Русская печь

Анатолий Ведов
Русская печь,
Как и Родины речь –
Лю*ба в Сказаньях, отрадна!

Угольками в ночи,
Как и пламя свечи –
Теплотою и светом занятна!

Хлеба дух из печи,
Как блины, калачи –
Ароматен, целебен и знатен!

Каждый сердцем очи,
Как и свойства АРЧИ, -
 Мудрый след, что словесностью внятен!
 06.11.2020

Как стоик образ печки Русской, что уют создавала в безоконном углу рубленной руками хатки!
Пролетел не один десяток лет, а тепло хранит память чрез чувства того, что в детстве впервой осозналось.  Все складки на печке, как и вкус зернышек, что доставались после сушки в  щелочках кладки глиняных кирпичей источавших Божественную благодать в Природу Земного неповторимого аромата хлеба, что является всему головой, который  босиком  Весною в пашню горстями из лукошка рассыпали – останется в сознании, как БЛАГО, навсегда, как и всё скромное крестьянское убранство, озарённое вязанкой лука золотого под потолком дневной печи!
  Нетленен образ полнолунной ночи, когда небесный свет луны, пронзив оконце, отразившись от досок неокрашенного пола, обелял серебром чесночные гроздья!
 А отполированный временем пол дышал некой Сказочной мистификацией застывших струй речных потоков огибающих камни, что создавалось Природою сучков сосны уснувшей!

  /АРЧА – одно из названий можжевельника: арча, арса, верес (по Далю), как и Майское дерево, арчак, стража (по-немецки). А мозжуха – невысокое хвойное дерево с жесткой хвоей. Голубеет загадочно!.. Ну и есть упоминания, как о неком сакральном дереве – «готической хвои»!..
 В разный районах Белой Руси, его нарекали ельцом, еленцом (елец, еленец), а издревле – Ядловец /

              Русская печь. Старинные обычаи и обряды.
             (С печью было связано много обычаев)
Нельзя было на печи сидеть, пока хлеб пекся. Считали, что так тесто человек держит сверху и хлеб не будет пышным, ароматным, пропеченным. Для облегчения родов открывали заслонку на печи и держали ее открытой до тех пор, пока малыш не появится на свет. Закрывали заслонку, когда кто-то (особенно мужчина) отправлялся в дальний путь. Считалось, что так человек будет чувствовать охраняющее его тепло родного дома. Сваха перед началом предсвадебных переговоров подходила к печи и грела возле нее руки. Все остальные молча ждали или тоже грели. Это считалось хорошим знаком — новая семья будет жить в тепле и довольствии долго. Возвращаясь домой после похорон, жители дома, переступив порог, сразу прикасались ладонями к печи, чтобы не было в ближайшем будущем другого горя — еще одного покойника. Печь «кормили»: первую ложку каши из общего горшка, первый кусок от каждого каравая, блины, куски сала, масло, вино и даже монеты — все принимала в себя печка и от этого «становилась добрее», лучше готовила еду, грела всех в доме. Возможно, так появился образ печи в русских сказках: добрая, теплая, но очень строгая к невоспитанным, грубым людям.
   У печки гадали. К печке за советом обращались. Печка всегда помогала, все правильно делала. Если хозяин дома уходил надолго (в поход военный, на охоту дальнюю или на ярмарку) и пропадал где-то, то хозяйка, как только петухи петь начинали, растапливала печку-кормилицу и приговаривала: «Дым-дымовой, верни хозяина домой!» Верила она, что печка и матушка природа дым тот до милого донесут, помогут в беде, напомнят о доме. Когда хлеб в печке пекли, то внимательно смотрели: корочка верхняя хлебная в печь наклоняется — к прибыли, если из печи — к убытку. Очень расстраивались, если хлеб неудачный получался – ломаный, низкий, считали, что это к болезни или гибели кого-то из домашних.

    Источник - "Сказы о жизни и быте русского народа", автор Андриевская Жанна Викторовна. /Ссылку на источник сервер Прозу.ру не проявляет./