Мороженое. Памяти моего отца

Зоя Антипина
 Воспоминания об отце у меня всегда сладкие. Почему?
Отец мой был Мастер.
Да-да, Мастер с большой буквы. Имея три класса церковно-приходской школы , он был очень грамотным, а руки были золотыми. Учился он всю жизнь. И вот, будучи уже не молодым, он окончил курсы мастеров по изготовлению мороженого и сладкой ваты.
Кто не любит мороженое? Вряд ли найдется кто-то , кто ни разу в жизни не попробовал это лакомство.
Вы видели как оно рождается?
А я видела, правда это было давным-давно , более 50 лет тому назад, в моем детстве.
Мороженое варил мой папа. Да-да именно варил, как мы варим суп.
В большую, просто огромную кастрюлю делалась "закладка": молоко, масло, сахар, ванилин, желатин, яйца, сливки. Сортов мороженого было три: сливочное, шоколадное и фруктово-ягодное. Если это было шоколадное, то добавлялись какао или шоколад, если фруктово-ягодное, то джем или повидло.
Всё это варилось, остужалось до комнатной температуры, а потом начиналось волшебство превращения варева в мороженое.
В небольшую бочку насыпался лед с солью. Затем в эту же бочку вставлялась металлическая банка, закрывалась плотно крышкой. На крышке была ручка, в которую вставлялась палка. Вот эту банку с варевом начинали раскручивать в разные стороны в бочке со льдом, держась за палку в ручке .
Стенки банки охлаждались, и на них откладывалась застывающая масса. Периодически застывшую массу соскребали со стенок и продолжали крутить дальше, пока вся жидкость не превратится в мороженое. Этот процесс был очень долгим. Работнику приходилось по несколько часов крутить одну банку.
За смену отец, если он был один ,мог сделать 8-10 килограмм мороженого, иногда ему помогали мои братья, тогда мороженого можно было сделать больше .Обычно это было перед праздниками Какое ж оно было вкусное!
Я с подружками любила приходить к отцу на работу. Да и как не любить! Отец щедро угощал нас лакомством.
В старый алюминиевый ковшик накладывалось мороженое, в него вставлялись большие алюминиевые ложки, и наша дружная компания направлялась к хлебопекарне(она находилась в одном дворе с цехом).Мы подбегали к окну выдачи хлеба, разгоняли воробьев, что кормились хлебными крошками, сгребали крошки, попутно выкидывая птичий помет, и ссыпали крошки в ковшик поверх мороженого.
Вся ватага усаживалась на крылечко и дружно уплетала лакомство.
Какое это было счастье!
Мне кажется, что это мы изобрели сорт мороженого с крошкой).
Шло время ,и отца перевели работать в другой посёлок с ласковым названием МАМА.
Здесь уже процесс изготовления мороженого был более совершенен.
Варево варилось по-прежнему на печке, в большой кастрюле, а вот дальше процесс был почти автоматизирован.
Вместо бочки со льдом стоял аппарат, напоминающий старую стиральную машину, он состоял из двух ёмкостей. Остывшую в холодильнике массу выливали в малую емкость, закрывали плотно крышкой. Вокруг малой емкости насыпали лед с солью.
Зачем соль? А она препятствует таянью льда.
Весь этот агрегат включался в розетку. Шум и грохот стояли неимоверные! Зато процесс шел гораздо быстрее ,да и легче.
Прошли годы, пришлось мне побывать на современном хладокомбинате.
Всё автоматизировано, человек только управляет автоматикой, следит за процессом  и называется он оператором.  Сортов мороженого уже не три, как было в моем детстве, а десяток-другой.
А мне по-прежнему хочется лизнуть того мороженого, из моего детства, приготовленного руками моего отца.