Неугомонная. Сельские обычаи

Алексей Ульянищев
   Больше года не могу привыкнуть к сельским обычаям, их культуре, поведению на улице и дома, я же городская жительница. Да, на работах по уборке урожая в колхозах во время учебы с институте мы сталкивались с этими вопросами, но наблюдали со стороны, а здесь мы постоянно жили среди бескультурья, беспробудного пьянства, сквернословия и вычурной матерщины. Несмотря на бедность самогон пили все и не только дома после работы, но и днем на рабочем месте. Самогон из сахарной свеклы такой вонючий, что даже «с бодуна» на второй день к этому мужику близко подойти нельзя. Но пили и женщины, не в таком количестве, как мужики, но после праздников и от них почти от всех шел запашок. За выгонку самогона наказывали большими штрафами, а при повторном случае могли и упрятать в тюрьму. Сколько раз я останавливала и отправляла домой пьяных трактористов, судили товарищевским судом, переводили на низко оплаченную должность, и все равно выпивали. Ничем было невозможно остановить поголовную пьянку. 
   А матерщина слышалась везде, в поселке, на работе и даже от специалистов с высшим образованием. Особенно выделялась гл. зоотехник Мария Петровна. Баба под 90 кг с обширным задом так «костерила» своего подопечного зоотехника прямо на улице и все время матерными словами. Он бедняга нагнул голову и не произнес ни одного слова в ответ. Она даже пыталась на планерке у директора вставлять крепкие словечки. Но от директора я ни разу не слышала мата, даже когда он был злой и отчитывал за «прокол» в работе. Я в своей бригаде всем приказала на работе не материться, но бабы склочницы, иногда так схлестнуться в ругани, что только крепкое матерное выражение одной из них  останавливало их перебранку. Насколько я себя помню, всю жизнь в доме от отца слышала мат и скандалы с мамой, и виной была водка. Он с работы не приходил трезвым, а работал начальником по приему и увольнению рабочих на нашей железнодорожной станции. Он был совершенно безвольный человек и его просто спаивали. Но взятки никогда не брал даже в пьяном состоянии. Поэтому я презирала и ненавидела склоки, скандалы и русский хлесткий мат.
   В нашем отделении проживало больше чем полторы тысячи человек,  в летнее время выходили на работы до 700 человек ежедневно, включая строительный цех, животноводство, механические мастерские и конторских служащих. А клуб вмещал максимум 50 человек, сидячих мест — еще меньше. Сцена крошечная и плохо освещается. Кинобудки нет, фильмы показывают только зимой, клуб не отапливается и долго в нем не посидишь. Никогда не слышала и не видела, чтобы в клубе были танцы летом. Зимой после кино оставались на танцы под радиолу и толкались задницами без конца. Шелуха от семечек лежала тонким сплошным слоем после кино, и когда танцевали, то от пыли стоял туман. И как все были рады, когда начали строить дворец культуры и спорта. Телевизоры были только у специалистов, рабочим не на что было их купить. Даже мы сумели купить телевизор в конце третьего года проживания в совхозе. А о занятии  спортом понятия не имели.
     Наиболее  укоренившейся привычкой на селе, существующей уже несколько веков — давать людям прозвище. Практически у всех, без исключения были прозвища. Возникали они по разному: по физическому недостатку (кривой, горбатый, щербатый), по особенностей характера или привычек (молчун, говорливый, брехун, сопливый), но чаще всего закреплялось прозвище по случайному подмеченному меткому слову или выражению. Нередко люди так привыкали к прозвищу, что даже забывали их фамилии. Вот и я попалась на такой трюк, да еще на планерке при всех главных специалистах. Ранней весной 1960 года директор меня отчитывал за прокол в работе
       - Зинаида Сергеевна, почему вы вместо рам со стеклом накрыли один парник соломенными матами? Если рассада подмерзнет, то я накажу вас и рабочих рублем  -
      - Что я могу поделать? Этот Ебабахин, начальник столярного цеха, мне обещал сделать рамы к сроку, но столяры пропьянствовали и сорвали изготовление рам -
   Директор с издевкой спрашивает
    - Как, как вы назвали нач. столярного цеха? -
  Я засмущалась и смотрю на всех. Женщины ехидно улыбаются, а мужики посмеиваются
    - Е-е-ебабахин — пролепетала я
 Лешка не выдержал и шепчет мне громко
   - Это его прозвище, а фамилия Иванов -
   Как мне рассказал позже Лешка, что это прозвище ругательное. Еще подростком на посиделках с девчонками, при ссоре с ребятами он закричал: «Щас! Как ебабахну тебя». Вот так приклеилась к нему эта кличка-прозвище. Теперь я стала осторожней, и часто переспрашивала у Лешки правильно ли я называю фамилии. Так гл.конюх в селе был Стальной, потому что в юношестве всегда хвалился перед девчонками: «У меня всегда стоит...., как стальной». Похабщины на селе всегда было с избытком.
  Вы, конечно, спросите: а были у нас с мужем прозвища? Были и не одно. Первое время мужа называли «Молчун». Он был агрономом отделения, только осматривался и привыкал  к коллективу. Поэтому был немногословен, делал свои дела молча. А когда стал управляющим, то к нему приклеили прозвище — «Вездесущий». Я сама слышала, как две доярки шли с утренней дойки и разговаривали между собой
   - Этот «вездесущий» во все дырки сует свой нос, от него ничего не спрячешь и не вынесешь с коровника домой. Вчерась налила маленькую, всего на 2 литра грелку молока, и только хотела спрятать на животе под рубашку, так он тут как тут, подсмотрел. Откуда он появился, ума не дам, но его же не было в коровнике. Прятался что ли в кормушке?-
    - Да брось, ты. Неужели управляющий будет прятаться в кормушке? Ты просто слепая и не осмотрелась как следует, прежде чем засунуть грелку под рубашку -
    - Скажешь опять я слепая? Надысь взяла маленькую охапку сенца, связала и вышла из коровника. Темнота была, хоть глаз выколи. А он как из воздуха воспарился: «ты куда Нюра несешь сено, опять для своей телушки. Отнеси сено при мне в коровник  и больше не попадайся, иначе на товарищеский суд пойдешь». Нет, он всегда появляется неожиданно и от него никакого спасу нет -
   А мне дали кличку, простите прозвище — «Неугомонная». И кто присвоил мне такое прозвище? Мои же рабочие, мои подопечные. Им не нравились мои новшества, мои постоянно меняющие требования к ним, замечания и наказания. И это прозвище разошлось по всему отделению, т. к. я доставляла беспокойства  в механическом и столярном цехах,  в животноводстве, на пилораме, в конторе, вообще везде. Даже с других отделений у агронома и управляющего проскальзывало мое прозвище. Я уже стала откликаться иногда на этот зов, а потом, спохватившись, просила меня называть по имени. 
   Вот и заканчивается мой второй полевой сезон работы в совхозе. Мы освоили технологии выращивания 19 овощных и 5 плодовых и ягодных культур. Заложили питомники и маточники смородины, малины земляники, питомник для выращивания саженцев яблони, заложили производственную плантация земляники, посадили сад на площади 100 га. И все это сделали за один год. Молодец я! Но никто в совхозе не сказал доброго слова в мой адрес. Только недовольство, ругань, критика. Я же заново создала целую отрасль в совхозе, сумела наладить выстроенную цепочку реализации продукции, заново собрала самую большую бригаду рабочих в совхозе, только постоянных рабочих было 150 человек, причем большей частью молодых, а во время сбора продукции на полях и в саду ежедневно работали до 300 человек. Чтобы всего этого достичь, я переругалась со всеми гл. специалистами, и не только в агрономии, но и в животноводстве, в строительном и механическом цехах, со всеми работниками отделенческой и совхозной бухгалтерии. Но я добилась своего, все что я намечала, все что обещала директору при нашей первой встречи — все выполнила. Если в первый сезон мы вырастили чуть больше 30 тонн по 6 овощным культурам, яблок около 8 тонн, то во второй сезон собрали и реализовали 2360 тонн овощных и чуть больше 100 тонн яблок. Если в первый год работы мы выращивали овощи для себя и только 10 тонн реализовали поздней капусты, то в 1960 году мы перевыполнили все планы по поставкам свежих овощей и фруктов в Воронеж и другие города.
   Позднюю капусту не удалось полностью реализовать и заложили почти 180 тонн в наземные бурты. Опыт хранения капусты у меня уже был, в прошлом году тоже закладывали в бурты, и вся капуста хорошо сохранилась до весне, Но хлопот было много, то приходилось дополнительно утеплять соломой, то наоборот, охлаждать.
  На следующий год продолжим закладку производственной плантации земляники, посадим смородину и малину на производственный участок. Этой осенью мы не успели с маточных плантаций отделить и выкопать саженцы смородины и малины. Но это не так уж и важно. Весной все сделаем. Я очень надеюсь, что на следующий сезон легче будет работать. Технологии всех культур освоены, кадры подобраны, реализация продукции отработана до мелочей.
   Вы может думаете, что агрономы зимой отдыхают, полеживают себе на печи или купаются в минеральных ваннах в санаториях? Об этом даже мечтать не было времени. До устойчивых морозов очищали парники от перегноя, приводили в порядок все поля, все их перепахали. В молодом саду уже в морозы обвязывали штамбики сосновым лапником, стеблями бурьяна и, с боем выпрошенным мною в стройцехе, толью. Провели дважды и в старом и молодом садах борьбу с грызунами, а точнее с мышками. Почти 10 дней сидела в конторе и приводила в порядок всю документацию для годового отчета. Я была довольна итогом работы за год. По основным культурам урожайность превышала плановую почти в два раза. Вот что значит целинные земли и своевременные поливы. Недобрали до плановой урожайности по зеленным и ранним культурам: укроп, лук на перо, редис, листовой салат. Но объемы реализации были небольшие, а трудности с транспортом не позволили выполнить план. Я даже дала команду в бригаде, что всем кому что надо из этих культур, могли брать домой. И все равно часть продукции выкинули.
   Еще один Новый год промелькнул почти незаметно, только выпили с Лешкой дома по рюмочке водочки, послушали по радио поздравление Хрущева Н.С. и легли спать. Уже на третий день 1961 года я собираюсь ехать в Воронеж заключать договора с консервными заводами по поставкам овощей и фруктов.