Будни и бредни Фокиной

Галина Щекина
(О.Фокина.  Будни и  бредни. Вологда,издательство Никитина, 2020)

 В этой  книге меня интересует в первую очередь значение и смысл  заголовка, во-вторых, важно,   как работает классическая поэзия с современными реалиями окружающего мира.
Листая страницы, замечаем , что будни простого человека на  каждом шагу четко описаны и  схвачены. И природные дары, и социальные проблемы тут  налицо. Существует представление: социальная  тема всегда подавляет пейзажную, лирическую, то есть полемическая сердитость в интонации автора  гонит прочь  красоту полей… Однако у Фокиной одно не мешает другому.
Извечный крестьянский труд, заготовка  сена. Чего уж обыденней. Но оказывается, труд, спешка, тревога  и все заканчивается дождем. Люди спаслись а сено - нет.

Стогоправ. топчась на стоге.
Тучу  граблями  чесал.
Значит. Хотел умилостивить!
Но  метальщик пласт взметнул
И такой-сякой  разиня
Тучу  вилами проткнул!
Ливень  хлынул. Мы  от ливня
Ломанулись кто  куда
Мы  спаслись. А  сено гибнет
Сено мокнет. Ой  беда…

Сенокос сенокосом. это будни. Здесь поэзия явственна уже в сказочном протыкании тучи (это уже из области воображения- «бредни»). И в чисто человечьей жалости к гибнущему  труду.

Даже такая социальная беда как гибель  деревни, это  и очевидно, и все   еще волнует людей. Подана поэтично.

Пустел гараж,закрыты фермы.
Две конюшни брошены давно.
Лес осинок вздрагивая нервно,
Сторожит давнишнее гумно.
Ни пшеницы в поле ни гороха.
Ни овса. Ни ржи. Ни ячменя.
В летний полдень пух чертополоха
Все  летит. летит  через меня.

То есть в картине запустения и разрухи подобно лучу летит этот пух. Так воспринимает лиргероиня, что она почти прозрачна. Что пух  сквозь нее  летит. Она, очевидец исчезнувшего мира.

 В смерти старой женщины от диабета  поэтесса тоже находит поэтический  момент.(вот эта больная нога, которую не отрезали – на что ужа как натуралистична.  Зачем она мертвой хозяйке? Племянниц ли проведать, тоже видимо усопших… Тут и смешное, тут и трагичное одновременно.
Язык фокинской речи содержит много непонятных слов, которые возможно, не  ею придуманы. но ею бережно взяты  и сохранены.

На  когдатошней  исаде (поселении)
Лету сникшему всугонь (вдогонку)

Исада.всугонь, волочилим. Женки с косами-горбушами (косы  с короткой  ручкой).
Гробовье. Стогоправ. Обопнуться. Это устаревшие слова. которые в книге  еще живут  действуют. И многие только   их узнают.

Много  слов двойных, через тире:  царапин-ран, рашен-баба.  рашен-хрыч, камнем-кремнем. Жучко-пес. Туй-исполином. Лапки-ножки. Звень-стекло. Слова дополняют друг друга. усиливая выразительность образа.
Звукопись речи такая сильная, музыкальная. даже если в ней скрытый  юмор.
«Я-то не  туя. Вот и лютую…»
И этот. юмор и трагизм создают тот стык будней и вредней, о которых речь в заголовке. Та  реальность что вокруг -  это будни, а в момент осознания, отражения. в момент отрыва от этой реальности и приходят «бредни»
«Гражданская лирика» - это по сути  оксюморон, соединение противоположностей. Лирика этой  книги на глазах становится гражданской. Хотя и в гражданской теме есть мои лирические  отступления. Вот этот пух чертополоха.  Это в  гости к  племянникам. Это сын который пришел поздно к матери, «унес в охапочке».

Нет, не так я глубоко  знаю Фокину. И  совсем не ожидала такой  остроты контрастов. И разве придет тут мысль относить ее  к  деревенщикам? Да, ведь  это  сплошь деревенская тема. Хотя автор давно  не  живет в деревне, мыслит она именно ее  категориями и образами. И сам  образ мысли, и сам образ жизни сельского  жителя для автора единственно возможный и верный.  Однако любая систематизация рушится,  когда  видишь  силу  переживания.
А по отношению к сборнику Фокиной - это не  только переживание. но и  со-переживание.
Надо упомянуть  еще один мистический  момент.  Стих  «Похолодало. Завечерело»» Там появляется странный персонаж, пришлый  человек. Он  встречен. Прибран, спать уложен. Этот бродяга. Нравственный вывод в конце этого текста.

Квелый  незнамый
Мелкокалиберный
Спит человек, выручен, прибран.
Странник безвестный,
Богоохраный
Лег бесполезный,
Встанет желанный.
Встанет  желанный.

Подразумевается чудо  преображения,к которому читатель становится причастен. Это просто чудо. Возможно. И да, это «бредни», мечтания, но такие пронзительные.

Здесь не все  сказано. Но возможно, будет продолжено.