В Ленинграде. Повесть в рассказах Часть 3 Полёты и

Виктор Бровков
Весь следующий день мы с Анатолием тупо шатались по Ленинграду. Ещё раз прогулялись по Невскому проспекту, были на канале Грибоедова и постояли у дома, где умер А.С. Пушкин. Затем сели на прогулочный катер и прокатились по каналам и Неве с экскурсоводом. В общем не плохо провели день
А на следующий день мы опять должны были приступить к полётам.
 Пройдя мед осмотр и придя к самолету, и зайдя в него, мы обалдели! Ну в смысле обалдели мы с командиром и штурманом. Салон сильно изменился. Были убраны тумбочки с предохранителями. Вместо огромной тумбы с новым изделием, стоял вполне приличный средних размеров агрегат. Это как нам объяснили то - же изделие, но собранное уже на полупроводниках, вместо ламп. Наш второй фотоаппарат тоже был снят. И стоял второй аппарат нового изделия, такой же как первый. У задней переборки стоял ящик со стеллажами, на которых размещалась батарея литиевых аккумуляторов, питающим оба новых изделия. Все жгуты проводов были убраны под листы пола. Салон Ил-14-го стал похож на салон самолёта Ан-30. Вот это да!
Нам объяснили, что снимать мы будем двумя новыми аппаратами, настроенные на разные частоты, чтоб определить оптимальную для съёмки частоту модуляции аппаратуры. Летать мы должны будем строго по тем же квадратам, где мы уже летали при съёмке нашим аппаратом и новым старым изделием. Для сравнения полученных фото снимков с новыми фотографиями.
Операторы, бортмеханик и заказчики остались готовить к вылету самолёт. А мы отправились в новый аэропорт сами готовиться к полёту. Погода была замечательная. Как говорят пилоты- сто на сто. Через некоторое время мы уже находились над рабочим квадратом и приступили к аэрофотосъёмке. Штурман зашёл на первый гон, и мы начали утюжить квадрат, летая с востока на запад и обратно туда- сюда. Работалось легко и весело, после вынужденного безделья. Операторы сидели в своих ямах над открытыми фотолюками, заказчики, что-то записывали в своих блокнотах, снимая показания с приборов, мы как обычно летали, постепенно снижаясь с высоты 4500 метров вниз. Пройдя на высоте 500 метров крайний гон. Мы получили указание главного ведущего специалиста- снова занять высоту 4500 и повторить работу, для фотографирования в другом фокусе частот.
 Загудев обеими моторами, мы по спирали снова полезли вверх. Вся работа повторилась. Мы с командиром, бортмехаником и бортовым радистом, по очереди сходили в салон и съели свои порции бортового питания. Штурман и операторы, взяв свои порции, покушали на своих рабочих местах, во время разворотов самолёта для захода на очередной гон. В это время за разворотом и выходом на прямую линию следил по карте я с контролем командира. Штурману оставалось лишь незначительно внести поправку в курс. В общем все работали, как всегда. В этот день мы налетали почти десять часов. И приехав в профилакторий уставшие сразу легли отдыхать. В этом режиме мы отлетали еще несколько дней меняя частоты модуляции, и сменили дневные полёты на полёты ночью.
Ночью летать мне понравилось! Никакой болтанки, в эфире тишина, только внизу мерцающие огни строений и изредка проезжающих машин. Из труб промышленных предприятий, огни не догоревших продуктов, также мерцающие разным цветом. В общем красота, которую словами не описать! Это надо видеть! Одно напрягало- к утру с непривычки ужасно хотелось спать, и уставали мы от напряжения больше, чем обычно. А днём, я долго не мог уснуть, читая газеты и журналы, а также делая домашние уроки по институтской программе. Я считал курсовой проект, взятый с собой в командировку. Засыпал я во второй половине дня! А через несколько часов уже нужно было вставать и ехать на работу. Ребята и командир сразу засыпали и спали весь день, даже не ходя на обед. Я обед не пропускал, стараясь вести себя тихо, никого не тревожа. Один раз я попробовал их поднять на обед. Но получил столько не очень цензурных реплик, с отправкой меня куда-то, что больше будить их я не рисковал. И так мы отлетали ещё одну неделю. В Ленинграде ночами становилось всё светлее и светлее. Приближались Ленинградские белые ночи. Нам опять объявили, что у нас будет неделя выходных между полётами, да и санитарную месячную норму мы почти отлетали.
«Отдыхайте! Можете и домой на пару дней слетать, если есть желание. Пока мы обрабатываем полученные данные»- объявил нам самый главный ответственный специалист. Никто ехать без разрешения нашего начальства не захотел. Улетел только наш ЗКАЭ, чтоб сдать полётные задания на оплату, и получить на весь экипаж городские командировочные, а не полевое довольствие, которое мы получали раньше. Меня он оставил за старшего в экипаже. И я уже сам стал организатором разных экскурсий.
 Командир улетел на базу, а мы, чтоб не терять попусту время, решили совершить несколько путешествий, в города Выборг и Кронштадт.
.Но просто так в Выборг тогда попасть было нельзя. Всё- таки приграничный город! Поэтому накануне экскурсии, мы через заказчиков оформили разрешение на посещение городов Выборг и Кронштадт. И купили экскурсионные путёвки. Экскурсия была на два дня. С ночёвкой в Выборге, и заходом на обратной дороге в порт города Кронштадт.
И вот, рано утром, на экскурсионном теплоходе на подводных крыльях, из Ленинградского морского порта, мы отправились на экскурсию.
Катер летел по водам Финского залива! И никакой качки мы не ощущали, просто в иллюминаторы было видно, что мы все же находимся в море, а не в самолёте. Хотя салон был похож на салон современного воздушного лайнера. Справа оставалась береговая черта, с великолепными пейзажами побережья, и маленьких, многочисленных островков рядом.
Корабль причалил к морскому причалу Выборга и началась замечательная экскурсия по старинному Финскому городу, по его узким улочкам и переулкам.  С его старинной крепостью, которую русским войскам в 18 веке пришлось брать штурмом несколько раз. Экскурсовод водила нас по городу рассказывая историю города и крепости. Мы зашли в городскую Ратушу, и постояли в большом зале, где когда- то проводились заседания городского совета, заслушивались распоряжения шведских королей и бургомистров. Город был удивительно чистым и ухоженным. А парки дарили всем прохладу, зелень и спокойствие.
Мы с удивлением встречали и курсантов из Выборгского Авиатехнического Училища Гражданской Авиации, которые завидев людей в форме, за несколько шагов от нас переходили на строевой шаг и отдавали честь, приветствуя нас. Приходилось и нам прикладывать руку к фуражкам!
Наверно хорошая была в училище военная подготовка. А мы то от таких приветствий уже давно отвыкли.
Экскурсия, и обед, в старинном, здании, около городской Ратуши, где располагался ресторан нам очень понравились. Ночевали и ужинали мы в гостинице, расположенной недалеко от причала. А на следующий день на том-же теплоходе мы пошли обратно в Ленинград, с двухчасовой экскурсией по Кронштадту.
На входе в Кронштадтскую бухту наш теплоход остановил дежурный боевой катер. У всех пассажиров и экипажа проверили паспорта и разрешения на посещение Кронштадта. Наш корабль пришвартовался на гражданском причале города. Нас завели в портовый кабачок- кафе, где на всех экскурсантов из нашей группы, уже был готов флотский обед, состоящий из трёх блюд;-Жирный флотский борщ, «макароны по флотски» и кисель. Очень плотно и вкусно поев. Мы ещё полтора часа ходили плотной толпой по столице балтийского флота. Несколько раз всех останавливали патрули и проверяли документы. Конечно экскурсия была интересной, но по времени маловатой. Можно было бы посмотреть и больше! Тем более, что самое интересное- военные корабли, стоящие на якорях и у пирса, нам не показали. (Мы потом наверстали упущенное, посмотрев их сверху, когда летали над Балтийским морем. А с высоты 500 метров всё было отлично видно).
После экскурсии мы заняли свои места на теплоходе, и он доставил нас на то-же место, откуда днём раньше мы начали своё путешествие.
Как не странно мы устали. И приехав в профилакторий, и отметившись у дежурной медицинской сестры, все разбрелись по своим комнатам отдыхать.
Следующие дни, до приезда нашего командира, каждый занимался, тем, что ему нравится. Я «делал уроки» для института. Толик, наш штурман, мне помогал. А остальные бездельничали. Радист, большой любитель чтения, читал газеты(Все подряд, что были в профилактории) и разгадывал кроссфорты. А операторы в своём номере спали, и смотрели «Ящик». Так прошли наши выходные дни..   
До свидания дорогие друзья. До скорой встречи!