История одной картины. А. И. Куинджи

Людмила Петрова 3
Летний вечер собрал в небесах облака,
Но не стоит за это его упрекать.
Ночь, спустившись, упрятала степь в темноту
И окрасила воды Днепра в черноту.
Только сквозь облака, как стальные мечи,
Пробивались небесного света лучи.
Облака расступились, и там, в вышине,
Показалась Луна, словно дева в окне,
Свои косы-лучи до земли опустив,
И речною водой их концы замочив.

Эта ночь над Днепром так просилась на холст.
В ней царила Луна в окружении звёзд,
Только звёзды померкли в сравнении с ней,
Так с красавицей рядом все девы тускней.

Негасимый ночник лил с небес серебро,
Созидая покой, раздавая добро,
Отдавая неяркий и тихий свой свет,
Утешением став в дни лишений и бед.

На картине два цвета:
зелёный и чёрный.
Был Куинджи волшебник, и это бесспорно.
А волшебник был добрый и всем помогал,
Что такое нужда, на себе испытал.
Даже птицы, узнав про его доброту,
Все на крышу слетались к нему за версту.
Ровно в полдень художник туда выходил
И пернатых друзей, улыбаясь, кормил.
А какой был красавец, вы только взгляните!
И доступен и прост даже в самом зените.

1880 год, Санкт-Петербург, к зданию на Большой Морской, где Обществом поощрения художников организована выставка всего лишь одной картины, протянулась длинная очередь людей и карет. Все они хотят увидеть этот шедевр: картину художника А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

Она стала популярна ещё в процессе написания. Куинджи на два часа в день открывал свою мастерскую и впускал всех желающих. Одним из первых увидел ее друг художника И.С.Тургенев. Его восторженные отзывы разожгли любопытство в  знакомых.

Мастерскую посетил Великий князь Константин Романов. Куинджи с ним знаком не был и не узнал в молодом офицере Великого князя. А тот просто не мог оторваться от полотна.
- Я покупаю, - сказал он.
Художник усмехнулся: молодой заносчивый офицерик (какие у него деньги?) и назвал совершенно заоблачную цену 5000 рублей.
- Беру, - подтвердил молодой человек.
- Но только после выставки, - назвал своё условие Куинджи.
- Согласен.
Наверное, известие об этой сделке прибавило ажиотажа.

И вот выставка. Зрители небольшими группами входят в темный зал с наглухо зашторенными окнами. Направленный на картину луч электрического света заставляет сконцентрировать на ней внимание. И зрители застывают в восхищении. Они становятся не зрителями картины, а зрителями чудесной картины природы. Эффект присутствия. Некоторые недоверчивые пытаются заглянуть за холст, не спрятан ли там источник света. Некоторые считают, что художник сговорился с дьяволом, а более просвещенные считают это экспериментом с новыми красками, зная о дружбе Куинджи с Д.И. Менделеевым.

Художник, действительно, участвовал в экспериментах, проводимых ученым, связанных с проверкой чувствительности человеческого глаза к оттенкам цвета. Куинджи проявлял поразительные способности, это была его особенность.
А в остальном, он просто смешивал 2 краски, добиваясь эффекта свечения, зелёную и чёрную.

После выставки Константин Романов увёз картину с собой, она два года путешествовала с ним на корабле. Он просто не мог с ней расстаться. Тургенев пытался отговорить его от этой затеи, морской воздух мог повредить картину, исказить краски. А Куинджи даже хотел подать на него в суд. Но Великий князь был упрям. В результате путешествия картина потемнела. И художник не смог уже восстановить ее прежний вид, несмотря на просьбу владельца. Архип Иванович Куинджи напишет несколько копий этой картины, а лунную ночь изобразит ещё в нескольких картинах, добиваясь эффекта свечения. «Лунная ночь на Днепре» украшает теперь Русский музей.

Удивительный художник и человек Архип Иванович Куинджи (1842-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника - грека, в шесть лет остался сиротой, работал с малых лет, безрезультатно пытался устроиться в ученики к Айвазовскому, не с первого раза смог стать вольным слушателем в Академии художеств. Но упорство и талант достигли цели. Он стал известным, почитаемым, богатым и смог заниматься любимым делом.

Жил довольно скромно, а богатством и опытом щедро делился с молодыми художниками. Какое-то время с удовольствием занимался преподаванием. Его ученики очень любили и ценили его. Одним из них был Николай Рерих. Во многих его картинах чувствуется влияние Куинджи.

А ещё он любил птиц и они отвечали ему взаимностью. Николай Рерих восхищенно вспоминал, как учитель (он жил на Васильевском острове на Биржевом переулке, там сейчас его музей-квартира) сразу после выстрела пушки на Петропавловской крепости поднимался на крышу дома. Туда уже слетались тучи разных птиц, он кормил их прямо с рук и выглядел счастливым. Многие его картины выполнены, как ни странно, с высоты птичьего полёта.
А мне очень нравится его «Берёзовая роща». Взгляд так и уходит куда-то вдаль, куда манит его ручей, а березы расступаются, как живые. Что-то на грани импрессионизма и реализма. Но он не использовал приемы импрессионистов, оставался самобытным и оригинальным.
Фамилия Куинджи переводится как золотых дел мастер. Ну что ж свою фамилию он оправдал.