Yesterday. Армия спасения одиноких сердец

Татьяна Малиновка
               
                «Душу–Богу, сердце – мужчине,  руку – другу,
                любовь – себе единственной!»

       Ну, вот и настал этот знаковый для каждой женщины денёк… Живешь так, не ждешь подвоха от жизни, любишь, страдаешь, радуешься, растишь детей, трудишься в поте лица… И вдруг понимаешь, что твой поезд прибыл на конечную станцию,  с названием «Юность старости», как написала в одном произведении моя любимая Виктория Токарева: самая счастливая пора жизни!
       В этом немыслимом 2020-м мне исполнилось… шестьдесят. Но если закрыть глаза на суровые цифры и такую же действительность, я все такая же, как и раньше, и в душе мне - не больше сорока пяти! Кто я ? По сути – кошка, потому что живу сама по себе, не оглядываясь ни на кого, не жду жалости и помощи, решения принимаю сама, и отвечаю за себя и за всё своё тоже сама. Вы правильно поняли, не замужем, вернее разведена… За плечами шестнадцать лет брака и  двадцать три года уже  без него.  Свободна, не дура, хороша собой.   Не скажу, что мечтала о такого рода свободе, скорее наоборот, но так уж сложилось в судьбе. И не одна я такая... Сколько похожих женских судеб вокруг, не счесть.
       Хвастаться нечем, но и горевать по этому поводу считаю неправильным. Жизнь люблю такой, какая она есть. А она всегда невероятна и удивительна, и в каждом своём дне, и по количеству преподносимых ею нежданных сюрпризов. Даже когда на душе печалька, а за окном льет проливной дождь, всегда остается вера, что за поворотом тебя ждет хорошая погода и судьбоносная встреча с хорошим человеком. На этих никогда негаснущих надеждах строится мир женской души. В любом возрасте. За 23 года пост семейного периода в моей судьбе случались встречи с замечательными людьми, изменившими мою жизнь и мое отношение к ней. И  с мужчинами в том числе. Как-то в  разговоре моя подруга обронила, что каждый, следующий за ее бывшим, мужчина был хуже предыдущего. Сплошное разочарование. У каждой женщины свои тараканы в голове и свои скелеты в шкафу. Но я тогда подумала, перебирая мысленно свои встречи и расставания: «А мне повезло…». Ну, не без печальных исключений, конечно.

           Армии спасения моего одинокого сердца. С благодарностью за жизненные уроки.
             
              КОТИК.
       Первый раз я влюбилась в 4-м классе, в одноклассника, Сашку Грачёва. Скажете поздно, по сегодняшним-то меркам? Ну, вот так случилось, что в детский сад мне ходить не пришлось. Все детство я провела  с бабушкой, постигая законы улицы и уличного братства в компании девчонок и мальчишек нашего двора в небольшом городе, расположившемся в окружении горных вершин Кавказского хребта. Чистота снега на этих вершинах и строгие обычаи гор располагали к чистоте помыслов, отношений и чувств. В классе, как оказалось, у меня организовалась соперница, моя тёзка, Танька Половенко, с ней - то мы молча и боролись за внимание выбранного нами объекта любви. Санька был вертлявым, шустрым и смазливым, учился, правда, так себе, дисциплину нарушал, по всему светило ему стать хиппи и хулиганом. Мы же с Танюхой были девочками-пай, Половенко вообще была отличницей! А Сашке от нашей любви прилагались одни преимущества – он был в фаворе у девчонок, и на 23 февраля ему перепадало сразу два подарка. К концу 4 класса любовь моя закончилась, и я предоставила Половенко одной сохнуть по Грачёву.Милое, доброе и счастливое детство, где ты? Таня Половенко после 8-го класса перешла в другую школу и больше о ней я не слышала. Саша Грачёв закончил с нами 10 классов…. А лет 12 назад от одноклассников я узнала, что Саши, нашего всеобщего любимчика и красавчика, уже нет… спился и умер.
       В основном моё детство не отличалась от судеб моих сверстников, мы все были в чем – то похожи, все - исключительно равны, и все родом из СССР. Родилась я в Азербайджанской ССР, папа был военным и его часть располагалась недалеко от Баку. Папа белорус, мама сибирячка с украинскими корнями. Первой к груди меня приложила азербайджанская мама, потому что у моей не оказалось молока, а мой маленький и растущий организм требовал еды! Вот такая география и настоящая дружба народов, и где-то на востоке у меня остался мой названный молочный брат. Бабушка приехала из села под Новосибирском нянчить меня и трехлетнего братишку. Так все вместе, когда мне исполнился месяц, мы переехали из Закавказья на Северный Кавказ, в город Нальчик. Там и обосновались, сначала в комнате, в солдатской казарме, а когда мне исполнилось 4 года, получили от командования отдельную трехкомнатную квартиру, с балконом и видом на горы. Это главное воспоминание детства - проснувшись с утра, выбежать на балкон, вдохнуть чистый, звонкий горный воздух и увидеть снежные вершины в солнечной позолоте! Среди этой красоты и величия гор прошли мои детство и юность.
    
       В школе у меня были две задушевные подруги, с которыми мы делились всеми сокровенными секретами и тайнами: Лариска Топалина и Наташа Соловьева. Общались и дружили мы и за пределами школы. Не случайно, что моя следующая любовная история началась вместе с ними. Шел месяц май, мы заканчивали 7-й класс средней школы, впереди уже маячили летние каникулы. Мы с Ларисой приехали в гости к Наташе, она с родителями жила на  Стрелке, так назывался район на въезде в наш курортный город. Две автомобильные дороги сходились в этом месте под острым углом, образуя как бы наконечник стрелы. На самом пересечении, фасадом к въезду в Нальчик, стоял памятник доблестной 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии, воевавшей в годы Великой Отечественной войны в междуречье Дона и Волги. За памятником находился район, построенный по особой задумке архитекторов «солнце в каждый дом», здания располагались в таком порядке, что не заслоняли друг друга и теплое южное солнце за световой день заглядывало в каждое окошко. Май был очень теплый, уже зацветала сирень, ароматы весны витали в каждом уголке. Вот через один из таких уютных нальчикских двориков мы и шли с девчонками из магазина с хлебом, за которым после обеда отправила нас тетя Вера, Наташина мама.
       «Костян! Кидай фотоаппарат! Она идёт! – вдруг закричали, что есть мочи двое мальчишек, сидевших за столиком во дворе. Задрав головы вверх, они пялились на пятый этаж своего дома, где из окна то и дело выглядывала чья-то кудрявая голова. «Костян, быстрее!!!»
       Мы пересекали двор, с интересом наблюдая за этими неожиданными переговорами. Ситуация смешила и интриговала: кроме трёх симпатичных девчонок с булкой хлеба и двух горланящих пацанов в этот воскресный полдень во дворе никого не было. Наташка и Лариса шли впереди и хохотали, переговариваясь с мальчишками. Они знали этих крикунов, Шома и Чебурашка, а по нормальному Шоген и Андрей, учились классом старше в нашей же школе. Я молча смотрела на все это действо, я не была знакома с ними. Девчонки остановились, а я прошла мимо и села на скамейку в Наташкином дворе. Их не было довольно долго.  Я уже начала сердиться, что они зависли там, и даже хотела уйти домой. И тут мои подруги заявились с очень таинственными лицами. «Таня,- почти в один голос заговорили они, - с тобой хочет познакомиться такой мальчик!»  «Ага, ага! Познакомиться… ага. Ладно придумывать!» Надо сказать, что подруги мои были просто умницы и красавицы, вдобавок еще отличницы. Лариса натуральная блондинка с платиновыми волосами до пояса и огромными голубыми глазищами на пол лица. Наташа – шатенка с роскошной копной пшеничных волос и обаятельной улыбкой. Обе длинноногие, интересные, идущие в ногу со временем. Я же была стройной, но не худенькой, брюнеткой с короткой стрижкой, с необычным раскосым разрезом карих глаз, на своей волне, не особо общительной, не в меру принципиальной. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет. Но шансы своих замечательных подруг на симпатии мужской половины считала много выше своих. А тут вдруг со мной хочет познакомиться мальчик! Красавчик, из другой школы, с обязательным изучением английского и старше на год… Надо только подождать немножко, его мама не пускает на улицу, пока уроки не выучит. «Разыгрывают, заразы- подумала я,- поэтому так долго там и договаривались…» И я решительно заявила Ларисе, что мы идем домой! Сейчас! И никого ждать не будем!
       И мы отправились на остановку автобуса. Не преуспев в уговорах, Наташка пошла с нами, проводить. Автобуса не было ну очень долго, видимо в выходные они ходили редко. Я уговаривала Ларису идти пешком. От Стрелки до  микрорайона Богданки, где мы жили, и где находилась наша школа, идти было не очень далеко, всего три остановки, по-молодецки минут тридцать. Да и погода пела. Мы уже прощались с Натахой, когда на проезжую часть по направлению к остановке вырулила необычная процессия из двух велосипедов. На одном ехал уже знакомый Шома. А вот на втором вырисовывалась невиданная конструкция: на сиденье, сложив ноги на перекладину, восседал Чебурашка, а на багажнике сидел мальчик и длинными ногами, затянутыми в джинсы, крутил педали велосипеда. «Это Костя! Это Костя!» – с двух сторон зашептали мне в уши девчонки. Я сделала вид, что мне все равно. Хоть Петя! Я  решительно пошла по направлению к дому. Велосипеды покатились рядом по тротуару. Незаметно я все же поглядывала на незнакомца. Не знаю, что поразило меня в нем больше, его высокий рост и худоба или его светлые кудряшки до плеч, обрамлявшие лицо с большими серыми глазами. Одет он был по тем временам просто шик. Для нас тогдашних фирменные джинсы были верхом мечтаний, купить их можно было либо по большому блату, либо у спекулянтов, из-под полы, за большие деньги. Из наших знакомых их не было ни у кого. А он сидел запросто в джинсах на багажнике и крутил педали. И рубашка на нем была модная, серого трикотажа в мелких розочках.   Для меня, простой девчонки, которая сама себе шила платья из бабушкиных отрезов, это было  еще одним подтверждением  чистой воды розыгрыша.  «Танечка, ну остановись, - шептал мне с багажника красавчик.  Мы бедные, но гордые. И я прибавляла шаг.
       До моего дома мы с Лариской так и дошли с почетным эскортом. Я не оглянулась, быстро попрощалась с подругой и убежала в свой подъезд, под звуки, издаваемые клаксоном, установленном на велосипеде вместо звонка: «Та-неч-ка, вы-хо-ди!» Потом, когда мы уже начали встречаться с Костей, эта музыка стала нашим условным сигналом. Костя приезжал несколько раз в неделю, на велосипеде, всегда с друзьями, чтобы мама не переживала.
       Общаться с ним было интересно, он много читал и знал, был чудесным рассказчиком. Гуляли с ним по вечерним улочкам. Иногда держались за руки. Я называла его Котик. А иногда  Косточка, Семечка, чего он терпеть не мог. Я смеялась и говорила, что больше не буду. А еще Костик хорошо играл на гитаре. Когда мама не отпускала его гулять , мы часами могли висеть на телефоне, болтали обо всем, и Костя пел мне песни из репертуара битлов. Как - то он принес мне журнал «Юность», где печатались произведения молодых и современных авторов. Журнал было не достать. Но он доставал, и я была в курсе новинок и новых имен. По некоторым произведениям позже появлялись художественные фильмы, авторы стихов становились известными. Иногда Котик учил меня английским словам и выражениям. 
   «I love you»,- шептал Котик.
   « I want to kiss you?» – спрашивал он.
   «Дудки»,- отвечала я и смеялась.
       Костик был романтиком, очень добрым и никогда не позволял себе нахальства или грубости. Это был мой первый мужчина, рядом с которым я училась быть желанной и счастливой женщиной. Ходили мы с ним и в кино, на «Фантомаса», например. Билетов было не достать! Казалось, весь город решил втиснуться в кинотеатр. Назад возвращались в переполненном автобусе, где нас так прижали друг к другу, что вариантов повернуться или отстраниться не оставалось. Чистая и наивная первая любовь. Больше мы никогда не были так близки друг к другу. И так и не поцеловались.
       Все закончилось в один день. Через год. Моя соседка Майка, которая училась в одном классе с Шомой и Чебурашкой, встретила меня во дворе и поинтересовалась между делом, встречаемся ли мы еще с Костей? Встречаемся. Да. «А ты знаешь, что он написал записку нашей Маринке Сальтовой? Предлагает ей встречаться...» Самообладания мне хватило на равнодушное: «Даааа???» А душу скрутила такая боль и обида, что дышать стало нечем, всплыли все мои полудетские комплексы и страхи…  Маринка Сальтова была признанной королевой старших классов. И я поверила. Когда вечером позвонил Костя, я неживым голосом сказала ему, что больше мы с ним не встречаемся… Но если он хочет, то мы останемся друзьями… Он кричал в трубку, что ничего не понимает, что хочет знать, что случилось, почему? Он спрашивал это не раз. Потом. Когда мы стали просто друзьями. А я так и не смогла даже произнести, правда ли, что он писал ту записку? Не смогла. Бедная, но гордая.
       Два года мы не виделись, общались только по телефону. Часами. Бабушка гоняла меня, нельзя столько болтать! Его ругала мама, что нет возможности дозвониться до них вечером. А мы все равно разговаривали, и он пел мне свои песни. Но эту он пел как-то по особенному, она навсегда осталась в моей памяти и в моем сердце. Наверное это песня была про нас.

      Yesterday.
All my troubles seemed so far away
Now it looks as though they're here to stay
Oh, I believe in yesterday
Вчера
Все невзгоды казались мне такими далекими
Но сейчас, похоже, они остались со мной
О, я верю во вчера
I'm not half the man I used to be
There's a shadow hanging over me
Oh, yesterday came suddenly
Я уже не тот, каким был раньше
Надо мною нависла тень
Вчерашний день пришел внезапно
Why she had to go, I don't know
She wouldn't say
Почему она ушла? Я не знаю
Она бы и не сказала
I said something wrong
Now I long for yesterday
Я сказал что-то не то
И теперь тоскую по вчерашнему дню
Yesterday
Love was such an easy game to play
Now I need a place to hide away
Oh, I believe in yesterday
Вчера
Любовь была такой легкой игрой
А теперь мне нужно место, чтобы укрыться
О, я верю во вчера...

       Увиделись мы только через два года,  у военкомата, когда его призвали в армию. Он не поступил после школы, баллов не хватило. Я пообещала, что приду. Пришла.  Хотя мне было ужасно неудобно, там были его родные. А мы тогда уже встречалась со своим будущим мужем, моим одноклассником. Призывников отпустили на несколько минут, попрощаться с близкими. Он обнял меня так, как будто хотел растворить меня в себе. И руки дрожали. А я не узнавала его, ведь мы общались только по телефону,  он повзрослел, возмужал. Только голос, все тот же, его. Я чмокнула его в щеку. На том и простились. Два года он служил и писал мне. Я отвечала. Когда письма становились очень личными, я напоминала: « Котик, мы же с тобой друзья?». Да, друзья, конечно. Отслужил и пришел в гости. Костик понравился моей бабушке и брату. Пригласил в гости на свои фирменные «ёжики», которые готовил сам. Пришли, с Лариской. По старой памяти. Вспоминали, смеялись. Надо было не ходить. Грустно, когда не можешь ответить тем, чего от тебя ждут. 
       Нас закрутило каждого в свою жизнь. Меня в студенческие будни, в замужество на 5-м курсе. После окончания уехала к мужу в Саратов, где он учился и где родилась наша дочь. Когда малышке исполнился годик, приехали в гости в Нальчик, к родителям. И совсем случайно в центре столкнулась с Костей. Сказал, что учится в медицинском институте. Взял на руки моего ребенка и улыбнулся: «Вот бы мне такую. Только без мамы». Я сказала, что без мамы никак. На том и расстались.
       Потом в моей жизни было все, как у всех. Муж, семья, двое  детей, работа, семейные хлопоты, ссоры, примирения, развод. Но Костика я помнила всегда. Мы же друзья. Ничего что не общаемся давно. И ничего не знаем друг о друге. Но каждый год, утром, 31 мая, в день его рождения, я говорила: «С днем рождения, Котик! Я помню о тебе!» А когда звучала песня «Yesterday», улыбалась и думала, что это привет от него. Мы же друзья! В один из приездов домой соседка передала мне случайно услышанный разговор Костиной мамы, в котором было сказано, что «одна девочка сломала Косте жизнь», я поняла, что речь шла обо мне и очень расстроилась. Ведь в наших отношениях с Костей всегда и всё было по-честному, я не дурила ему голову, ничего не обещала, я даже не виделась с ним. Но эти слова надолго поселили сомнения и чувство вины в моем сердце. Не берусь фантазировать, как могла бы сложиться наша с Костей совместная жизнь, если бы… Может мы встретились с ним очень рано,  фактически мы были совсем детьми, мне тринадцать, ему  четырнадцать. В наших семьях был разный уклад и разный достаток. Но уверенна, что у каждого человека в душе есть воля -  строить свою жизнь так, как он считает правильным. Главное не бояться, не останавливаться и двигаться к своей мечте. И каждый только сам отвечает за свою жизнь.
       В 2006 году, ранним утром, 9 мая, у меня случилось видение: голос диктора Левитана громко и трагично произнес фамилию, имя и отчество Костика… Я вздрогнула и проснулась. Отодвинув тревожные мысли, подумала, как здорово было бы увидеться с ним! И спросить, в конце концов, писал он или нет ту злосчастную записку? С утра перебудила всех знакомых в Нальчике, просила найти адрес или телефон по его данным. Пообещали. Но только после праздников. Ждала с нетерпением. Через три дня позвонил знакомый и сказал, что по найденной информации Костика больше нет. Он умер в 2002 году. Не поверила. Нашла в сети его брата. И только тогда смогла осознать то, что не должно было быть правдой. Плакала навзрыд от горечи потери и от бессилия что-либо изменить. Уже не спросить и не услышать ответа. Смерть единственное, чего в жизни нельзя исправить. "Несвоевременность, общая драма, где есть он и она," - пел Тальков.
       В свой очередной приезд в Нальчик с Лариской обошли все кладбище, хотели найти, где он похоронен. Не нашли. Наверное Костик не захотел. Не простил. А ещё через год поехала отдыхать на КМВ. 31 мая поставила поминальную свечу в местной церкви.  Вышла на терренкур грустная и вдруг застыла, как вкопанная. По лестнице бежал очень высокий худенький мальчишка-подросток в джинсовом костюме, с белокурыми кудряшками волос до плеч и большими серыми глазами. Улыбался светло и счастливо и  несся прямо мне навстречу. Я не смогла даже пошевелиться, пока он не скрылся за поворотом. Сердце билось, как бешенное. Шок! Этот мальчишка был как две капли воды похож на Костю. На того, который ехал много лет назад на багажнике велосипеда и крутил педали своими длинными ногами. Так не бывает! И вдруг пришло осознание, что это мой Костик, как Ангел, спустился на землю, чтобы утешить меня и сказать, что жизнь продолжается. Значит простил. Мы ведь друзья!

07 ноября 2020г.