Атеисты и безбожники

Стас Новосильцев
                «Стыдно мне, что я в Бога верил,
                Горько мне, что не верю теперь».
                Сергей Есенин

    Древние греки в античные времена точно подметили: «Все давно сказано, всё давно написано». А мы всё говорим и пишем, пишем и говорим...

    Восьмилетний внучок спрашивает у бабушки:
    - Бабушка, а ты в Бога веришь?
    - А как же, конечно, верую.
    - А почему в церковь не ходишь?
    - Потому, детка, что попы,  батюшки -  лицемеры.  В церкви говорят и делают одно, а у себя дома – совсем другое.
    -  Какое другое?
    - Стыдное, чего делать нельзя.
    Бабушка знала, что говорила. У неё был опыт общения с церковнослужителями. В девичестве она у них «служила» – была служанкой, наблюдала их нравы и обычаи, общение между попами и попадьями, поповичами и поповнами. Служанки они не стеснялись, не того она уровня, чтобы соблюдать этикет. Впрочем, об этом бабушка внуку рассказала, когда он уже повзрослел, и снова задал этот вопрос. Это было ещё до революции и гражданской войны.

    В Херсонской губернии одиннадцатилетний пастушонок не справился во время сильной грозы с хозяйским коровьим стадом, разбежались буренки и телята по всей округе, не всех потом досчитались. Разъярённый коровий магнат, хозяин стада, приказал привязать пастушонка длинной вожжой за обе ноги к лошади и прогнать её по всему селу. Пастушонок после «прогона» перестал говорить и ходить, передвигался на четвереньках.
    Магнат через год отдал Богу душу, его хватил удар, как говорили в то время. Поскольку он был благочестивым прихожанином, похоронили его …в церковной ограде с соответствующими почестями.
    А когда пришла Революция и гражданская война, селяне сожгли церковь дотла, батюшка с челядью едва сумел вовремя унести ноги.

    Русский историк и философ, которого нельзя заподозрить в симпатии к большевикам, сказал в своей одной научной книге, что наша русская православная Церковь много сделала для пролетарской революции. И получила от неё, от революции, «по заслугам».
    «Зеркало русской революции» - Л.Н. Толстой, неспроста был отлучен от церкви Священным Синодом.
    Демьян Бедный, пролетарский поэт, не на ровном месте сочинил песню, которую с большевистским задором пели восставшие массы:
         «Что с попом, что с кулаком,
         Вся беседа...».
    Под этот мотив взлетали на воздух храмы, и клубился дым над пепелищами церквей. Поднимавшие  их на воздух называли себя атеистами, но на самом деле были безбожниками.
    А в оставшихся, не взорванных и не сожженных церквях потом были сельские клубы, склады, и другие полезные в хозяйстве помещения.
    Сохранились только немногочисленные соборы - памятники зодчества в виде музеев, преимущественно в столицах нового государства. В Казанском Соборе, который в Ленинграде стал музеем, дверные ручки на дверях центрального входа выполнены из латуни или бронзы в виде львиных фигурок. То ли «атеист», то ли безбожник, аккуратно отпилил ножовкой по металлу на одной из них львиную голову, величиной с небольшой грецкий орех. Коллекционер, наверно. Так она, ручка, и осталась безголовой. Может быть, в Санкт-Петербурге её отреставрировали, а может быть, и нет.

    Карл Маркс  сказал: «религия – опиум народа». Это чисто научное наблюдение, ни к чему не призывающее, констатация факта, и не больше.
    Слегка измененная добавкой частицы «для» (религия – опиум д л я  народа),  эта истина приобрела другой контекст, разрешающий борьбу с поставщиком этого наркотика.
    Когда в 2014 году под руководством А. Турчинова, пастора неведомо какой церкви, нарядившегося в доспехи главнокомандующего отбросами украинского общества, ежедневно обстреливались из всех видов артиллерийских орудий православные храмы и кладбища  на Донбассе, в неповрежденные храмы толпами шли верующие прихожане и неверующие атеисты за «опиумом» - утешением и надеждой, что Бог всемогущий не сдаст их врагам на поругание.
    Святые отцы под грохот канонады правили богослужения и возносили молитвы Господу.
    «Опиум народа» - религия, не позволила  народу впасть в грех уныния и отчаяния, давала силы перенести страдания и потери близких, и надежду на милость божью.

    В 2020 году наступило относительное затишье, уже храмы и кладбища не распахивали крупнокалиберными снарядами и минами. Верующая  пожилая прихожанка откликнулась на призыв церкви помочь пострадавшим от войны обездоленным, перебрала, выстирала, вычистила и погладила свои, ставшие лишними, носильные  вещи, и понесла в храм, где был приемный пункт. Служительница неизвестно в каком чине ей отказала  в приеме. Приемный пункт закрыт, батюшка не может приехать – дороги перекрыты, движение запрещено - война.
    Не успела служительница договорить, как зазвонил её мобильный телефон. Она выслушала, сказала:
    - Перезвоните минут через пять, я свяжусь с батюшкой.
 Позвонила батюшке и сообщила:
    - Мужчина просит освятить легковую машину, что ему ответить? 
 На вновь раздавшийся звонок она проговорила-проворковала:
    - Приезжайте, батюшка сейчас будет.
    Пожилая прихожанка всё это слышала, подумала: специально открыли дороги, чтобы святой отец освятил иномарку (разумеется, не бесплатно), с горечью пробормотала: - Опиум  д л я  народа,- и ушла со своей сумкой с вещами для бедных обратно домой. Во дворе вывалила из сумки свое барахлишко и аккуратно сложила возле мусорного контейнера. Там часто появлялись, а потом исчезали обувь и предметы одежды. Исчезнут и её вещи, подумала уже не так истово верующая  прихожанка.

    Во всех средних специальных  и высших учебных заведениях СССР был обязательным курс: «Научный атеизм». Университетский преподаватель этого курса, высокообразованный и эрудированный, владеющий несколькими языками (в том числе и латынью), на первой же лекции объявил студентам:
    - Можно быть атеистом, но ни в коем случае  нельзя быть безбожником.
И поинтересовался, читал ли кто-нибудь из присутствующих Библию. Разумеется, никто не читал.
    - Жаль, - сказал преподаватель. И продолжил: Библия – великая книга, это - свод моральных законов, нравственных правил и запретов на языке  того времени, когда она создавалась, это сборник коротких рассказов – притч, каждая из которых несет моральный смысл; все они  приведены качестве примеров людского поведения и иго последствий.
    Фигура Иисуса Христа – центральный образ Библии -  «сын Божий», нарисована в виде легенды, он наделен чудесными способностями исцелять людей от недугов, совершать действия, не доступные простым смертным, изгоняет торговцев из храма, провозглашает ранее неведомые истины.
    Кстати, религия объявила человеку о наличии в его бренном теле души – божественного начала, присущего только человеку среди всего живого на этом свете. И душа, повествует Библия – бессмертна, умирая, она освобождается от телесной оболочки, и продолжает жить.
   
    Религия и Библия первыми сообщили человеку о совести, которая и есть Бог. Познакомила его с такими понятиями, как добро и зло.
    Свобода совести. Её часто ставят рядом с вероисповеданиями (свобода совести и вероисповеданий), но это  разные вещи. Свободу совести никогда нельзя путать со свободой  о т  совести. Назвав совесть химерой, Адольф Гитлер думал, что освободил от неё немецких солдат. И ошибся. Свободы от собственной совести у человека не существует. Якобы освобождаясь от совести, человек получает мнимую абсолютную свободу в своих действиях и помыслах. Но только временно, потому что вступает в противоречие со свободой окружающих его людей. А это противоречие непреодолимо без признания главенства совести. В библии сказано человеку: ты – раб Божий. Атеисты говорят: человек – раб собственной совести. И, что бы ни утверждали безбожники, от этого вида рабства освободиться невозможно.
    Атеиста от верующего отличает желание у первого понять и сомневаться, искать доказательства, в то время, как второй (верующий) должен верить, не сомневаясь, это – догмат религии.
    На ременных бляхах эсесовцев были отштампованы весьма самоуверенные слова: «С нами Бог». Чтобы верующие каратели не сомневались в правоте Третьего Рейха. Если бы им твердили: «Мы с Богом», многие засомневались бы.
    
    Безбожник просто не верит, не задумываясь. Ему хочется неограниченной свободы, а религия эту свободу ограничивает множеством запретов и табу. Но редко встретишь безбожника, не тронутого суевериями, с которыми борются и атеисты, и религия.

    Церковь  и государственная власть. Между ними всегда существовали и существуют противоречия. Во всех светских государствах церковь конституциями  отделена от государства - формально. В этих условиях они мирно сосуществуют, если соблюдается принцип: «Цезарю (государству) Цезарево, Богу - Богово». Это сосуществование довольно шаткое -  в их отношения всегда вмешивается такие категории, как общечеловеческая мораль и нравственность, и злободневная целесообразность. А иногда религия и государство сотрудничают. Яркий пример – европейским  колонизаторам для поддержки церковь посылала своих волонтеров – миссионеров с «опиумом» для туземного населения. В том числе и для обращения варваров-«дикарей» в христианскую веру, чтобы не бунтовали против своего рабского положения на этом свете и надеялись попасть в  рай на том.   
    Поскольку в практической деятельности им обоим – государству и церкви «ничто человеческое не чуждо», возникают  ситуации, когда какой - то стороне приходится чем-то поступиться, в чем-то уступить. И тогда действует принцип «кто кого», и в народе может начаться брожение – либо увеличивается количество атеистов и безбожников, либо возникает недовольство властью, и народ толпами валит в храмы, ища защиты у Бога – от произвола власти.

    Религия и  церковь. Если  религия – «опиум народа», то церковь -  его поставщик. Она же обеспечивает качество этого «опиума». Религия незыблема, а церковь по-своему трактует её постулаты и содержание. Когда церковь в классовых обществах начинает обслуживать правящие классы, переходит в ранг служанки «властей предержащих», возникают ситуации, когда начинают гореть и взлетать на воздух церкви и храмы.  Демьян Бедный в своей песне говорил только про пресловутого попа, поставив его на одну ступень с кулаком, и ни слова о религии.
    Другое дело, что при этом в конфликт вступает воинствующий атеизм, и  призывает ликвидировать базу и условия существования церкви – религию.  А это никому не под силу, все экземпляры Священных Писаний, будь то Библия, Коран, Тора или буддийские священные книги, не сожжешь.
    Церковь и сектантство. Секты – это лжерелигиозные образования, возникающие на почве внутрицерковных противоречий и, как правило, искажающие, а иногда и извращающие  суть религии.  Но все, как одна, претендуют на статус церкви. Гонения на них со стороны церкви и светской власти часто оправданы.
   
    Лекции преподавателя оказались  неожиданно интересными, студенты слушали и начали задавать вопросы после того, как он у них однажды спросил:
    - Скажите честно, вам интересно то, о чем я вам рассказываю?
 А когда почти все хором ответили положительно, он  спросил снова:
    - А почему нет вопросов? Любой уважающий свой предмет лектор обижается, когда слушатели не задают ему вопросы по темам -  на себя (за неумение подать материал интересно), либо на аудиторию, за отсутствие интереса к предмету.
    И пригласил:
    - Коллеги, задавайте вопросы, любые, даже так называемые провокационные, и самые смелые. Буду, в меру своих сил и знаний, отвечать на все.
    И вопросы стали регулярными на каждой лекции.
    - А если я по вашему совету прочитаю Библию и стану, вместо атеиста, верующим христианином?- задал вопрос один дотошный студент.
    - Как говорится, на здоровье, если вам вместо объективной науки и трезвого взгляда на жизнь больше по душе опиум в качестве успокоительного.
    - Почему после революции взрывали храмы, а потом в начале Великой Отечественной войны военачальники и государственные деятели присутствовали на церковных обрядах в храмах?
    - Это был тактический ответ и Ватикану, благословившему  крестовый поход всей Европы под знаменами германского нацизма против безбожного СССР, и верующим гражданам нашей страны: «Мы с Богом». Кстати, в то время атеизм в СССР перестал быть воинствующим, прекратились гонения на священников, за исключением тех, кто присягнул нацизму; прекратили своё существование газета «Безбожник» и другие антирелигиозные периодические издания. 
    - Атеизм приобрел в наше время исключительно просветительские функции, вот почему и возникла необходимость в преподавании научного атеизма строителям коммунистического общества.
    - По мере становления коммунизма религия постепенно утратит свое идеологическое значение в обществе, которое само строит своё настоящее и будущее. естественным образом и отпадёт необходимость в преподавании этого предмета. В переходный период и нужен просвещенный научный атеизм, чтобы люди не скатились к абсолютному безбожию, когда всё дозволено.
    - Кстати, западные священники, познакомившись с «Моральным кодексом строителя коммунизма», обнаружили в нем...божественные заповеди, заимствованные у Библии, только сформулированные на современном русском языке. Так думают католические и православные батюшки, ну и пусть. А дело в том, что коммунистическая идея не противоречит общечеловеческим моральным и нравственным принципам.

    Трагедия и атеистов,  и верующих, в том, что и моральный кодекс  строителя коммунизма, и сама коммунистическая идея превращены были партийными функционерами в театральное бутафорское сопровождение того драматического спектакля, который разыгрался в СССР в последние десятилетия его существования, и который ничего общего не имел с научным коммунизмом. Это хорошо понимала та часть советских диссидентов, которая выступала не против коммунизма, а против антикоммунистов с партбилетами.

    «Сказка сказывается», а неугомонная действительность подбрасывает свежий материал по теме.  Во Париже, Ницце и в Вене  повторилась трагедия, в которой ранее пострадали «атеисты» из журнала «Шарли Эбдо», поместив на его страницах  карикатуры  на пророка  Мухаммеда – символ Ислама. Тогда ни церковь, ни атеисты  не проанализировали случившееся, и не сделали правильных выводов, а теперь две крайности схлестнулись в беспощадной схватке.
    Крайность безбожного либерализма, который достиг вершины, за которой ничего нет, и нет пути назад, в защите эфемерной свободы от совести, от всех норм морали и нравственности. Неужели безбожники из Шарли Эбдо и школьный учитель, показывая детишкам глумливые картинки, где изображен известный им, и почитаемый  дядя, забыли, или не знали библейского Хама? Или либеральная свобода простирается ныне и на свободу хамства?

    Жаль, что в системе их образования отсутствовал курс научного атеизма. Они бы, внимательно изучая этот курс, узнали, в чем отличие православного и католического христианства от Ислама и исламского фундаментализма.
    Они бы усвоили, что когда-то нетерпимое католическое христианство вырезало гугенотов –иноверцев, сжигало на кострах инквизиции еретиков и совершало Крестовые походы в когда-то исламский Иерусалим не столько за Гробом Господним, сколько за богатством Востока,  а сейчас, «благословляемое» (!) Святой Мадонной, разрешает всем католикам, лютеранам, и сектантам  абсолютно всё, чтобы не обидеть либералов и не лишиться их подаяний на «содержание храмов».
    А православное христианство всегда было более терпимым, но когда разнузданные и расхристанные девахи устроили свистопляски в православном храме прямо на виду у образов -икон, им не отрезали их не очень умные головы или другие части тел и конечности. Их по-отечески вразумили – светская власть и церковь. И этим ограничились.
    
    Исламский фундаментализм терпимостью не страдает. Либеральная разнузданность номинальных* католиков и всевозможных протестантских сект натолкнулась на категорическое её неприятие всем мусульманским миром. Пока «атеисты» всех мастей и окрасов  глумились над христианством (безбожники, Сатанисты, неоязычники), мусульмане не реагировали, но запоминали. А когда вдруг увидели карикатуры на пророка, намалёванные в  многотиражном журнале «неверных», включили «спящие» группы подготовленных религиозных экстремистов-фанатиков.
    Террор на  сотрудников «Шарли Эбдо» был своеобразным предупреждением - «неверные, нельзя трогать Пророка!». 
    Европейским либералам после торжественных похорон журналистов «Шарли Эбдо» и по окончании траура задуматься бы, зачем этот глумливый смех над чуждым символом? Каждое движение мыслящего субъекта преследует определенную, или пока неясную, но цель!
    Или это было одно из многих выступление напоказ, бессмысленное шоу скучающих сытых бездельников – мажоров? Как в этом случае не вспомнить В. Луговского: «От скуки можно выдумать седьмое измеренье, иль изнасиловать пречистую Марию». 
    «Шарли Эбдо» совершил второе, только не над пречистой Марией, а школьный учитель в Париже показал на картинках школьницам (!) то, что сделал журнал.   Откликнулось в Париже, Ницце и Вене. Кровью верующих и неверующих в Бога.
    А может быть, кому-то было нужно, чтобы кем-то в Европе были нарисованы карикатуры на Пророка? Чтобы создать повод для ответа терактами и намекнуть европейским демократам (бывшим колонизаторам), кто в европейском доме уже не хозяин?
    Весь просвещенный мир воскликнул (а на большее у него нет средств):
    - Ну нельзя же так. Это же покушение на свободу на либеральную свободу самовыражения! А она  входит в список священных европейских ценностей, которыми современная Европа не может поступиться, потому что они – сердцевина, сущность нынешнего либерализма и основа европейской демократии.
    И проявил свою непоколебимость при защите европейских «ценностей» - продемонстрировал яркое шоу, которому  острословы уже дали не менее яркое название: «канкан безголовых лебедей». Не стоит удивляться, если в следующий раз дамы исполнят этот же танец с отрубленными головами подмышкой, или, держа их пальчиками за волосы. «Если бы я был директором» (была такая рубрика в советских газетах), я дал бы спецслужбам задание  выяснить, чьё задание выполнял  шоу-бизнес  в этот раз.   А вдруг это очередная провокация?
    А для Востока, который переполнил Европу не свободными мыслителями и созидателями, а полутемными и обездоленными (кстати, европейцами) мигрантами, эти европейские ценности – пустой звук, многие из них вообще не разбираются в этом понятии.
    Зато они готовы в любой момент встать под зеленое знамя борьбы с «неверными», хотя бы за обещанную милость Аллаха, даже на том свете.
    И что дальше? Цивилизационный тупик? Похоже. 

     С каждым днём всё больше представляется, что нынешний виток цивилизационной  спирали, по которой развивается история человечества, перестал получать в достаточном количестве  энергию от господствующего либерализма,  и направлен не вверх – в бесконечность, а по горизонтали. При этом диаметр этого витка сокращается. Если эта тенденция продолжится, как скоро цивилизационная спираль пойдет вниз, с каждым витком сокращая его размах? И кто, или что  на планете Земля может остановить эту тенденцию, и снова спираль человеческого развития направить вверх? Не знаю. Но  твёрдо убежден – остановить движение человеческой истории по спирали вниз может  только  истинный  просвещенный      г у м а н и з м,  а точнее – ч е л о в е к о л ю б и е в содружестве с просвещенным и  разумным атеизмом. 
    Вопросы, вопросы, вопросы...