На дне рождения у роботов

Интгарт Сойрин
На дне рождения у роботов

В городе резвится ветер. Огибая полуразрушенные кварталы, он гоняется за полиэтиленовым пакетом. Ему бояться некого — мегаполис давно мёртв. Дома пусты, людей нет. Сейчас тут только он и я.

Я стаю в дверях автомастерской. За моей спиной фырчит собранная из кирпичей печь, рядом с ней на небольшом столике лежит ремкомплект и стоят два стакана холодного моторного масла.

Сегодня в городе № 3812, шестое октября две тысячи двести двадцатого года. Сегодня у меня день рождения. Ровно двести лет с момента сборки.

Воспоминания нахлынули самопроизвольно. В черепной коробке нагрелся процессор, отвечающий за память. По линзам глаз пробежали ленты памяти.

Щелк, щелк, щелк...

Перед глазами конец 2020 года. Плавно схожу с контейнера, провожу контрольную обработку всех систем. Мой номер 07011970. Слава от меня распределитель отдает чёткие команды: «Учитель истории. Школа № 6», «Травматолог. МСЧ № 11» и дальше по списку востребованных профессий.

Первая партия мягкой поступью прорезиненных манипуляторов исчезает в дверях. Я ожидаю очереди во второй — последний.

Щелк, щелк, щелк...

На улице идёт дождь. Капли барабанят по крыше распределительного ангара. Пытаюсь смоделировать песню: «С неба капает вода, но она нам не страшна, потому что полибласт покрывает нас». Получилось по-детски просто, наверное, моё призвание — воспитатель в детском саду. Загружаю ПО «Воспитатель» (ПО — программное обеспечение). Провожу анализ соответствия. 47% совпадений. Нет. Не моё.

Щелк, щелк, щелк...

В ангар забегают сборщики и ещё какие-то люди. Один что-то истерично, именно так анализатор голоса определяет громкий звук, что-то кричит. Открываются ворота, в ангар заезжает машина киберпомощи. Минута, другая — нас начинают отключать и переформатировать.

Учитель истории превращается в андроида с двумя лучемётами вместо рук. Травматолог — в боевую гусеничную машину. Я безропотно жду своей очереди.

Щелк, щелк, щелк...

Прямое попадание в ангар. Люди погибли. Мои товарищи вступили в бой со своими механизированными братьями. Друг от друга их отличает лишь ПО. Неожиданно всех нас накрывает электромагнитный импульс. Я отключаюсь.

Второй стакан моторного масла для № 07011969. В утренней тишине слышу скрип его сервомоторов. Ремкомплект тоже для него. У него тоже сегодня именины. Гульнём, вмажем по стаканчику синтетика, вспомним прошлое. Ну, где ты там старина? Цилиндры горят!

Перед глазами конец 2120 года. Наше столетие омрачено похоронами последнего жителя города. Исполняем его последнюю волю, хотя если честно до конца ни я, ни № 07011969 не понимаем смысла закапывать тело в землю.

Выглянуло солнце, тесня завесу дождя. Из дома напротив выезжают роботы-уборщики. Житья от них нет. Работают всегда в паре — утаскивают всё ценное на городскую свалку, а это пятьдесят км туда и столько же обратно. Бездумные существа из металла и резины, с одной запрограммированной программой — «Чистый город».
Услышав скрежет № 07011969 вертят своими щетинистыми роликами и исчезают, в своё убежище. В автомастерской я поселился из-за них, так как зло лучше всего контролировать близи. Других мусоросборников в городе уже нет, вернее они на той же свалке ржавеют, а утащили их же безмозглые собратья.

Ветер принёс облако радиоактивной пыли. Охранные распылители, установленные по периметру, прикрыли меня завесой золотистого фонтана. Придётся снова пополнять запасы машинного масла. Но всё это потом.

А вот и № 07011969.

Спрашиваю традиционно: «Пароль?» И получаю нужную комбинацию нулей и единиц. Встроенный алгоритм самосохранения граничит с психозом, ведь на многие-многие километры вокруг кроме нас и мусорщиков никого нет. С годами понимаешь, что защита превратилась в паранойю, но отключить её мы так и не смогли. Мир в руинах, людей создавших нас нет, а бестолковый ритуал продолжается без смысла и без толку.

Выпили. Постояли.

Печь до красна раскалилась.

Время пришло.

— С кого начнём? — прошелестел № 07011969. — Кинем жребий?

— Что за примитив! — гулко ответил я. — Сравним паспортные данные.

Прозвучала запись, которую мы слышали уже много-много раз, вот только в этот раз процент оказался критичным: «Предельный срок эксплуатации закончен. Износ деталей 99,97%. Апгрейд ПО невозможен. Просьба проследовать на утилизацию в ближайший офис компании».

№ 07011969 долгие годы, живя в этом чёртовом офисе, искал пути обхода утилизации, но не нашёл. Я всё это время занимался разработкой нового андроида. Сегодня, в наш последний день существования на Земле, мы из собственных деталей соберём нового андроида. Новое ПО и общая энергия позволит ему существовать несколько сотен лет...