Бегущая лань

Эльхан
   БЕГУЩАЯ ЛАНЬ. 1.

Судьба моя меня не баловала. С самого детства я  была приучена к выживанию. И это мне очень сильно помогло, когда я с братишкой оказалась вне дома. Так случилось. Наш кишлак, в котором мы родились находился на возвышенности. Там всегда присутствовал ветерок.
Это я так говорю нежно, потому что это относилось к летней погоде. А в сырые холодные осенние дни, дул настоящий ветер.
Отец много работал, мачеха - же любила посплетничать, пока отца не было. Поэтому мне и братишке доставалась её работа. С малых лет мы выполняли взрослую работу.  Наша мачеха к приходу отца всегда охала и ахала, что трудилась целый день без устали, хотя она что делала, так то, что попросту молотила языком. Но отец верил только ей, и потому мы привыкли к тому, что все работы по дому лежит на нас. Жаловаться не было смысла. Братишке 10 лет, а мне уже исполнилось 13, как мы решились...
Лучше расскажу все по порядку. .
Помимо того, что нам приходилось делать саманные кирпичи, ну это в самую жаркую погоду, нам ещё нужно было каждый день собирать по 10 вязанок хвороста. Мы не горевали с братиком Тахиром. Делали свои дела достаточно быстро. Приноровились.
Нас все хвалили, и это очень не нравилось нашей Дильбар ханум, она всем жаловалась, что мы очень много едим и она не успевает печь лепешки
Но это было неправдой.

Одна небольшая лепешка и 4 курта, это нам на целый день. Но мы умудрялись собирать маленькие черненькие ягоды в бутылочку, срезали толстые листья кислячек, и хрумкали. Бывало залезали в сад, который был по пути через две возвышенности и там набирали зелёные яблоки в платок, и кормились так.
Бывало прихватит живот, ну это ненадолго.  В зиму, когда наметались высокие сугробы снега, у нас отдых. Работы мало. Просто нужно было покормить баранов и козу, курам насыпать зерно, собрать яйца, разжечь санлал и туда подкинуть угли. . Перетрясти курпачи. На завтра перенести вязанки хвороста, и убрать снег. Там ногам тепло очень. Но когда к мачехе приходили соседки, то нас выгоняли с комнаты. Учиться мы не ходили. Мулла учил только тех, чьи родители приносили подношения.
Однажды весной, в кишлак приехали бродячие артисты. Мы все дети обступили их, и они за то, что мы накормили ослов решили показать нам концерт.
Тахир мне сказал по секрету, что он побежит за ними, то есть за бродячими артистами. И, домой ни за что не вернётся. Я знала, что если он решил, то я не смогу его отговорить. Оставаться без него я не захотела. Отпустить одного не посмела. Собрала в узелок его одежду и свою. Положила 4 лепешки и целую чашку курта, луковицы, соль, и рано утром, пока мачеха не проснулась, мы быстро побежали по тропинке вниз. Отошли на большое расстояние и все оглядывались назад, думая что скоро покажутся две арбы с артистами. Мы же хорошо слышали, как они говорили, что по извилистой дороге будут путь свой держать в райские сады.

Откуда было нам знать, что это была их любимая поговорка. Назад дороги уже нет
За то, что мы с утра не накормили скотину, не прибрали, не подмели двор, и, не растопили тандыр, Дильбар ханум потаскала бы меня за волосы, а Тахира опять побила бы палкой.
Потому назад возвращаться нам было нельзя. Да и не стоило. Отец не очень то и переживал бы за нас. Так то, что отец слушал только ее и верил только ее словам, мы это знали с детства. На ногах у нас галоши не по размеру наших ног, они  больше, чем наши ступни. Но ничего. Главное, что ноги не так мерзли. Земля холодная пока. Руки в цыпках. Это оттого что в любую погоду мы возились с землёй и много собирали хворост, и сухие деревяшки.
Я старшая и потому на мне задача, где нам переночевать. На голой земле никак нельзя, потому что на дворе май месяц. Все, что проснулось, а это змеи и насекомые уже ползали и бегали на мохнатых ножках....
Весной они злые, голодные и очень ядовитые. Теперь нам нужно было где то пристроится на ночь. Пока не видать никакого аула.
Ну вот впереди показалась быстротекущая речка. Мы пошли к ней быстрым шагом. Да и  шли не замечая усталости. Хотя прошли довольно таки длинную дорогу. Нам казалось, что наша жизнь вдали от дома будет намного лучше, чем была.

Я даже сказала Тохиру, что мы сами сможем построить себе кибитку. Мы ведь видели, как отец  протягивал стены, саманными кирпичами, которые  мы сами делали. Если нет формы, то мы умели и делать и круглой формы. Отец всегда этими кругляками чинил дувал.  И получалось очень красиво, это та - же стена...
К 13 годам, я уже многое умела делать. Разжигать костер это пустяки. Спички, соль, лепешка, лук, это самое нужное в дороге. Знаю, как только мачеха обнаружит пропажу, то разнесет по всей махалле, что мы обокрали их полностью.
Но ничего. Думаю, что соседи поймут, что без этого нам не выжить. Самое необходимо.
Ну вот и горная речушка. Шумная такая. Около нас протекла она самая, но вроде не так стремительная, и не такая шумная. Присели около большого камня, и я вытащила одну лепешку. Половинку положила обратно, головка лука и соль. Чашку забыла положить и потому пришлось загребать воду ладошками, и пить. Уже почти доели, как высоко над нами стала парить большая птица. Высоко она, но всё равно чувствовалось, что это не мелочь. То ли орёл, то ли беркут. Скорее всего орёл. Очень красивый полет он совершал. Распластал крылья и будто замер на секунду. И в мгновение, как стрела нырнул вниз.  И главное совсем недалеко от нас, за следующим камнем. Мы слышали как он что то ожесточенно долбал.  Затихло и шум крыльев.
Ну вот и стал взлетать.

Что то длинное и извивающее...
Тохир радостно закричал
- Зулейха, смотри он поймал змею. Она была совсем рядом с нами, а мы не заметили, а он увидел....
- Тохиржан, надо радоваться нам, что не доползла до нас змея, а то бы укусила или тебя или меня...
При этих словах он сразу перестал улыбаться. Наверное представил, что я умираю от укуса гадины и глаза его наполнились слезами.
- Зулейха ты только не умирай, а то я никогда не найду дорогу домой.
- А ты хочешь пойти домой?...
- Нееет. Не хочу. Она злая и заставляет все время работать. Если сварит мясо, то сама кушает а нам ничего не даёт. Мы лучше сами построим кибитку и будем жить вдвоем. Я буду на охоту ходить, а ты будешь вкусно готовить. Много много мяса будешь жарить. Каждый деньжарить до корочки. Ковардак с бараньим курдюком, с горячей лепёшкой с луком...
При этих словах громко сглотнул слюну
Будем каждый день кушать, кушать... Я скоро стану джигитом и заработаю коня и камчу. Потом буду большим хозяином. Потом поедем за отцом.

Он увидит меня удивиться очень и скажет:
- Смотри какой стал мой сын. Смотри, они никуда не пропали, а они выросли и стали богатые... Смотри какой конь... Зулейха, а мы заберём отца к себе?... Он ведь хороший, просто он верит словам тётушки Дильбар, и поэтому злился на нас...
Наконец и он устал. Уже не так весело болтал и шаги не такие быстро широкие, вприпрыжку. Шел рядом со мной нога в ногу. Зелёная полоса. Это деревья. Подошли поближе. Дувалы, как в нашем кишлаке, вот только чисто везде. Подошли к большому дому. Постучали в двери. Вышел дедушка. Увидев нас двоих удивился.
- Вы откуда?... Что надо?...
- Дедушка мы издалека пришли.
Устали. Дайте воды попить и можно у вас поспим одну ночку. А утром уйдем.
Дверь захлопнулась, и мы услышали :
- Там дети голодные, просят воду и просят пустить поспать одну ночку...
- С ними есть кто - то?... Никого. Одни стоят?... Гони их в шею. Ещё нам не хватало нищих. ..
Дверь открылась, старик замахал руками:
- Хозяин не пускает. Говорит, что места нет.
Сколько бы не стучались в двери, где дома были большие, никто из них не пустил. И почему в таких очень больших домах, нет места?...

И вот когда потеряли надежду, в самом крайнем доме,  небольшом отворили двери и пожилая тётушка узнала о том, что мы сиротки, пустила переночевать. Заставила умыться в арыке и поставила на стол две чашки с густым рисовым супом. Сверху толченный райхон. Ложка кислого молока.
Все это было съедено за несколько минут. После этого тетушка Зебо, постелили нам постель. Ноги спустили в сандал. Май месяц. Пока не так тепло, так что не мешает погреть ноги. Разморило. Уснули сразу.
Проснулась с первыми лучами солнца. Тетушка Зебо только собралась разжечь тандыр, как я тут же быстро сделала то, что я делала у себя в доме. Тётушка видя, как я проворно хлопочу всё смотрела на меня удивленно. А я уже сходила за кибитку и вывела козу за двери. Рассыпала курам зерно, налила водички, и принялась месить тесто. Удивленные глаза и возглас - Ойё... Ты просто очень хорошая кызымка...

Продолжение.   ЭльХан.