7. Механизмы наследования культуры

Виктор Ефременко
               
                Во   времена   Дарвина  господствовала  теория  слитной  наследственности.  Считалось,  что  черты  родителей  передаются  детям  за   счет  наследственного  материала  распределённого  по  организмам. Некоторые  считали,  что  таким  материалом  является  кровь.  Получалось  по  этой  теории,  что  у  высокого  отца  и   невысокой  матери  дети  должны  быть  среднего  роста.  Но  все  знают,  что  это  далеко  не  всегда  так  происходит.   Дженкин,   критикуя  Дарвина, показал,  не  ставя  под  сомнение  теорию  слитной  наследственности,  что    теория  Дарвина  не  может  объяснить  эволюционные  изменения.    
                Вывод  Дженкина  о  том,  что  идеи Ч. Дарвина  не  работают,  был  ошибочным.  Они  бы  не  работали,  если  гипотеза о  слитной  наследственности  имела  бы солидное  экспериментальное  подтверждение,  но  она  была  чисто  умозрительной.   Сейчас  уже  трудно  понять,   почему Ч. Дарвин  пошёл  на   попятную.
                В   последующих  изданиях  своей  книги  он  всё  более  отходил  от  первоначального,  правильного  варианта  теории,  пытаясь  одновременно  разработать  свою  теорию  наследственности,  которая  сняла  бы  возражения  Дженкина  с  повестки  дня. 
                Сам  Ч.Дарвин  приложил  немало  усилий,  чтобы  разработать  адекватную  теорию  наследственности,   а  вот  статью  Г.Менделя,  вышедшую  через  8  лет  после  его  знаменитой  книги,  где  приведены  3  закона  наследования,  экспериментально  им    установленные  на   свойствах  гибридов  гороха,  Ч.Дарвин  то  ли  не  понял,  то  ли  вообще  не  читал.
                Разработанная  позже  популяционная  генетика  решила  проблему  наследственности,    а  теория  Ч.Дарвина  и  генетика   объединились   в   синтетическую   теорию  эволюции  (СТЭ),  соединившую  в  себе  дарвиновский  отбор  и  генетику. 
                Но  культурную  эволюцию  человека  СТЭ  не  затронула,   потому   что у   культурной  эволюции  свои  репликаторы - МЭМы,    которые  в  микроскоп  не  увидишь.   МЭМы  сами  по  себе  не  являются  полноценными  репликаторами   культурной  эволюции,  такими  как   гены  для   биологической  эволюции.   Гены  бессмертны  потому,  что  копируясь  с  абсолютной  почти  точностью,  переходят  из  поколения  в  поколение  в  неизменном  виде.  Гены  реплицируются    в  составе  двойной  спирали  ДНК.  Способность  к  точной  репликации  это  её  свойство. 
              Факт  изменчивости  видов  объясняется     тем,  что  при  смене  поколений    перемешиваются  в  случайном  порядке  геномы  родителей,  образуя  геном  оплодотворенной  клетки  (зиготы),  дающей  начало  новому  поколению.
              Этим  мы  обязаны  особенностями  деления  половых  клеток (мейозу)  и  особенностям  полового  процесса.     Именно  поэтому,  хотя    гены  реплицируются  с  поразительной  точностью,  черты  родителей  наследуются   далеко  не  так  однозначно.
                Если  бы  они  передавались  зеркально  точными,  то  не   возникало  бы  изменчивости  вида,  дети  бы  были  клонами  родителей.   Вид  сам  себя бы  воспроизводил   из   поколения  в  поколение. Популяция,  которая  не  меняется  во  времени,  не  адаптируется  - обречена.   Чтобы  избежать  этого,  требуется  некоторое  изменение  видовых  признаков  при  наследовании.   
              Точность  копирования  ДНК  и  всего  генома при  делении обычных (соматических) клеток востребована  на  стадии  онтогенеза,  что   позволяет   выключить  отбор  на  этой  стадии  и  обеспечить  строительство  разных  органов    из  клеток  без  конкуренции  и  отбора,  превратив  онтогенез    в  подобие  кооперативного  строительства.     Идентичность  клеток  по  геному,  делает  естественный  отбор  невозможным  потому,  что  отбор  всегда  сводится  к  отбору  генов,  а  они  во  всех  клетках  одинаковы.   Так   что в  процессах   онтогенеза  отбирать  не  из  чего. 
                МЭМы  именно  такие  неточные  репликаторы    культурного  наследия,  как  показано  в  предыдущей  главе.     А  вот  о  способах  сохранения  ими  при   наследовании  важнейших   свойств  культуры  социума  в   новой  генерации  мы  сейчас  поговорим.


                ТРАДИЦИИ.

                Культурная  эволюция  представляет  собой  строительство  цивилизации  из    неодинаковых  элементов,  объединяя  их   в  структуры, создавая  иерархию, учитывая  индивидуальные   особенности.    Люди  изначально  неодинаковы  по  ментальности,  поэтому  строительство  структур происходит  как  самосборка    из  элементов  имеющих  комплиментарные  черты. 
                Чтобы  самоорганизация  происходила  должны  быть  созданы  соответствующие  условия.  Первоначально  такими  условиями  видимо  было  установление  некоторых  традиций  в  обществах  наших  далеких  предков  охотников  и  собирателей.
                Традиции  постепенно  охватывают  многие  стороны  жизни  древних  людей.  Они  регламентируют  поведение,  так  что человеку  не  надо  было   раздумывать,    как  поступать   в  некоторых  ситуациях,   и  он  поступал  традиционным  образом.  И  это  упрощало  жизнь,  делало её  предсказуемой  и понятной  для  окружающих.   
                Традиции  касаются    торговли  и  войн  с  соседями  за  ресурсы,   способов  построения  жилищ,   изготовления  орудий  труда  и  прочее,  чего  не  перечислить. В  одни  времена  это  были  традиции  плетения  лаптей,  а  в  другие  делать  селфи  на  память.   
                Если  вы  проедете  по  старым  городам  и  деревням,  то  заметите,   что  архитектура  разных  местностей  указывает  на  наличие  устойчивых строительных традиций.  Сейчас  они  постепенно  уходят  и  люди  строят,  кто  во  что  горазд,  в  зависимости  от  наличия  средств  и  фантазии.   
                Способ  передачи  информации   через  традиции  важен  и  сегодня.  В  своих  поступках  на  90%  или  больше  человек  пользуется  чужим  усвоенным  опытом. Разуму  остается  только  кое - что  поправлять  в  зависимости  от  ситуации. 
                Установление    традиций,   изменяющих    поведение  присуще  и  многим  животным.  Это  постоянные  лежбища  для  одних,  пастбища  и  сезонные перемещения  для  других.  Чем  более  разнообразны  и  многочисленны  традиции,  тем  больше  информации  передаётся  от  одного  поколения  к  другому.   
                Язык  общения  и  развитый  разум  позволял  человеку  создавать  большее  количество  традиций,  относящихся  к  разным  аспектам  деятельности.

                Для  человека  традиции  изменяли  поведение  и  мышление,  согласовывали  его действия в  популяциях,  делая  популяции  древних  людей  более  сплоченными  в  своих  действиях  и  стремлениях.  Эти эволюционные   традиции  частично   сохранились  вплоть  до  нашего  времени.  Ими  мы  руководствуемся и  сейчас  во  многих  своих  действиях. 
             

                ИНСТИТУТЫ.

                Традиции  передаются  через  воспитание  и  образование.  Воспитание  и  образование  являются  социальными  институтами,   служащими  для  передачи  (наследования)  приобретённого  опыта.     Воспитание  и  образование  кроме  традиций  сохраняют  накопленные  и  отфильтрованные  поколениями знания,  которые  могут  и  не  относиться  к  традициям,  но  являются  полезными  для  людей.  Воспитание  и  образование  это       создание  с  помощью  выделенных  людей  специальных   информационных  каналов.    Культурные  МЭМы  теперь  не   только   хаотично  распространяются  в  мозгах  популяции,  а   преимущественно  распространяются  по  созданным  каналам.    Каналы  это  социальные  институты  со  своими  служителями. 
                Ещё  одним  важным  социальным   институтом является  религия.                Религии  представляли  собой  отобранную  часть  традиций  и  моральных  принципов,    оформленных  соответствующим  образом   с  богом  или  богами,  святыми  и  представлениями  о  вечной  жизни,  рае  и  аде.   Религия  это  уже  институт   со  своими  служители  культа,   способствующий  репликации  религиозных  взглядов    вокруг  которых  формируются  крупные  этносы  определённой  веры.   Как  институт,  религии    способствовали  сплочению  отдельных  племен  в  большие  поселения,  что,  в  конечном  счете,  вызвало  развитие  цивилизации,  о  чем  ранее  говорилось.
                Опыт,  сохраняемый  религиозными  институтами,  относится  к     моральным  правилам    социальной  жизни,  преодолению  генетической жестокости  путем    выработки  некоторых  социальных  ограничений  на  поведение  в  обществе.   Без  этих  ограничений  жизнь  в  больших  сообществах  была  бы  невозможной,   а  без  объединения  в  большие  агломерации  невозможно  строительство  цивилизации.
                Одновременно  религия  постулировала  некоторые  представления  о  мироздании,  которые  к   реальности,  как  выяснилось,  не  имеют  никакого  отношения. Например,  представление  о  плоской  земле,   находящейся в  центре  мира  под  небесным  сводом.   И  это  тоже  было  полезным  до  тех  пор,  пока  не  появилось  лучшее  объяснение.  Религиозные  мифы    оказались  полезными   потому,  что  люди  хотели  иметь  представление  об  устройстве  мира.  В  противном  случае  в  головах  бы  установился  полный  хаос  в  этом  вопросе  примерно  такой,  какой  сегодня  в  головах  пытаются  насаждать  астрологи. 
                И  вот  под  эти  религиозные  мифы  Птолемей  сумел  построить  модель,  которая  более-менее  правильно  отражала  видимое перемещение  звезд  и  планет.  Каким  изощренным  умом надо  обладать,  чтобы  построить  подобную  модель  мироздания,  которая  продержалась  под  защитой  церкви   около  двух   тысяч  лет?


                ПИСЬМЕННОСТЬ,  СМИ,  ИНТЕРНЕТ.

                Поворотной  точкой    создания  инструментов   культурного  наследования   явилось  изобретение  письменности.        Попутно  возникают  и  материальные  носители  письма.  Дошедшие  до  нас  глиняные  пластины  и  берестяные  грамоты  стали  первыми  подходящими     носителями  информации.  Изобретение  бумаги  значительно  упростило  процесс,  сделало  его  более  удобным.
                Письменность  можно  рассматривать  как  инструмент   для  организации  распространения    культурных  МЭМов.   Кроме  письменности  для  трансляции  информации  в  последующие  поколения  требуется  широкое  распространение  грамотности.    Подобные  процессы  создания  письменности  и  распространения  грамотности  происходили  в  разных  изолированных  человеческих  популяциях,  что  доказывает  их  эволюционную  востребованность.               
                Письменность  как  возможность  записывать  информацию  на  внешних  носителях   в  чем-то  похожа  на  генетический  код,  записанный  последовательностью  нуклеотидов  на  ДНК.  ДНК  в  этой  аналогии  является  подобием  бумаги.
                Бумага  и  книгопечатание   поставили  процесс   культурного наследования  на  индустриальную  основу.   Появилась  возможность  управлять  городами  и  государствами  на  основе  издаваемых  указов  и  законов.  Происходит  эволюционирование  самих  правил  управления  большими  массами  людей,  появляется  возможность  создания  иерархически   организованных  больших  социумов.      
                Появление  телеграфа,  телефона,  почтовой  связи,  железных  дорог,   морского  транспорта, и,   наконец,  радио   позволили  охватить  средствами  коммуникации  весь  Земной  шар,  что  колоссально  расширило  возможности   культурного  наследования,   значительно  сблизило  удаленные  друг  от  друга  социумы,  показав  одновременно,  что,  несмотря  на  генетическую   совместимость,  они  оказались  по  причине  многовековой  разобщенности  несовместимыми  в  культурном  плане.
                В  течение  последнего  века  появились  дополнительные  механизмы   культурного  наследования  (СМИ,   кино,  телевидение, Интернет,  социальные  сети)   связывающие  всё человечество  в  некую  суперпопуляцию. 
              МЭМы  стали  надежными  вертикальными   и горизонтальными репликаторами  культуры, обеспечили    быструю  и  ускоряющуюся  культурную эволюцию    человека.  В  этих  условиях  процесс  глобализации  не  может  не  начаться. 
                Культурная  эволюция  человека  стала  возможной,  привела  к  развитию  цивилизации  потому,  что  человек  сам  создал недостававшие  Homo sapiens инструменты вертикального  наследования  культурных  репликаторов МЭМов,  сделав  возможным  то,  что  запрещено  для  генов,  наследование  приобретённых  свойств.  В  данном  случае  культурных  достижений.
                Таким  образом,  для  осуществления  культурной  эволюции у  человека оказались   полностью  все  три  составляющие  любой  эволюции  живого -  изменчивость (изменчивость  ментальности  в популяции),   социальный  отбор  и  МЭМы,   как  неточные  репликаторы.
                С  учетом  перечисленных  изобретений  человека   МЭМы  получили широкую возможность    реплицирования  как  вертикального,  между  поколениями,  так  и  горизонтального  между  социумами  одного  поколения.
                МЭМы стали  полноценными  репликаторами,  реализующими  функции культурного наследования,  а  генетика,  процессы  мейоза  и  полового  размножения,  по-прежнему  создают  изменчивость инстинктов  в  поколениях.  Поэтому  культурная  эволюция,  имеющая  все  необходимые  атрибуты,  продолжается.