ЦЭ

Константин Савинкин
                ЦЭ
Ц – цэ – 24-я буква русской азбуки.

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ – царствие Божие – царство Христово.
«Выражение царство небесное особенно часто встречается в Евангелии от Матфея, в других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие, царство Христово, или просто словом: царство». «Библейская энциклопедия».
Совсем из сознания людей вытравить представление о Боге, о вере коммунистам не удалось, так или иначе, невольно люди пользовались отдельными выражениями, словами библейскими, праздновали Пасху, Троицу и некоторые другие религиозные праздники.
 Можно выбить из сознания, но вытравить из языка очень трудно. Можно указом упразднить Яик и насадить Урал, можно переименовать Петербург в Ленинград и обратно, но нельзя Бога отменить и заставить бесовщину принимать за божественность.
Бог – фундаментальное представление человечества, основа. Без Бога, без Слова человек не человек.
Мама утрами будила сонь ласково, как всякая добрая мать своё дитя:  «Вставайте, дети, Михалка, Костюшка, Володя, хватит вылёживаться – царство небесное проспите».
О покойнике – царствие ему небесное, светло месячко.

ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ – Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Матерь Божья, Богородица Царица небесная произносилось как возглас, как мольба о помощи. Без продолжения предложения. Впереди иногда добавлялось Господи. «Господи! Царица небесная!»
Родители мои не были набожными да и вообще считали себя атеистами. Никаких молитв я никогда не слышал в нашем доме.
Советская власть постаралась вышибить из голов всё духовное. Получилось не очень. Молились люди, молились матери за детей своих. Молились солдаты в смертном бою.Молился почти машинально всякий ввергнутый в беду человек, находя нужное слово.
Приведу пример  вечерней молитвы из «Молитвослова» ,что подарил внуку Максиму Сергеевичу Николай Евгеньевич Смольянинов, племяш мой.
              Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
Благого Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие,милость Сына Твоего  и Бога  нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время  живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.
     И – из «Канона молебного к Богородице» -
К кому возопию ,Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным?


И далее пример из художественной литературы.
«Богомольная Вера подошла к иконостасу.
-О,господи! Царица небесная, сохрани и помилуй чадо мое в дальнем  пути, в чужих людях! Матерь божия!..» - стр. 119. книга вторая Михаила Жигжитова «Подлеморье»

И снова слова человека верующего.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в  «Благовещении Пресвятой Богородицы» поясняет  - «Мы называем её Владычицей, Царицей Небесной. А сектанты этим возмущаются… А разве не вправе называть мы Её Царицей, если Она Мать Царя? Разве даже в роде человеческом всякая мать царя не носит титула царицы? В этом же самом смысле  мы и называем  Её Царицей Небесной, ибо Она Мать Царя нашего Господа Иисуса Христа»

А дальше из очерка «Остров Сахалин» А.П.Чехова – « -И всё они пишут, и всё они пишут, и всё они пишут,царица небесная!» - слышит он голоса арестантов из сеней о себе, ведущем перепись.

И снова беллетристика.
Одна из глав повести Шмелёва «Лето Господне» так и называется «Царица Небесная». И эта глава и вся повесть - замечательный образец русского языка, русской прозы, подобную которой я лишь однажды прежде встречал, читая С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки» -
«Нет ничего спиртного,Царица небесная!Ведь если верить ангелам…» - гл. «Ресторан Курского вокзала»

ЦАПАТЬ – хватать…ой, да будто кто не знает твоего цапать,цапнуть, цапцарапнуть, царапать, чай не для цацы какой пишется закордонной, а для своего брата русака.
И, тем не менее, предлагаю цитату из любимого мной с юности поэта -
"Цапнет
       взятку -
               лапа в сале.
Вас считая за осла,
на вопрос:
         "Откуда взяли?"-
отвечает:
         "Бог послал" - В.В.Маяковский "Ханжа"

ЦАПАТЬСЯ - ругаться, иногда - драться. Чаще с приставкой по:
- Молодые опять поцапались: отзвуки скандала разносились по всему подъезду двухэтажки.
Работники телевидения словно в угоду любителям поцапаться понавыдумывали кучу основанных на этом пороке телепередач. Да уж пусть смотрят, абы сами не цапались.

ЦАЦА – дама, важничать привыкшая.
 Разряженная женщина. Назвать цацей возможно, между прочим, и ребёнка, и взрослого.
-Ишь ты, цаца какая, то ему неладно, да это не так. Цацкайся  с ним, словно с маленьким.

Ожегов толкует так: «…разговорное, неодобрительное.Тот, кто важничает, много воображает о себе».

«Да, братцы, послал нам господь цацу, нечего сказать» - говорят матросики о появлении  на корабле нового занозистого старшего офицера в рассказе Станюковича «Куцый».

В «Царь-рыбе» Астафьева встретите не только грубых рыбаков и охотников, но и цацу.Не поленитесь, загляните на стр.365 хотя бы.

ЦАЦКАТЬСЯ -  церемониться с кем-либо, играть, заигрывать. Цацка – игрушка, цацкаться – забавляться.
У Даля и цаца, и цацка означает одно и то же – « детская игрушка; украса, прикраса;// послушный ребёночек».
"Неизмерим, необозрим тот вред, который принесло обществу многолетнее цацканье с ворами,вреднейшим элементом общества, не перестающим отравлять своим зловонным даханием нашу молодёжь" - из "Очерков преступного мира" Варлама Тихоновича Шаламова - "Жульническая кровь"

ЦЕВКИ – ноги ниже колен. Голенная кость, голень.
 На  дворе мороз -  хозяин добрый собаку не выгонит из дому.
Пустяк. Ничто  остановить нас не в силах. Подумаешь, тридцать пять градусов – в школу можно не идти, а к друзьям идти необходимо. 
-Костя, Вова, дети, ну что же вы себя не жалеете! Какие игры в такой мороз. Ох, Господи, одевайтесь теплее, валенки с шерстяным носком. Мать для чего вязала? Мороз нешуточный – цевки мигом пообморозите, умоляет чуть не со слезами на глазах мама.
 
У Аксакова С.Т. цевка – зубец зубчатого колеса, шестерни.

У С.Т.Семёнова – сами разберитесь с помощью словаря Даля, а не хочется и ладно-
«А когда он,управившись на дворе, показывался в избу, мать усаживала его за круг и велела сучить цевки»

Не совсем понятно в «Исторических песнях.Балладах» -
«Во славном было городе Кронштадте,
Гостиный сын по улице гуляет,
И оно носит красно золото на цевке,
Окатистый крупный жемчуг на атласе» см. "Похищение девушки"

ЦЕВЬЁ – средняя часть крючка между головкой и затылком, за которым следует шейка, лоб и жало с бородкой и острие бородки.
А до того, как стать заядлым рыбаком и изучить строение крючка и прочих рыбацких принадлежностей,я знал одно цевьё – цевьё ложки, о котором вам Даль расскажет.
А как на службу призвали,узнал я и о цевье автомата Калашникова.
Меня Сабанеев удить учил.
А работать да из чашки ложкой – родители. Царство им небесное.
Автоматом владеть командиры научили.
 А Даль слово русское полюблять учил. Впрочем и родители и даже в первую очередь они слово слушать и слышать, и понимать приучали.И брат старший Миша.

ЦЕЛКА – 1) девственница;
        2) девственная плева.
 Представительницы одних народов стараются её сберечь до брака, представительницы других специально нарушают её.
 У некоторых народов существуют ритуалы добрачного нарушения плевы, разыгрываются настоящие дефлорационные спектакли.
        3) кроме того, целкой называют человека любого пола, корчащего из себя невесть что.
 -Что ты целку из себя строишь, - пришёл в компанию – пей, а не сиди красной девицей. Комсомольские песни петь пришел? Так не по адресу явился, здесь не кружок художественной самодеятельности.
Кого интересуют анатомические подробности, обращайтесь к гинекологам,а мне не досуг да и познаний таковых нет.

Из пролога к анонимной поэме "Лука Мудищев",которую одни исследователи приписывают И.Баркову,другие - А.С.П., третьи считают, что она написана в послепушкинскую эпоху(см. Андрей Зорин "Барков и барковиана",где  автор статьи ссылается на авторитет К.Тарановского) -
"Итак, замужние и вдовы,
И девы(целки тут не в счёт),
Позвольте мне вам наперёд
Сказать про еблю два-три слова", см.спецвыпуск журнала "Литературное обозрение" "Эротика в русской литературе. От Баркова до наших дней. Тексты и комментарии", стр.36;репринтное воспроизведение текста журнала "Литературное обозрение",№11 за 1991 год.

В "Романе о девочках" В.С.Высоцкого тоже найдёте при желании это слово.

Сколько раз это вполне невинное слово употреблено И.Барковым в "Оде Приапу", сказать не берусь и цитировать его корявые строчки, опубликованные впервые двести лет спустя после написания, нет желания.
Все те слова, что мы привыкли видеть за многоточием, обильно рассыпаны в его стишках.

ЦЕНОК – конец.  В детских дневниках и песенниках рукописных, популярных  полвека назад, в 60-х годах канувшего в прошлое столетие,многие школьники на последней странице писали этот перевёртыш наивный. На первой писалось для любопытных «Закрой, свинья, зачем открыла? Не суй своё свиное рыло».
 Жёнка моя, говорит, её поветрие миновало. А я песни переписывал, но ни в начале, ни в конце никаких приписок. А ещё я выписки из книг в 5-м-6-м классах  делал. Не только из прочитанных мною. Затем прекратил. А возобновил через четверть века. Стал выписывать мудрые мысли, афоризмы и продолжаю по сей день.

ЦИВКАТЬ – 1) моргать, потупив взор, и поглядывать, чувствуя себя виноватым, исподлобья. «Чего глазами цивкаешь, стыдно?».
Или.
Обсуждается предстоящий день рождения родственника, к  которому званы на день рождения.
 -Ваня, давай хороший подарок купим и пойдём, чтобы глазами не цивкать,  - предлагает мама, и отец соглашается.
 И они собираются. Мама быстро. Отец медленно. Терпение её один раз иссякло, и она разделась и не пошла, куда  намечали. Не вынесла, ожидаючи, сборов его. Младший сынок всегда, за редким исключением не отставал от них. Редко среднего брали. Старшего… не помню.
          2) сплёвывание сквозь стиснутые зубы так же называется цивканьем.
Я приучился цивкать лет девяти и долго не расставался с неприятной привычкой.
 -Костя! Ну-ка прекращай на пол цивкать, как в свинарнике, и чтобы я этого никогда не видел. Мать, что служанка свинство ваше выскребать. Вымой сейчас же. Да не плевал я на пол, сам не знаю зачем клевещу на себя. А на улице – да.
          3) воздух сквозь зубы выталкивать резко.

ЦЫКНУТЬ(АТЬ) - припугнуть одним жестом,почти без звука, как-будто звук це побоялся прорваться сквозь зубы цыкнувшего.

Юрий Щеглов "Небесная душа.Историческое повествование"-
"Между тем Бенкендорфу хватило бы цыкнуть, и всё замерло бы,заледенело и никакая Голландия  не помогла, не спасла от сибирских баталионов или чеченской шашки, никакие посольства, никакая Нессельродиха"

ЦЫРКАТЬ -то же, что цивкать во втором значении -

Салтыков-Щедрин "История одного горда.Органчик""-И хоть бы он делом сказывал, по скольку с души ему надобно!- беседовали между собой смущённые обыватели, - а то цыркает, да и на-поди!"

ЦИБУЛЯ – лук.
 Относится к числу наиболее часто употребляемых нами огородных даров,а слово цибуля, в отличие от лука, популярным не являлось. И реже бульбы звучало.
Бульба же вошла в жизнь нашу, опережая Тараса Бульбу. А называли на российский манер картофелем, картошкой.

ЦИДУЛКА - записка, письмецо;чрезвычайно редко, реже цибули и других слов украинских звучало в нашем доме.
Слова украинского происхождения, несомненно, попали к нам, в оборот,так сказать,от тёти Шуры.
Муж её Филипп Корнеевич Мовчан, вероятно, украинец, сужу по фамилии, проживал с Александрой Родионовной (в девичестве Дикановой)в деревне Придорожное Нижнеомского района Омской области.Деревня основана в 1912 году переселенцами с Украины.
Сама она родилась в Манчжурии, а проживало семейство огромное деда Дикана- Диканова Родиона Ивановича (11 детей) в деревне Новый Свет Калачинского района Омской обл.
Не он ли дал название деревне, не он ли основал, побывав в Америке? Сведений о первопоселенцах пока не имею.О поездке за море см.гл. Мануфактура.

Салтыков-Щедрин "Господа Головлёвы"- "- Как приеду в Головлёво - сейчас ему цидулу: так  и так, брат любезный,- успокой! Э-э-эх,эхма! вот кабы я богат был"

ЦИГАРКА – самодельный курительный снаряд. Скручивали  газетки клок в мизинец толщины и длины трубочку, забивали табаком, найденным в карманах, пепельницу опустошали, выпотрошив все бычки, окурки. И с наслаждением травились, дымя.

Из «Заговора юристов» Варлама Шаламова  - «Один, пересилив дрожь, шагал прямо в темноту, другой торопливо досасывал неизвестно откуда взявшийся окурок махорочной цигарки, где и махорки –то не было ни запаха, ни следа;третий заслонял лицо от холодного ветра ; четвёртый стоял над печкой, держа рукавицы и набирая в них тепло»

Дымок цигарки ощутите и на 246 стр. «Царь-рыбы» В.П.Астафьева,и в "Тихом вечере"Соколова-Микитова И.С.,и в рассказе Леонида Андреева "Баргамот и Гараська",в "Котловане" А.Платонова не один раз,в миниатюре Л.Н.Толстого. "Разговор с прохожим",написанной 9 сентября 1909, в местечке Крекшино.

ЦИГЕЙКА – самый распространенный мех для шапок и пальто среди пролетарского люда.
Помню Нину сестрёнку в коричневой цигейковой шапке с длиннющими ушами-завязками. У отца, правда, пыжиковая шапка имелась.
Десятилетия спустя стали одеваться лучше, но до бобровых воротников не дотягивал кошелёк. (Смольянинову А.Е. из охотничьего трофея его, из бобра, скорняк смастерил шапку. Так это когда было – полстолетия спустя).
У мамы была цигейковая шуба коричневато-красного цвета.После маминого ухода из жизни перешла шуба к Анне Андреевне, сестре отца,носившей её долго. Умерла на 94-м году жизни.

ЦУЦИК – щенок.
-Замёрз не хуже цуцика, дай у печки погреюсь.
А,правда, замечали сильнейшую дрожь, пробирающую щенка, отнятого в непогоду от кормящей суки? Нет? Обратите внимание. Не зря  народ замёрзшего человека с цуциком сравнивает.

ЦЫГАНСКИЙ ПОТ – холодный пот.
 Не трудовой горячий пот,а от страха и (или) от мороза.
Может, назван пот цыганским за их прежнюю жизнь на морозе, на ветру в кибитке? И не пот, а озноб на самом деле? Сейчас большая часть цыган живёт зажиточно.
А  полвека назад наблюдал, проезжая на электричке мимо их кибиток зимой, босоногих цыганят, на вокзалах. У одного малыша одна нога обута, другая босая. Куда тот цыганёнок добежал? Может, бароном стал. А может, рядовой цыган, ожидающий вечерами свою кормилицу-цыганку. Нагадает, наторгует, выцыганит – покажется цыгану мало, накажет бабёнку.

На помощь призываю художника А.М.Васнецова с отрывком из его рассказа «Сельский иконописец» -
«Сеньке от своего учителя приходилось  ни тепло, ни холодно, хотя довольно жарко от частых потасовок и холодно до «цыганского пота», когда Сенька со всех ног в лёгоньком шугайчике в тридцатиградусный мороз стремглав летел в кабак за косушкой водки для хозяина».

 Происхождение фразеологизма гадательно.
То ли от бедной жизни прежних поколений выходцев из Индии, вечно в кибитке, в любую погоду, вечно полуголодных,полуобутых, полуодетых, то ль от приписываемой им вороватости прошибал пот - пойди пойми. Чего стоят одни россказни о конокрадах.
Не станем  лясы точить, выясняя затуманенное временем.
Но, безусловно, предположения верны отчасти те и те.
Не позже ХVIII века в словарях, в «Материалах для фразеологического словаря русского языка ХVIII века» М.Ф.Палевской находим следы выражения, интересующего нас.
Цыганский пот, знаем распрекрасно, и еврея прошибёт ,и армянина, и русского – кого хошь.
К пословице цыганский пот пронял Даль в своём сборнике пословиц,т.1 в разделе "Народ - язык" делает уточнение "(т.е.озяб)"

ЦЫПА –  барышня-недотрога. Я затруднился с написанием. Вспомнил знаменитое, известное со школьной скамьи «цыган на цыпочках сказал цыплёнку цыц» и подумал, нарушу правило, написав через Ы.  Подумал долее и сделал вывод: никакой ошибки.
Цыпа, наверняка, имеет корень цып, укоренившийся и в цыплёнке, и в цыпочках.
Цыпа – дама, которая, как балерина на пуантах, на цыпочках, на кончиках пальцев ног ходит. Ходит цыпа на высоких каблуках, важничая, величаво. Между прочим, по Далю «цыпки, цыпочки, ножные персты, кончики ножных пальцев».

ЦЫПКИ – кожная болезнь пальцев рук, ладоней. Чаще всего болеют дети.
Причина болезни – сырость, грязь, холод. Лечится мочой. Испытано. Быстро, дёшево, эффективно. Или как любила говаривать ребятня, дёшево и сердито.
Сейчас непременно этот способ лечения назовут уринотерапией.
В сборнике русского фольклора читаем "У детей, которые бегали босиком по грязи, в иных случаях заболевала кожа, ноги и руки покрывались  цыпками.Цыпки лечились коровьим маслом с приговоркой:
 -Цыпи, цыпи под порог,
 Дам вам маслица комок" -см. стр.16 "Русский фольклор",М., "Худ.лит", 1985

«При каждом толчке она, чтоб удержаться, схватывалась за моё пальто левой рукой, грязной,маленькой, в каких-то цыпках» - Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорблённые» стр.126, т.3
Болезнь эта интернациональная, как и большинство болезней, и дети Киргизии так же подвержены ей, как и русские ребятишки,как и вся ребятня планеты.
Для этого достаточно открыть повесть «Джамиля» Чингиза Айтматова  -
«Мокрая холодная люцерна  сочно стегала по босым ногам,щипало потрескавшиеся, в цыпках ступни, но мне было хорошо»

ЦЫПЛОК – 1) по Далю – «птенчик дворовой курицы»;
         2) по Савинкину – щуплый парень, мужчина, тщедушный человек.
Мама моя, Евдокия Родионовна Савинкина, характеризуя человека хилого, слабого,что цыплёнок,говорила цыплок.

ЦЫРЛЫ – цыпочки.
 -Привык ты перед начальством на цырлах ходить - т.е.на задних лапках.
Ходить на цырлах – лебезить, угодничать, пресмыкаться.
У Достоевского в «Подростке», части первой, главе восьмой встретил необычное словосочетание – «скорыми цыпочками»,привожу цитату – «Увидав хозяйку, стоявшую опять у своих дверей, он скорыми цыпочками побежал к ней через коридор;..»

В «Царь-рыбе» Астафьев употребляет слегка изменённую форму слова – «…на тырлах к русской печи крадётся, а…»

В своём стихотворении 1994 года "На всей планете разгоралась наций сеча" я писал  - см. СТИХИ.РУ
"На цырлах пред Америкой ходили
И,лебезя пред миром всем,блудили
Наследники Содома и Гоморры..."

Как правильно:цЫрлы или цИрлы.Думаю,первый вариант правильный.
И то, что цырлы и цыпочки синонимы дают мне право ко всем известной запоминалочке - цыган на цыпочках сказал цыплёнку цыц -добавить цырлы.
Во всяком случае, на мой взгляд,это выглядит логично.Одни словари молчат, в других наблюдается разночтение.

ЦИЦКА – титька, грудь кормящей матери.
-Дай ты ребенку цицку, пусть угомонится. Придумали: режим какой-то, сама-то по режиму ешь или когда захочется? Вот и дитю дай.

ЦУГУНДЕР. Когда в немецкой армии в прежние времена офицер принимал решение наказать солдата розгами, он отправлял его на цугундер, т.е. на расправу.
Слышал от отца. Возможно, он принёс его из плена. В имеющихся у меня словарях цугундер не обнаружил. Употребляется крайне редко. Цугундер – не сама расправа, а место где её чинят.
Или и то, и другое.
В 2016–м  обнаружил у Салтыкова –Щедрина в «Благонамеренных речах.Столп.» - «Вот его в ту пору сцарапают, раба божьего, - и на цугундер» стр.121, т.5, с/с в 10 т.М., Правда, 1988

В 2018-м в седьмом томе сочинений Ивана Сергеевича Тургенева в 12 томах, «Наука», М., 1981, читая «Дым»,встретил  опять, вот слово в слово из речей генерала : «Говорят мне: написал на вас un folliculaire пашквиль. Ну я его, разумеется тотчас под цугундер»,стр. 302,т.е.  под арест.
По-моему понятию, гауптвахта современной армии России, как и во времена моей службы,называемая солдатами губой, и есть этот самый цугундер.Мне этих знаний хватает. Кто желает углубить их,пусть поищет в словарях Я.К.Грота,Д.Н.Ушакова, в этимологическом словаре  А.Преображенского…

ЦВЕТОДРОМ- слово из стихотворения Любови Ржаной «Мухи и Пчела» на сайте СТИХИ.РУ,где мы встретились и общались.
Ниже мой отклик.-
Да ты не внучка ли Эзопа?
Ты не Крылова ли родня?
…………………………….
Кабы старуха села ж…
На лоб мой среди бела дня,
Её б пчелы постигла доля,
Но очень уж хитра – ей-ей –
Всё душу жалит очень больно,
На мозг мой капает елей.
Живём себе  у цветодрома –
Благоухание окрест.
Всепоглощающая дрёма
Мои года успешно ест.

ЦИКЛОП - насекомое, живущее в воде, о котором мне стало известно раньше, чем о мифологическом одноглазом чудище.
Я в возрасте 10-12 лет увлёкся аквариумными рыбками.Но аквариума не имел.Однако родители нашли место для трёхлитровой банки на подоконнике в нашем старом доме однокомнатном, в котором развернуться негде было шестерым,не то что аквариумы ставить.
Я приобрёл простеньких дешёвых живородящих рыбок, а корм для них не покупал, а ловил в лужах и озёрах.
Ловили с друзьями циклопов и дафний, а каретру не знали где добыть.
Хорошо запомнился мне наш Птичий рынок,занимавший часть Слободского, там по воскресеньям толпились любители птиц, собак, кошек и прочей живности. Здесь же и рыбками, и аквариумами торговали, и кормом.
Запомнился дядька с холёным лицом, очень чисто одетый, по моде.Он торговал кормом самым разным, сухим и живым.Продавал рюмками по 50 копеек.Тогда такая деятельность налогом не облагалась, а просто продавец платил 20 копеек за право торговать один день.
Думаю, вот такие люди, не брезгавшие мальчишеским занятием, и сколачивали себе капитал, превращаясь за десятилетия в подпольных миллионеров.