Краснокрылка и коршун

Мари Монна
                Сказка – быль, воспоминание.

      С начала сентября и почти до конца октября продолжалась «ореховая» пора, пора сбора лесных орехов. Ореховые кусты, произрастающие в наших краях местные жители называют – орешник, «лешки»,  лещина или дикий фундук.
      Рос орешник по балкам и ярушкам, поросшим небольшими лесами.
      Мы с бабушкой собирали орехи каждый год в нашем лесу – Осинаво.
Однажды из-за занятости по хозяйству, бабушка не смогла пойти со мною в лес. Пришлось взять с собою нашего верного стража дома – Дуная. Четвероногий друг в знак благодарности лизнул мне руку, ласково и тихо гавкнул, как будто говоря: «Спасибо. Я очень люблю эту прогулку!» И мы пошли.

    Идти было не близко, аж до Меловой горы, что почти на краю леса. Там в основном и рос орешник. На стройных лешках  его были самые крупные орехи, и росли они большими гранями. Обычно в гранях по два, три, четыре орешка. А тут - по пять и  шесть. Орешки нежно-золотистого цвета. Да все крупные, как на подбор!

    Кусты разрослись. Лешки высокие. Орехов много.  Трудно нагибать. А собрать орешков хочется побольше! Вот выбрали куст. Рву и кладу в рюкзак за плечами.  Сколько смогла -  оборвала. Стаканов десять будет. Потом  - второй куст, третий… Почти на вершине Меловой горки, на которой простирается просторная поляна. А в кустах – густина, тень.
  В этом месте мы с бабушкой каждый год собирали много орехов.

    Подхожу к  кусту  высокому. Начинаю обрывать грани с нижних веток. Рву да в рюкзачок кладу. А тут вдруг Дунай как зарычит! Смотрю на него – с чего бы это? А он смотрит в верх куста и глаз не отрывает, продолжая угрожающи рычать.
   И я подняла голову. Смотрю – батюшки мои! Да там птицы сидят. И очень похожие на наших цыплят. Но какие ж худющие! Просто скелеты в перьях!
     Конечно, конечно – это цыплята! Но как они здесь оказались? В лесу, далеко от хутора? 

    Ах, вспомнила!  Лес-то наш, Осинаво, начинается сразу у пруда, что посреди хутора. И  крайние избы стояли прямо на его опушке.  И куры ближних дворов свободно гуляли в ближних кустах, разгребая рыхлую землю и поедая жирных дождевых червей, всяких личинок и козявок. Там они, в вырытых ямках прохладной почвы, в тени, любили отдыхать в жаркие летние дни, там прятались от дождика. С утра и до вечера  кормились и отдыхали курочки с петухами  под кустами. Или – под огромными, широченными листьями лопухов прямо у плотины пруда.  Некоторые несушки пригрели там себе тёплые местечки, скрытые от посторонних глаз и  ежедневно  там откладывали свои яички.
 Ну, наверно, чтоб не бегать из  сытных и прохладных   мест на лоне природы домой в курятники нестись.   
     И мне с подружкой не раз приходилось натыкаться на такие гнёзда с яичками – белыми, оранжевыми, даже  - в крапиночку!

     Значит, чья-то курочка так же нанесла яичек, вывела цыплят и повела, как бы – к дому, да видно перепутала стороны. Вместо – к хутору, повела –  на светлый юго- восток.
 И так вот за полтора – два месяца добралось куриное семейство до самой Меловой горы. Но умная мать-курица – цыпляток-то на поляны не выводила, всё лесом, да лесом шла. Коршуну на обозрение малых деток не выставляла.
    Вот так рядом с мамой и росли в  лесу, и оперялись. Кушали всяких жучков, паучков, листики да цветочки.  Да пили с листиков водицу росную.   Чтоб себя сохранить и летать научились. Небось, видели и мышку, и ящерицу, и зайчика и ежа….
Ишь как сидят!  Знать поняли, что на ветках безопаснее. Чем выше, тем и спать в ночи спокойнее.

   - А что ж они сейчас от нас с Дунаем не улетают, не прячутся?- подумала я. – Знать, с человеком да с собакой встречаться им ещё не довелось…
А лиса? Если встретится – сожрёт. Она же курятинку  любит! И если не сожрёт лиса – зима на носу. Снегу навалит, мороз затрещит, кормится нечем – умрут. Заберу- кА я их домой! Только  как вот достать их?

   Приказала Дунаю лечь и молчать.  Вытащила ножик из чехла, что на моём пояске висел. Сняла поясок и разрезала на три  части его потому, что на ветках вверху сидели две курочки и петушок.
     Подошла к лешке, ухватилась обеими руками и сильно тряхнула её.
   Одна курочка сорвалась с ветки и, распластав крылышки, летела вниз. А крылышки были красные, как у жар птицы! И сразу в уме назвала её  - Краснокрылкой.
    Курочка уже была напротив меня, я схватила её, связала кусочком пояса ножки, сняла с себя курточку и завернула Краснокрылку  в неё. Головку не закрыла – пусть дышит.    Дунаю приказала – стеречь.

     Потом так же стрясла петушка. Но он был шустрее курочки, и у самой земли чуть не улетел в сторону! Но Дунай быстро поймал его и принёс мне. Я и ему связала ножки и положила рядом с курочкой в курточку. Петушок был очень красив! Особенно – его пышный, как чудесный цветок  на головке – красный гребешок!
     Затем стрясла и курочку Белокрылку. Поймала. Ножки связала. Вот они все трое лежат в моей курточке, а мы с Дунаем рассматриваем их.
      Клювы длиннее, сильнее и загнутее, чем у домашних цыпляток. И когти на ногах – тоже.

      Поправила рюкзак с орехами за плечами, сунула туда нож в ножнах, подняла цыпляток,   огляделась – не забыла ли чего…  И вдруг на соседнем кусту увидела ещё пятерых цыпляток. Четыре курочки и петушок. Что же делать? Пояска больше нет – вязать нечем… Да и так уже тяжеловата ноша… И решила – отнести всё это домой, а потом возвратиться за остальными.

     И вот мы уже вошли в хутор. И навстречу мне из хаты,  что почти в пяти шагах от леса, где в тени и стол обеденный их стоит, вышел Васька. И стоит. И вот мы подходим, а он:
- Марийка! Что ты в куртке завернутое несёшь? Наверно, зайчонка поймала? Сама? Или Дунай помог?
- Нет. Это – дикие цыплята, - показала ему находку и рассказала всё, как было.  Потому, что подумала – ведь они беднее нас живут. Да – пасеку имеют. Но ни коровы, ни телка, ни овец, ни поросят… Две курицы и петух…
  - Иди, Вась – поймай и принеси домой. У вас же мало кур.
  Васька старше меня на три года. Он тут же схватил с завалинки какую-то верёвку, разрезал на пять частей своим ножиком и показал мне:
- Готово! Ча побегу в лес!
 - А куда класть будешь?
- Мешок возьму.
- Ну, смотри ж – осторожней тряси! Да смотри, чтоб в мешке не задохнулись! На самой вершине Меловой горы!  В нашу сторону. Самый большой куст? Помнишь?
- Помню, помню, Марийка! Спасибо тебе!

    Пришли домой. Я обо всём рассказала маме. Дунай залез в будку свою – отдыхает. Цыплята лежат в курточке моей. Мы сидим с мамой напротив и беседуем.
 
    И вдруг петушок так внимательно посмотрел на испуганные глаза сестричек и подал голосок: «Кооо! Ко-ко! Коко-ко-ко!», это значит:
- Не бойтесь, сестрицы – они съесть нас не должны. У девочки добрые глаза. Её зовут  - Марийка. У её мамы тоже добрые и карие, как у нас, глаза. Мы к хорошим людям попали!
     А они ему так это тихо, как бы размышляя, в ответ протяжно пропели:
-  «Коооооооооо… Кок…». Это значит:
- Верим тебе, наш братец! Ты в лесу нас всегда  об опасности предупреждал, отважно защищал вместе с мамочкой… Пусть везде и всюду нас хранит мамина любовь…
     Так переговаривались дикие цыплятки. Но мы с мамой, пока ещё не понимали их языка. Мы просто освободили птах, опустили на пол в чулане, дали им воды и зёрна пшеницы.    И мама решила, что надо тут сделать временную для них насесть и недели две не выпускать во двор. Пусть, мол, за эти дни окрепнут, к дому попривыкнут.

     В хату возвратился с огорода отец:
- Капусту срезал. Посолим. С яблочками лесными. В большую дубовую бочку утрамбуем и – в подвал. Зимой будем кушать. Капуста с яблочками такая вкусная, что пальчики оближешь! -  сказал и увидел цыплят.
-  А это что за чудо? Чьи? И – откуда?  - спросил, с удивлением подняв брови.
 - Да вот  - дочка  в лесу наловила! Пошла с Дунаем за орехами, а принесла цыплят!
- Дочь? А ну давай рассказывай!
       И я рассказала обо всём папе.

     Через две недели мы выпустили лесных во двор, где гуляли наши домашние куры с цыплятами. Стали Краснокрылка и Белокрылка, а посреди их петушок Петруша, как я назвала его. Остановились и смотрят на домашних. Те в свою очередь  - замерли на какое-то мгновение, повернув головы к гостям. Вот так, казалось бы, молча и познакомились. Так нет же – сорвался с места вожак домашней оравы – наш важный петух, крыла угрожающе растопырил, налетел таким разбышакой всей грудью и Петрушу тооолк, в головку – долб! Ээээх, горе-рыцарь куриный! Лучше бы ты этого не делал!

    Как  оттолкнулся от земли Петруша! Как взлетел, словно коршун, и опустился на спину «хозяину» куриного семейства! И давай долбать его в шею, за красный гребень.
      «Хозяин» крылами машет, по двору скачет, а  сбросить с себя Петрушку не может. А тот, знай, его долбит, аж перья летят!
- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! – заорал умоляюще «хозяин» - Отпусти меня, лесная худоба! Я тебя больше не трону! Живи в нашем дворе, ешь и пей  вместе с нами из одного корыта!
   А Краснокрылка и Белокрылка, родные сестрицы Петруши, радуются, гордятся отвагой братца и посмеиваются над бегающим петухом:
- Так тебе и надо, жирный, домашний, белый  кочет!

      Вспорхнул  Петруша  со спины обидчика и полетел к своим сестрицам. Дал о себе всем знать! Не зря раннее детство в лесу провёл!  Не зря острыми коготочками и клювом научился ловко орудовать – червячков да личинок из под земли, листвы , мха добывать, да взлететь каждый вечер на деревья, чем выше, тем безопаснее!
   С этих пор лесных красавцев никто не обижал.

     Прошла зима. Наши лесные цыплятки превратились во взрослых, сильных кур, а по весне стали и яички нести.
     Мама в курятнике посадила двух несушек на гнёзда с яичками – пусть насиживают, чтоб через двадцать один день цыпляток вывели.
     А Краснокрылка вроде в курятнике и яичек не несёт, а почему-то каждый день на чердак хаты летает. Зайдёт в сени, оттолкнётся от пола ножками, крылами взмахнёт и мигом на чердаке!
      Потом её не стало видно во дворе – день, второй, третий… Мы все забеспокоились.
  А мама говорит:
- А ну-ка, Марийка, возьми лестницу и слазь на чердак, посмотри – она ж туда летала. Может, что случилось с ней?
     Залезла я на чердак. Темновато. Глаза к полумраку привыкли, гляжу по сторонам – надо же! Краснокрылочка из охапки прошлогоднего сена, что в уголке осталось, гнездо себе свила.  Уселась так, что одна головка торчит. Заметила меня – совсем втянула шею, будто и нет её.

     Я осторожненько подползла к ней, погладила. Сидит. Одной рукой глажу по спинке, другою под нею лапаю – яички! Тёпленькие! Значит, Краснокрылочка моя тоже яички насиживает?.
   Но что это за гнездо – клочок сена пересохшего!

      Я слезла, взяла в чулане маленькую кошёлочку. Это я сама сплела из прутиков лозы зимой. Отец большие кошёлки плёл.  И я приспособилась рядышком. Смотрю – что и как делает отец, так и я.
    - Давай, дочка, учись! В жизни всё пригодится! – подбадривал отец, улыбаясь, глядя, как мои ручки прутики загибают и плетут. Отцовы кошелки люди с удовольствием купили под корм скоту.  А мою - никто не купил. На что она, мол, годится? Так вот и висела в чулане.  Теперь пригодилась.

     На чердаке  я дно лукошечки устелила сеном. Краснокрылочку взяла, усадила на колени. Одной рукой держу её. Другой - быстро и осторожно яички перекладываю. Аж 18 штук!
      Поглубже в угол пододвинула лукошко, чтоб надёжнее, и осторожно посадила в  уютное гнёздышко свою любимую курочку.  Будет сидеть 21 день. Три уже отсидела.
       Через каждые три дня приносила я своей Краснокрылке  питьё и еду, которую мне мама подсказывала.

        Прошли дни. И вот на краю чердака появилась Краснопёрка, а рядом с нею все 18 цыпляток! Да такие разные по окраске, красивые!
       Вдруг наседка слетела вниз. А цыплятки бегают, приблизятся к краю, шейку вытянут, а  слететь боятся – крылышки ещё маленькие. Один смельчак ножку опустил, а на другой не удержался и полетел кувырком вниз. Упал и лежит. Сильно животиком ударился. Потом недели две с синяком бегал. Оклемался.
       Полезла я на чердак, собрала всех цыпляток в мамин фартук и выпустила на пол в сенях.  И кошелочку сняла. В чулане в уголке поставила. Курочка моя с цыплятками там ещё долго ночевала, пока  малыши порядком подросли.

      Папа ходил и восхищался Краснокрылкой:
    - Наши наседки по пять – семь вывели, а эта все 18! Ни одного бракованного!
     - Видно дочкино лукошко помогло! – смеясь,  дополняла мама.

     Днём она выводила их во двор. Учила лапами грести землю и клювом вытаскивать козявочек, червячков.
      А когда в конце нашего огорода начало созревать просо на колхозном поле – весь воздух кругом наполнился  просяным ароматом! Учуяла это и Краснокрылка. И однажды отправилась в просяное поле со всем своим выводком. Да бабушка моя это увидела и закричала мне:
- Марийка! Внучка! Твоя курочка вместе с выводком своим в просо отправилось! Беги-ка понаблюдай, как бы лиса не напала!

    Бегу. Уже пол-огорода пробежала, как в небе появился коршун!  Круг дал над полем и на разворот пошёл: одно крыло – вверх, другое – вниз. Долетел до края поля, прямо у нашего огорода, крылья сложил и колом вниз!
- Куд-ку-дах, кудку-дах! – закричала Краснокрылка, предупреждая деток об опасности.

      Я, не отрывая от коршуна взгляд, спотыкаюсь о плети повители, падаю, вскакиваю, бегу… А у коршуна в лапах пищит цыплёнок – спрятаться не успел.

       Вдруг Краснокрылка подпрыгнула, взвилась выше оторвавшегося от земли коршуна, вцепилась острыми коготочками в  его спину и давай долбать его холку! Аж перья летят!
        Коршун от неожиданности лапы разжал и выпустил цыплёнка! Тот упал, вскочил и бегом в просо!

       Коршун головой туда - сюда вертит, крылом, то одним, то другим до спины своей тянется  - скинуть курочку стремится, а не получается!
   И взлететь высоко не может – то на один бок завалится, то на другой. А мать- защитница детей своих, с такой злостью перья рвёт, что шея хищника голой стало!

    И я уже подбежала. А как помочь Краснокрылке – не знаю.
    И тут коршун ка-а-ак запищит не своим голосом:
- Да не клюй же ты меня, ку-ри-ца! Ты же мне шею до крови раздолбала! Я ж твоего цыплёнка выпустил! Вон он – в просо убежал!
- Кудах! Кудах! – Я видела, несчастный хищник! Поэтому и в голову тебя не стала клевать!
- Ну, отпусти же меня! Слово коршуна даю, что больше не появлюсь в ваших краях!
- Кудах!  Улетай отсюда! – резко сказала курица, и вспорхнула с его спины, и полетела к своим деткам.

    А коршун как был метрах в семи от земли, так и полетел к лесу. Видно высоту набрать шея раненная мешала!  Нарвался разбышака на своё! Надолго запомнит Краснокрылочку!

  -  Код- ку-дах, код-ку-дах, крррррр,- созывала заботливо курочка – мама своих деток.
И они  шустро повыскакивали из проса, окружили её и радостно запищали:
- Мама! Мама! Мама! Здорово ты коршуна проучила! У него шея голой стала и даже кровь потекла! Так ему и надо! Ты смелая у нас, мамочка! Мы тебя оооочень любим!

   - Ну и ку-урица! С коршуном в драку кинулась! Глянь, как она его отделала! – услышала позади себя  я голоса. Оглянулась, а там мальчишки и девчонки с нашего порядка. Гусей на обочине по близости пасли  и прибежали.
   - Видели? – спросила я.
- Ещё как видели! Бойцовая твоя Краснокрылка!

     Наседка с цыплятками и я возвратились домой.
 А к  вечеру весь хутор знал – как моя Краснокрылочка с коршуном дралась. Все удивлялись и хвалили нашу лесную курочку.
  Белокрылка и Петруша гордились поступком своей сестрицы. И все куры, гуси, уточки нашего двора зауважали Краснокрылочку и её цыпляток, и стали жить дружно.
    А чёрный коршун со своими двумя товарищами кружили над дальним лесом. Но в хутор больше не прилетал.
      Вот и сказочки конец, а кто слушал или читал – молодец!
 
                М. Дьяченко  Ноябрь 2020г. Донбасс