(О.Фокина. Будни и бредни. Вологда,издательство Никитина, 2020)
В этой книге меня интересует в первую очередь значение и смысл заголовка, во-вторых, важно, как работает классическая поэзия с современными реалиями окружающего мира.
Листая страницы, замечаем , что будни простого человека на каждом шагу четко описаны и схвачены. И природные дары, и социальные проблемы тут налицо. Существует представление: социальная тема всегда подавляет пейзажную, лирическую, то есть полемическая сердитость в интонации автора гонит прочь красоту полей… Однако у Фокиной одно не мешает другому.
Извечный крестьянский труд, заготовка сена. Чего уж обыденней. Но оказывается, труд, спешка, тревога и все заканчивается дождем. Люди спаслись а сено - нет.
Стогоправ. топчась на стоге.
Тучу граблями чесал.
Значит. Хотел умилостивить!
Но метальщик пласт взметнул
И такой-сякой разиня
Тучу вилами проткнул!
Ливень хлынул. Мы от ливня
Ломанулись кто куда
Мы спаслись. А сено гибнет
Сено мокнет. Ой беда…
Сенокос сенокосом. это будни. Здесь поэзия явственна уже в сказочном протыкании тучи (это уже из области воображения- «бредни»). И в чисто человечьей жалости к гибнущему труду.
Даже такая социальная беда как гибель деревни, это и очевидно, и все еще волнует людей. Подана поэтично.
Пустел гараж,закрыты фермы.
Две конюшни брошены давно.
Лес осинок вздрагивая нервно,
Сторожит давнишнее гумно.
Ни пшеницы в поле ни гороха.
Ни овса. Ни ржи. Ни ячменя.
В летний полдень пух чертополоха
Все летит. летит через меня.
То есть в картине запустения и разрухи подобно лучу летит этот пух. Так воспринимает лиргероиня, что она почти прозрачна. Что пух сквозь нее летит. Она, очевидец исчезнувшего мира.
В смерти старой женщины от диабета поэтесса тоже находит поэтический момент.(вот эта больная нога, которую не отрезали – на что ужа как натуралистична. Зачем она мертвой хозяйке? Племянниц ли проведать, тоже видимо усопших… Тут и смешное, тут и трагичное одновременно.
Язык фокинской речи содержит много непонятных слов, которые возможно, не ею придуманы. но ею бережно взяты и сохранены.
На когдатошней исаде (поселении)
Лету сникшему всугонь (вдогонку)
Исада.всугонь, волочилим. Женки с косами-горбушами (косы с короткой ручкой).
Гробовье. Стогоправ. Обопнуться. Это устаревшие слова. которые в книге еще живут действуют. И многие только их узнают.
Много слов двойных, через тире: царапин-ран, рашен-баба. рашен-хрыч, камнем-кремнем. Жучко-пес. Туй-исполином. Лапки-ножки. Звень-стекло. Слова дополняют друг друга. усиливая выразительность образа.
Звукопись речи такая сильная, музыкальная. даже если в ней скрытый юмор.
«Я-то не туя. Вот и лютую…»
И этот. юмор и трагизм создают тот стык будней и вредней, о которых речь в заголовке. Та реальность что вокруг - это будни, а в момент осознания, отражения. в момент отрыва от этой реальности и приходят «бредни»
«Гражданская лирика» - это по сути оксюморон, соединение противоположностей. Лирика этой книги на глазах становится гражданской. Хотя и в гражданской теме есть мои лирические отступления. Вот этот пух чертополоха. Это в гости к племянникам. Это сын который пришел поздно к матери, «унес в охапочке».
Нет, не так я глубоко знаю Фокину. И совсем не ожидала такой остроты контрастов. И разве придет тут мысль относить ее к деревенщикам? Да, ведь это сплошь деревенская тема. Хотя автор давно не живет в деревне, мыслит она именно ее категориями и образами. И сам образ мысли, и сам образ жизни сельского жителя для автора единственно возможный и верный. Однако любая систематизация рушится, когда видишь силу переживания.
А по отношению к сборнику Фокиной - это не только переживание. но и со-переживание.
Надо упомянуть еще один мистический момент. Стих «Похолодало. Завечерело»» Там появляется странный персонаж, пришлый человек. Он встречен. Прибран, спать уложен. Этот бродяга. Нравственный вывод в конце этого текста.
Квелый незнамый
Мелкокалиберный
Спит человек, выручен, прибран.
Странник безвестный,
Богоохраный
Лег бесполезный,
Встанет желанный.
Встанет желанный.
Подразумевается чудо преображения,к которому читатель становится причастен. Это просто чудо. Возможно. И да, это «бредни», мечтания, но такие пронзительные.
Здесь не все сказано. Но возможно, будет продолжено.