История кино. Белокурая бестия Рутгер Хауэр

Юрий Язовских
19 июля 2019 года на 76-м году жизни умер голландский актер Рутгер Хауэр, о чем дружно сообщили все российские информагентства и сетевые СМИ. Хауэр снимался практически до самой смерти, но пик его популярности остался в далеких 80-х, когда он сыграл в нескольких культовых голливудских фильмах. 

В истории  мирового кино было достаточно много харизматичных актеров, но таких уникальных экземпляров, как Рутгер, можно пересчитать на пальцах одной руки: Юл Бриннер, Клинт Иствуд, Арнольд Шварценеггер... У меня при виде Хауэра, находящегося в возрасте Карлсона, неизменно возникало в памяти знаменитое словосочетание Фридриха Ницше "белокурая бестия", которое немецкий философ использовал в работе "К генеалогии морали" для описания господствующих рас: "В основе всех этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия"; "может быть совершенно правы те, кто не перестает страшиться белокурой бестии, таящейся в глубинах всех благородных рас". 

Внешность актера отчасти предопределила его карьеру: множество сыгранных им персонажей действительно напоминают хищных зверей, которые "похотливо блуждают" в поисках добычи: "Ночные ястребы", "Бегущий по лезвию", "Плоть и кровь", "Попутчик", "Игра на выживание"… Именно герои данного типа сделали ему имя и останутся в памяти кинозрителей, хотя Рутгер Хауэр за почти пять десятилетий сыграл множество разнообразных ролей.

К сожалению, из его 170 картин можно порекомендовать к просмотру не больше пары десятков. После смерти актера в сетевых СМИ стали составлять списки лучших фильмов Хауэра, но подход к составлению этих списков был в корне неверным. Туда пихали все подряд: «фестивальные фильмы» для кинокритиков, коммерческое кино, сериалы, киноленты, где у Рутгера были эпизодические роли, а также картины класса «Б», подходящие только для подростков...

Я подошел к избранной фильмографии Хауэра по-другому, с учетом потенциальной аудитории, отбирая только те картины, где у него была главная роль.


Бенефисы белокурой бестии

Начну я с двух главных фильмов актера, каждый из которых можно назвать его визитной карточкой: «Бегущий по лезвию» (1982) и «Плоть+кровь» (1985). Удивительно, но две знаковых картины Рутгера, которые заняли достойное место в истории кино, в момент своего появления в кинотеатрах не пользовались зрительским успехом.

В жизни Шварценеггера случился терминатор, а в биографии Хауэра особое место занимает робот-репликант в фантастическом фильме «Бегущий по лезвию» («Блейд-раннер»). Картина Ридли Скотта сейчас считается культовой, но в начале 80-х этот фильм провалился в прокате, хотя в нем снялся популярнейший тогда Харрисон Форд, уже сыгравший Хана Соло и Индиану Джонса.  Вероятно, дело в рейтинге R (детям до 17 лет обязательно присутствие родителей), что отсекло от кинотеатров подростков – основную аудиторию фантастических боевиков.

Правда, отнюдь не факт, что подростки оценили бы это кино, поскольку это философская фантастика. Действие в фильме развивается неспешно, и, несмотря на потенциально захватывающий сюжет, в фильме нет ничего по-настоящему фантастического, кроме футуристического вида города Лос-Анджелеса образца 2019 года… Все действие крутится вокруг чисто философской проблемы: кто такой человек? В чем его принципиальное отличие от искусственных людей?…

Герой Форда выслеживает взбунтовавшихся репликантов, прилетевших на Землю. Для него убить их –  примерно то же самое, что отключить машину. Именно так поначалу воспринимают охоту за репликантами не только герой, но и зрители. Но постепенно для героя и нас становится очевидным, что отличия тех и других несущественны: репликанты не только с точки зрения физиологии похожи на людей, но и ведут себя неотличимо от них. По сути, они отличаются от людей лишь отсутствием воспоминаний о своем детстве и юности, которых у них не было. Но отличаются от людей не все репликанты. У наиболее продвинутых моделей есть вживленные воспоминания, которые для искусственных людей не менее реальны, чем для человека…
 
Все репликанты по фильму – вылитые люди, но Хауэр за счет своей демонической внешности выглядит как андроид. Белокурая бестия в кожаном плаще в этом кино сильно смахивала на безумного нацистского офицера, а потому не воспринималась как человек. Но в конце фильма герой Рутгера перерождается, и процесс превращения робота в человека не оставит зрителя равнодушным. Как бы вы не относились к фантастическому кино, но роль Хауэра стоит того, чтобы посмотреть «Бегущий по лезвию». На экране он появляется не часто, но каждое его появление – событие. Я бы назвал «Блейд-раннер» вершиной в его творческой биографии, если бы через несколько лет Рутгер не снялся у своего старого товарища Пауля Верхувена в "Плоти и крови" (1985).

«Плоть+кровь» правильнее было бы назвать «Грязь, плоть и кровь». Средневековье в этом жестоком и откровенном фильме о любви выглядит на удивление похожим на реальное (как мы его воображаем по историческим книгам). Вероятно, во многом по этой причине эта увлекательная история провалилась в мировом прокате, поскольку среди зрителей  нашлось немного желающих смотреть на это неаппетитное зрелище. Это кино вышло слишком рано. Должно было пройти еще 25 лет, чтобы основанный на том же рецепте сериал «Игра престолов» стал мировым хитом. Свою роль сыграл и рейтинг R, присвоенный фильму Верхувена, который стал препятствием для подростков, которые вряд ли бы отказались поглазеть на прелести главной героини, которую сыграла Дженнифер Джейсон Ли.

В основание «Плоти и крови» положен любовный треугольник. Две стороны этого треугольника составили молодые герои Джейсон Ли и Тома Берлинсона, но Ромео и Джульетты из них не получилось. Фильм украл Хауэр, исполнивший роль Мартина - вожака небольшой коммуны наемников. Его герой - тип откровенно отрицательный, но именно ему сопереживает зритель, поскольку вокруг Мартина положительных героев не просматривается, а мощная харизма Рутгера в то время могла отодвинуть на второй план кого угодно – и Сильвестра Сталлоне, и Харрисона Форда.   

Что было после «Плоть+кровь»?

Успех любого из этих фильмов мог направить карьеру Хауэра в более успешное русло, но не судьба. Благодаря несостоявшимся блокбастерам Скотта и Верхувена Рутгер стал известен в мире, но в голливудские звезды выбиться так и не смог. Если бегло пробежаться по дальнейшей фильмографии актера, то может показаться, что в Америке после фильма Верхувена Хауэр снимался в главных ролях в основном в дешевых картинах класса Б. На самом деле это не так. Подобных фильмов действительно было много, но не потому, что Рутгер скатился на самое дно, как Микки Рурк.

Актеры бывают разные – кому-то нужно обязательно перевоплотиться в Гамлета, а некоторых привлекает сам процесс съемок. Рутгер воспринимал актерскую профессию как приятную работу, поэтому снимался там, куда звали. Приглашали его в самые различные проекты, поэтому он участвовал как в примитивных боевиках, так и арт-хаусных лентах, играл и в Америке и в Европе, включая и российское кино. Ежегодно выходило по несколько его картин и сериалов, а в 2011 году на его счету оказалось целых 13 работ! В новом тысячелетии Хаэур чаще появлялся во второстепенных и эпизодических ролях, но вряд ли его это расстраивало. Главное, что без работы он не сидел.


Фильмы Рутгера «для всех»

К этим картинам я отнес те, которые могут смотреть взрослые и подростки, мужчины и женщины, белые и черные, хотя… Хотя, полагаю, белым смотреть эти фильмы сейчас некогда – им надо стоять на коленях и каяться, а в перерывах между этими занятиями мыть ноги своим чернокожим собратьям...

«Внутри Третьего Рейха» (1982, США)
Телефильм ABC про жизнь архитектора и любимчика Гитлера Альберта Шпеера, роль которого исполнил Хауэр. Полная продолжительность этого кино 5 часов, но мне попалась версия 3 часа 15 минут. Наверное, из-за этого повествование кажется каким-то фрагментарным. Фильм стоит смотреть не столько из-за его художественных достоинств (хотя снят он с размахом), сколько для общего развития. Хауэр хорош, но его трактовка образа Шпеера меня не впечатлила – мне кажется, реальный Шпеер был более жестким человеком. Иначе бы он не смог стать успешным министром вооружений Третьего Рейха.

"Редкая порода" (1984, США)
Это приятное кино про странноватого отшельника - зоозащитника, который охраняет животных на своем личном острове от браконьеров. Хотя в картине есть перестрелки и драка, ее не отнесешь к боевикам. Я затрудняюсь назвать ее жанровые характеристики, но если вы посмотрите этот фильм, то вряд ли пожалеете о зря потраченном времени. Во-первых, Рутгер здесь снялся в абсолютно нехарактерной для себя роли, а во-вторых, в нем есть Кэтлин Тернер в своей лучшей форме, Пауэрс Бут и большой удав. Компания в фильме подобралась неплохая, да и заканчивается все хэппи-эндом. Похоже, что до кинотеатров "Редкая порода" так и не добралась, что неудивительно. Эта камерная история больше подходит для спокойного просмотра у телевизора.

«В лунную ночь» (1989, Италия)
Если у вас в жизни мало драм, то этот мрачный фильм для вас. Главный герой в исполнении Рутгера узнает, что болен СПИДом, что заставляет его кардинально изменить свою жизнь. В 80-е эта болезнь была главным пугалом для человечества (страшнее рака и почти такая же ужасная как КОВИД), что нужно учитывать при просмотре этого фильма. Поступки героя могут показаться несколько странными с позиций сегодняшнего дня (что несколько раздражает), но на Хауэра в этом фильме посмотреть точно стоит: если в «Попутчике» он сыграл такого типа, которого хочется переехать асфальтоукладчиком, то здесь он вызывает откровенное сочувствие. Подобных ролей у Рутгера немного.

"После полуночи" (1991, США)
В начале 90-х вошли в моду эротические триллеры. "После полуночи" тоже триллер, но больше романтический, чем эротический.

Сюжет прост: жестокий убийца, отсидевший 15 лет (Р.Хауэр), выпущен на свободу. Социальный работник и красивая женщина (Наташа Ричардсон) находит ему работу, попутно влюбляясь в него. Не удивительно, что после этого она хочет разобраться, действительно ли герой Рутгера в прошлом убил свою жену и дочь. После проведенного расследования ей начинается казаться, что он невиновен, но ближе к финалу она уже не уверена в этом… Сомневаются в этом и перепуганные зрители, которые к концу фильма тоже начинают теряться в догадках.

В целом кино получилось ладно скроенным и крепко сшитым – оно хорошо смотрится и сейчас. Рутгер в этом фильме непривычно ранимый, хотя временами глаза выдают в нем настоящего маньяка – каким он был в "Попутчике" или "Ночных ястребах". 

"Доля секунды" ("Считанные секунды", 1992, Британия)
Это дешевый, но симпатичный апокалиптический боевик, в котором герой Хауэра сражается в полузатопленнном Лондоне с какой-то чудовищной тварью, вырывающей сердца у своих жертв. По сюжету фильм - абсолютный трэш, но в нем есть что-то притягивающее, какая-то особенная атмосфера, которую нечасто встретишь на экране. Я его пересмотрел в очередной раз совсем недавно, но и спустя почти 30 лет после выхода фильма Рутгер по-прежнему великолепен в роли сидящего на кофеине копа. За одно это картине можно простить все ее недостатки.

"Игра на выживание" (1994, США).
Обычно, когда речь заходит о негодяях, сыгранных Рутгером, то сразу же вспоминают фильм "Попутчик". Я дважды пытался его посмотреть, но одолеть этот примитивнейший слэшер не смог. Я полагаю, что тем зрителям, кто хочет увидеть Хауэра в роли настоящего злодея, лучше посмотреть что-нибудь более художественное – например, "Игру на выживание".

Этот недорогой боевик про охоту на людей может похвастаться впечатляющим актерским составом. Помимо харизматичного негодяя в исполнении Хауэра в ролях охотников на человека засветились специализирующийся на ролях разнообразных маньяков Гэри Бьюзи, демонический Ф.Мюррей Абрахам и широко известный в узких кругах Джон Макгинли. Если бы в роли «Рэмбо» вместо чернокожего рэпера Айс-Ти снялся кто-то более обаятельный (вроде Джейсона Стейтема), цены бы этому боевику не было. 

«Враждебные воды» (1997, совместное производство США и ряда стран)
В этом телефильме рассказывается о реальной катастрофе на советской подводной лодке К-219 осенью 1986 года. К-219 находилась у берегов США, когда на ней взорвалась одна из баллистических ракет, после чего возникла угроза взрыва реактора. Второй Чернобыль за год был предотвращен благодаря подвигу нескольких членов экипажа. Рутгер во «Враждебных водах» играет капитана советской лодки и в этой роли он весьма убедителен. Говорят, что в фильме много вымысла, но я не думаю, что для художественного кино это недостаток. Эта картина не о технических подробностях катастрофы, а о людях, которые ценой своей жизни заглушили реактор. Киноклюква в фильме есть, но она не сильно бросается в глаза.

"Костяной папочка" (1998, США)
Нет ничего удивительного, что создателям этого триллера про маньяка понадобился Рутгер Хауэр (у нас «Папочку» иногда неправильно переводят как "Собиратель костей" -так на самом деле называется фильм с Дензелом Вашингтоном 1999 года). Странно другое – они его пригласили на роль приличного человека. Фильм не шедевр, но и не раздражает при просмотре, как множество кинолент про неуловимого убийцу, который оставляет после себя кучу трупов.   

"Новый мировой беспорядок" (1999, США)
В этом полицейском боевике Хауэр предстал в роли толстого, но обаятельного полицейского старой закалки, который на пару с милашкой из ФБР (Тара Фитцджеральд) ловит злодея. Все в фильме предсказуемо и финал вполне очевиден после 10 минут просмотра, но кино получилось добротное. Что само по себе неплохо.


Фильмы Хауэра, которые могут понравится подросткам

Возможно, что сейчас подростки совсем другие, чем были в эпоху перестройки, но вряд смартфон превратил их в гомункулусов, которым безразличны простые, но крепкие боевики, в которых хорошие парни утилизируют плохих ребят. Иначе, кто бы смотрел сейчас фильмы Джейсона Стейтема?…
Перечислю несколько подобных картин с участием Рутгера Хауэра.

В "Ночных ястребах" Сильвестр Сталлоне защищал Америку от террориста Рутгера Хауэра, а в фильме "Взять живым или мертвым" (1986, США) Хауэр спасает Америку от лидера группы "Кисс" Джина Симмонса! Все фанатам группы смотреть обязательно!

Трэш-боевик про слепого самурая "Слепая ярость" (1989, США) провалился в прокате, но юным любителям боевиков вполне может приглянуться. Хороший парень (Хауэр) весь фильм рубит мечом злодеев как вилки капусты, что не может оставить равнодушным юных любителей кино. Лично мне в мои молодые годы оно пришлось по вкусу.

Примерно того же уровня (на слабенькую троечку) мрачное спортивное фэнтези "Кровь героев" («Приветствие джаггера», 1989, США). Про футбол люди будущего забыли и вместо него практикуют какое-то кровавое мочилово, которое устраивают команды джаггеров. Хауэр в этом кино играет капитана одной из команд и смотрится в этой роли весьма органично. В чем суть этой игры, я так и не разобрался, но молодые люди лучше осваивают все новое, чем зрители моего поколения.

Что можно сказать по поводу моего кинообзора? – Маловато будет! – как говаривал один мультипликационный персонаж. Конечно, маловато, но что делать? Количество в случае Хауэра практически не переходило в качество.

В самом конце статьи, на закуску, не могу не упомянуть о нескольких фильмах с Хауэром, которые смотреть точно не стоит. Как говорится, кто предупрежден – тот вооружен.

У кинокритиков  ценятся ранние работы Рутгера, когда он еще снимался на родине, но я бы поостерегся советовать знакомиться  с этим актером по тем лентам, которые сделали ему имя в европейском кино – например, фильмом Пауля Верхувена "Восточные сладости" ("Турецкие наслаждения", 1973). Возможно, что женской части аудитории это кино придется по вкусу, но мужчины вряд ли оценят, что Хауэр значительную часть фильма бегает по экрану полностью обнаженным. По каким-то личным причинам Верхувен считал, что чем больше в фильме болтающихся пенисов – тем лучше, но я в этом вопросе кардинально расхожусь со знаменитым голландским режиссером. Кино не баня! Пенисам в нем не место!

В 50-х годах 20 века фантастический фильм "Драгоценная находка" (1996, США) был бы хитом, но в 90-е фантастика за 3,5 млн долларов – это смешно. Денег создателям хватило только на примитивный фильм о золотоискателях. 

Если вы не смотрели фильм-катастрофу "2012" или его предшественника - "Вулкан" (1997), но мечтаете увидеть что-нибудь похожее, крайне дешевое и абсолютно бездарное, то фильм "Жаркий день" (2002, США) с Марком Дакаскасом в главной роли точно для вас. Рутгер Хауэр играет в нем трампа – лидера свободного мира, с помощью которого Дакаскас спасает Землю. Кстати, предвидение создателей фильма просто поразительно! Прическа у Рутгера на удивление похожа на парик Дональда. Как удивительно и то количество штампов, которые использовали авторы этой поделки.