Экстремальная ситуация

Михаил Ворсин
               После окончания института я совершенно случайно попал на работу,

 связанную с командировками по всей территории необъятного СССР, а точнее туда,

где летали самолёты АН-2. Ну разве я смог бы увидеть столько городов и посетить

столько республик и краёв нашей страны за свои деньги, даже, если бы проводил в

путешествиях все отпуска. А если учесть, что к 1971 году было построено более

5000 самолётов этого типа, а география их использования простиралась от

Калининграда до Камчатки и от Туркмении до Якутии, то за 30 лет работы я побывал

не только в областных и региональных центрах, но и в отдалённых городах и

поселках, куда можно было добраться только вертолётами, или самолётом АН-2. Мне

больше нравились дикие, первозданные, не освоенные и не убитые человеком края,

 такие как Приморье, Хабаровский край, Камчатка, Таймыр, Ямал, Якутия. Тогда ещё

 только начинался энергетический бум, и природа не была так угроблена. Жара и

холод, это понятия относительные. Жару летом в Туркмении и мороз зимой в устье

Колымы можно оценить, только побывав там. Желающих посетить «медвежьи углы» было

не много и мне это удалось в разное время года. Сувениры, которые я привозил, это

 гигантская кедровая шишка из хабаровской тайги, пасть 12 килограммового тайменя,

 китовый ус и зуб кашалота, подаренный авиатехником с китобоя Слава, коготь

камчатского медведя, фрагмент бивня мамонта и рога сайгака и северного оленя. В

поисках неизведанного и из-за страсти к охоте и рыбалке, я попадал в

экстремальные ситуации, из которых казалось и выхода нет, однако ангел хранитель

 помогал. Мне жителю центральной части России, где леса по большей части были

вырублены ещё во времена Петра1, тайга не представлялась очень опасным местом,

иначе бы без карты, компаса, спичек я не пошёл бы в лес. На лесной речке рядом с

предприятием, вынесенным по ряду причин в тайгу и соединенным с небольшим

городком тупиковой асфальтовой дорогой я ловил мелкую, но довольно вкусную рыбу,

 ельца. В этот раз ловилось плохо и я решил пройти вдоль реки и посмотреть новые

 места. Двигаясь по берегу, я не рисковал заблудиться, так как по реке

намеревался и вернуться. Было весеннее пасмурное утро. Пройдя около километра

начался крутой и скалистый берег. Идти было не очень удобно, и я поднялся вверх,

 где была протоптана тропинка. Правда она уходила в лес и я, посчитал, что это

тропа для обхода скалистого участка берега, тем более, что река делала крутой

изгиб, и пошел по этой тропе. Через какое-то время тропа разделилась на несколько

 тропинок и я, помня, что река у меня справа, пошел по крайней правой, надеясь

вскоре выйти к ней. Пройдя ещё с пол километра, я не вышел к реке. Тропинок было

 много и несмотря на то, что я всё время выбирал правую, к реке я так и не вышел.

 Удивило меня то, что ветки над тропой становились всё ниже и мне приходилось

нагибаться. Наконец меня осенило, что я иду по звериной тропе. Мальчик-с пальчик

из сказки Шарля Перро оказался предусмотрительней меня, оставляя заметки по

дороге. Я же, повернув назад, не мог определить по какой тропе шёл от реки. Даже

 своих следов я не находил. Где река, где шоссейная дорога, в какую сторону идти?

 Лёгкое беспокойство через час переросло в паническое состояние. Особенно после

 того как я увидел разрушенное охотничье зимовье, спугнутых зайцев-беляков,

свистящих на дереве рябчиков. Я понял, что углубился далеко в тайгу. В это время

года в лесу не могло быть ни охотников, ни грибников и ягодников, надеяться было

не на что. День клонился к вечеру, я же продолжал быстро идти уже не разбирая

дороги, без отдыха. Когда я залез на вершину высокого дерева, чтобы попытаться

увидеть реку или заводские трубы предприятия, я увидел только необозримое море

тайги. Я ходил по тайге почти весь день. Не надо иметь буйную фантазию, чтобы

предсказать закономерный итог моей прогулки. Но я полагаю, что человеческая

жизнь, запрограммирована Творцом. Можно ли считать то, что дальше произошло,

счастливой случайностью, или везением? Нет. Я так не считаю. Не суждено мне была

погибнуть. На предприятии проводились работы, этапы которых оповещались сиреной.

В этот безветренный день на моё счастье готовилось испытание, и я услышал,

прозвучавшую как комариный писк, сирену. По- видимому я ходил кругами и ушёл все-

таки не так далеко, кроме того не было ветра, и это позволило услышать сирену. В

 это время я шёл совсем в другую сторону. Появился шанс спастись, и видя, что

вечереет я бегом устремился в сторону исходившего звука. Через час я вновь

услышал сирену, но уже гораздо громче и скорректировав направление, в темноте не

 разбирая дороги, спотыкаясь и падая, бежал до тех пор, пока не услышал шум

предприятия и проезжающих машин. Подойдя к луже с талой водой, я, не чувствуя

холода долго приводил свою одежду в порядок, после 10 часов блуждания в лесу. В

том виде, в котором я вышел из леса, меня бы и в автобус не впустили. Стоя на

остановке я с ужасом смотрел на тёмный холодный лес, в котором чуть не остался

навсегда. Я испытал огромный стресс и прошёл не менее 20 километров. Спал я в ту

 ночь как убитый.