ЯТЬ

Константин Савинкин
                ЯТЬ
Буква ять, гласная, или полугласная.
К сожалению, современная клавиатура компьютеров не позволяет мне изобразить её. Но представьте себе букву Ь - ерь (мягкий знак) с поперечиной, образующей крест в верхней части – это и будет буква ять.
 "Уже в ХIХ веке «смысл и значенье буквы этой до того утрачено, что правописанье чрезъ нее стало шатко, и прибегали для установленья правила то к малорускому языку, то к особому списку словъ».- В.И.Даль.
С ять начинались, к примеру, слова еда, ездить,есть (принимать пищу), а слово есть -глагол  - заменяет «дурной оборот: он имеет,я имею» -В.И.Д. - писалось и пишется через е, равно как и в наше время почти никем неупотребляемые «есть cщ. об. и естье – добро, худоба, животы, все, что есть у кого, имущество, достаток, обилие»
Сделано на ять – значит, сделано  отлично, превосходно. В этом значении и употреблял слово мой отец, чуть высовывая при этом большой палец правой руки вверх из плотно сжатого кулака. Я об этом уже упоминал. Вероятно, так говорилось потому, что  подразумевалось умение отличить на письме букву е от буквы ять, а оно под силу лишь большим грамотеям того времени, времени возникновения идиомы.

Привожу пример употребления из своего стихотворения "Когда-нибудь, когда меня не станет..." -
Порадуйтесь моей забаве -
Строку за строчкою ваять
То абы как, а то на ять,
От скуки дурака валять,
 И на своём весь век стоять.

Велимир Хлебников "Ладомир" -
"Смерть смерти будет ведать сроки,
Когда вернётся он опять,
Земли повторные пророки
Из всех письмен изгонят ять"

Однако более подходящий пример я извлёк из книги Зинаиды Шаховской "В поисках Набокова. Отражения",М.изд."Книга",1991 -
"Проблуждав тропой опасною,
Выйдут мальчики на ять,
Выйдут с целью очень ясною -
Нам по шапке с вами дать" стр. 280 из стихотворения мне не известного Дона Аминадо.

А сам В.Набоков попал в яблочко -
"Он боялся,Лужин старший, что, когда сын узнает, зачем так нужны  были совершенно безликие Трувер и Синеус, и таблица слов, требующих ять,.." см. буквально вторую страницу его романа "Защита Лужина"

Арсений Тарковский "Вещи"-
"Где твёрдый знак и буква"ять" с "фитою"?
Одно ушло,другое изменилось.
И что не отделялось запятою,
То запятой и смертью отделилось"

Алексей Сурков "Шестой" -
"Хорошие были ребята,
Ребята были "на ять"