Умер от количества дз

Нина Ватрушкина 2
Я снова учусь. На этот раз в пятом классе. Картинку «Умер от количества дз на дистанционке» показала мне сегодня утром внучка.

Книгу Димы Зицера «Учеба. Учиться всегда пригодится? На педагогической волне» прочитала в 2 дня. Издана в 2021 году, и это, видно, еще один прикол из серии домашних заданий. (Сегодня 09.11.2020).

«Светлана - отвечает взволнованной маме автор книги, - скажу вам правду, я готов разговаривать почти на любую тему, но вопросы про домашнее задание в российской системе образования пугают меня больше всего».

Если Диму Зицера, учителя литературы с большим стажем, общественного деятеля по вопросам образования, отца троих детей пугают, то как же они уже напугали меня. В первые две недели сентября мне снились исключительно черно-белые сны. Больше такого я в своей жизни не помню.

Собственные дети учились давно, в советской школе. Теперь за давностью лет мне кажется и проблем никаких не было. Но сыновья и были сильными, без труда получили высшее образование, один даже ученую степень.

Сейчас все иначе, плюс короновирус, который усугубил все проблемы и родителей, и учителей.

Дима Зицер ведет на петербургском радио передачу «Любить нельзя воспитывать», отвечает на вопросы родителей. На этой основе вышла книга в будущем 2021 году.

«Поскольку мы живем не в идеальном мире, давайте подумаем, что нам делать с этим домашним заданием. Мне кажется, что нужно сделать все, чтобы оно доставляло удовольствие». (Дима Зицер).

Да, есть такие мудрые учителя, которые так и делают. По математике мы «крепкие» троечники (этот предмет не для всех), но д/з делаем с удовольствием. Заданий немного, и все они рассчитаны не на операцию  с цифрами, а на разгадывание, как все решить легко и просто, выведя за скобки определенные числа.

Не могу не вспомнить собственные учебные вечера с примерами во всю ширину учебника «Арифметика». Иногда пример продолжался даже на следующей строчке. Ошибешься один раз, не сойдется с ответом в задачнике — начинай все сначала. Что мне дали такие задания? Не знаю. Помню только море слез. По характеру я человек ответственный, что ни есть хорошо, поэтому пока мой ответ не сходился с ответом в задачнике, спать не ложилась.

Есть и еще приятный момент в нашей современной семейной практике. На днях по предмету «Технология» внучка приготовила омлет по всем правилам, продиктованным учителем на уроке. Такого вкусного омлета я еще не ела!

Но это исключение из правил. По рекомендуемым нормам  работа пятиклассника не должна превышать двух часов в день. Добавим к этому 6 часов в школе. Комментарии, я думаю, не нужны.

Помню, когда-то широко обсуждался вопрос о том, чтобы на выходные домашние задания не задавались. Оказывается, все разговоры давно «канули в Лету». По Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г, в статье 31  закреплено право детей на отдых. Каникулы по закону — это время отдыха, а не работы над домашним заданием.

Звонок в 3 часа ночи:
— Марья Ивановна, это папа вашего ученика Васи Петрова. Вы спите?
— Сплю, конечно!
— А мы математику учим!

Шуток по поводу домашних заданий в интернете много. А мы по случаю приобрели еще и книгу «Школьные анекдоты». (М, 2020). Первый из них звучит так.

Учительница:
 - Должна вас огорчить, дорогие родители, ваш сын ничегошеньки не знает!
Папа и мама (в один голос):
 - Вот именно поэтому мы и привели его в школу!..

Лично я хотела бы пройтись по музеям или местам, которые помогли бы лучше усвоить школьный материал, эмоциональней его понять, выйти за пределы учебника истории, ведь программа пятого класса, самая увлекательная, полусказочная, полумифическая во всей школьной программе. Дополнительно позаниматься самой или обратиться к репетитору по тем моментам обучения, которые трудны или плохо усвоены ребенком.

Но у меня нет времени, ребенок должен побыть с собой, со своими сверстниками, ибо отдых — это прогулка и общение с себе подобными. Утром в школу ребенок должен прийти отдохнувшим.

А еще я думаю, что чем сложнее дается ребенку обучение, тем более он должен искать в себе увлечения, способности, которые помогут ему жить в будущем.

«Отсутствие домашнего задания — тренд сегодняшнего образования, - утверждает Дима Зицер, - и в России есть такие школы».

Есть и страна, в которой  домашнее задание не приоритетно.  Это Финляндия.

"Средний пятиклассник в США каждый день тратит 50 минут на выполнение домашнего задания. Ученики в Финляндии редко получают домашнее задание пока им не исполнится 13-14 лет. При этом примерно 2 из 3 учеников  потом продолжают обучение (идут в колледж), и это самый высокий показатель в Европе"
.
Я не против домашних заданий. Наверное, сказывается многолетняя привычка. Я за то, чтобы домашнее задание хотя бы укладывалось в нормы вышеуказанного Сан-Пина. Не более 2-х часов. Если это 5-6 предметов, то и время на подготовку должно расчитываться соответственно(120 минут: 6). И рассчет должен идти не на отличников, а на среднестатистического ученика. Разве это не логично?

Диме Зицеру спасибо за поддержку моих мыслей.

Дима Зицер. Учиться всегда пригодится? Учеба. На педагогической волне. - С.- П., М., Екатеринбург, Воронеж, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Минск, 2021.

Учебный год как беременность: длится 9 месяцев, а тошнить начинает уже со второй недели.