕРЕТЬ. Страшно УМИРАТЬ. 
Да ещё с болями, с муками, некрасиво. Страшно быть обузой и себе, и другим. Близким или неблизким. Понимаю писателя Хемингуэя, узнавшего про свою онкологию и взявшего в руки своё охотничье ружьё.  Знаю, самоубийство - грех страшный. «Бог жизнь дал, Бог жизнь взял». И только так… Но  всё-таки, всё-таки…  Потому-то мы  и просим в молитвах  у Господа: "...Кончину живота нашего - безболезненной, непостыдной и мирной...". Это каждому может быть  Его последний, великий дар.

                *   *   *

        У меня в жизни всегда был энергичный запал. Какой-то азарт. В делах душевных, в делах бытовых. Мой муж художник Юрий Ракша  порой  говорил: "Ты моя милая  - моторная-метеорная" . И правда, запал мой  был  всегда позитивный. Какой-то кураж созидания.  Всё я делала  страстно, с надеждой и верой. Летела вперёд не уставая,  как  вольная птица в небе. Аж свежий ветер под крыльями. Под каждым перышком – жизнь.  Так  наверно была от рожденья «заряжена» Богом. Впрочем, как и мои  родители, молодые энтузиасты , жизнерадостные выпускники ТСХА конца   30-х звонких годов  "Мы рождены, что б сказку сделать былью./ Чтоб покорить пространство и простор./ Нам разум дал стальные руки-крылья./ А вместо сердца пламенный мотор..." Но особенно, как моя неутомимо-бодрая  бабушка Зина, любимая мамина мама, меня воспитавшая. ..
   А вот сейчас спустя годы,  эта «моторная-метеорная» чувствует, как из неё как бы уходит эта энергия, этот кураж. По чуть-чуть, незаметно, словно воздух  сочится  из хорошо надутого  шарика. Ещё вчера, крепкого, яркого словно праздник. Но вот… и силы истаивают и азарт. И я уже бабушка...  Вспоминаю мою бабушку Зину (ей  было уже за девяносто) Порой она говорила мне непонятное: «Я, Ирочка, жить устала... И ведь ничего не болит. Просто жить устала. И Бог почему-то вот не берёт». По квартире она ходила осторожно как по льду, мелким  шажком,  держась за стены. Но с постоянной улыбкой. Последние годы после смерти её дочки - моей мамы, она жила у меня. И вдруг незаметно как-то  стала такая маленькая, высохшая. А ведь я всегда  знала её "гордой высокородной дворянкой", прямой и полногрудой красавицей,  всеми уважаемой дамой. Да-да... Она и раньше говорила, моя незабвенная Зинаида Ивановна Никольскаа, Зизи, напоминала мне: «Не забывай, Ирочка. Родом мы из духовного звания».  Я удивлялась: "А как же дворянство?" "А из дворян был мой первый муж ,, Епифанов Кирьяк Николаевич. Отец твоей мамы. _ вздыхая она бывало на минуту смолкает. Наверно вспоминает  светлое прошлое. И , конечно, ждёт  моих вопросов-расспросов.  - Мы повенчались в Мологе.  У них свой большой дом был с мезонином. Рядом Управа Земская, где Кира служил, заседал. Свои туалеты я заказывала в Москве, на Кузнецком... Он очень охоту любил. На уток. У нас жили всегда охотничьи сеттеры. Белые в чёрных пятнах.  Вверху для них была отдельная комната. Всегда окно открыто ..."  Вот тут-то мне и расспросить бы её о  родне, об истоках, о жизни. Но мне комсомолке советской "правильной"  это казалось  тогда не приличным, даже опасным... Гораздо больше нравилось то, что  "мы из духовного звания". Никольские. Да и  слово такое хорошее, доброе - "звание". То есть - звать, призывать, вызывать. Но и об этом  я не спешила расспрашивать.   Порой в пол-уха, конечно,  кое-что  слушала.  А надо бы было  внимать,  записывать всё до словечка, до буквочки. Но за окном шла середина ХХ века. И страх ещё  стоял по углам. А время всё утекало и утекало...

                *   *   *
    И вот уже молчаливая бабушка  тихо ходит по стенке и лишь порой повторяет: «Ведь ничего  у меня  не болит. Просто  жить устала». И добавляет: «Все ушли. Поговорить даже не с кем. Не с кем повспоминать..»... Действительно,  только сейчас я остро поняла  это, когда  порою так надо с кем-то поговорить,  вспомнить что-то бесценное. И этот кто-то участливо слушает,  разделяет. Но их уже нет, ты один, как в чистом поле. А  один в поле не воин. 
    Когда бабушка умерла в больнице, ей исполнилось 94 года. А родилась в октябре 1892. (У меня были все октябрьские папа, мама и бабушка. В октябре пироги капустные в доме не переводились.)  Вот какой век ей пришлось прожить, пережить! Долгий и тяжкий - аж жуть. Но она всегда была оптимисткой... А вот в больнице   рядом с ней меня не было. Я в Сибири была с коллегами, под Иркутском, в шумной, весёлой командировке. Местные жители встречали нас,  делегатов московских писателей цветами и хлебом-солью. Мы привольно и сыто жили в местных гостиницах. Без конца выступали в городских и сельских Домах культуры. В залах, больших и малых,  похожих порой на коровники. Но это было совсем неважно. (К тому же в Москве в Литфонде нас ждал гонорар). Книги свои мы щедро, направо-налево дарили зрителям.
 Подписывали и ставили на форзацах свои лихие автографы. А где-то далеко ждала Москва. В больнице ждала и надеялась моя бабушка. Но... так и ушла не дождавшись. Одна. Без меня, грешной. Без своей беспечной "командировочной" внучки.
   
  О-о, как это важно, в последнюю момент  дать  уходящему руку!!! Передать частицу любви своей и тепла… Да, да.  Вот так мне и надо будет назвать текст моего   покаяния - «Дай руку уходящему»... Только сейчас я понимаю, как душу моей  бабушки стал охватывать  страх. Страх неминуемого ухода.  Страх ледяной смерти!..
        Пытаюсь представить, что, что в последний  миг видел  её угасающий  взор? Слепой ли потолок больничной палаты? Или в казённом окне последний  тающий  отсвет уличных фонарей? А может блик луны на слепой стене?  Или чужое лицо  ночной санитарки с любопытством  склонённое к ней - жива-не жива? А вокруг пусто. Глазу не на чем задержаться, зацепиться. Ни родных, ни знакомых! Ни тепла близкой руки, пусть последнего, слабого...Только жесткий холод  и мрак уже наполняющий тело...   . 
   Впрочем, любой уходящий перед Вечностью  одинок. Даже если вокруг  родня.
 Но всё-таки... всё-таки... Когда  человек уже на пороге, на самом краешке, – не уходи. Протяни ему тихо свою тёплую руку.  ДАЙ  РУКУ УХОДЯЩЕМУ.
Тебе зачтётся. Воздастся.