Быт Афгана килька в масле и вода из лужи

Мельченко Евгений Александрович
Немногим ранее мы рассказывали со слов одного из бойцов (на тот момент) спецназа, как были экипированы бойцы во время войны в Афганистане. Может показаться, что все было очень даже неплохо. Даже где-то хорошо в плане экипировки и подготовки.
Но не всегда условия были такими хорошими, как рассказывают другие бойцы подразделений. Особенно это касается людей, проходивших службу на отдаленных территориях Афганистана. В комментариях часто пишут, что истории придуманные. Возможно и так, не мы их придумываем, а лишь пишем со слов людей, которые проходили службу в той или иной горячей точке. Рядовой Дато из Сочи служил в рядах контингента в 1986 году, а рядовой Иващенко примерно тремя годами ранее. В целом, рассказы о быте похожие по основным моментам, но были и расхождения.

Землянки и сухая каша, вместо супа

Самое главное, с чем нам пришлось сразу столкнуться — это вода, говорит Иващенко. Первые недели просто стонали, хоть камни выжимай. Нас отправили на Гундай, застава такая. А там, как в каменном веке: пещеры, землянки и каменные стены. Я еще пошутил сразу, мол, а вместо автоматов нам копья выдадут? За что сразу получил сапогом по «тормозам» от сержанта. Копей не было, а камней натаскались на всю жизнь. Что касается быта, то я эту кильку в масле с тех пор никогда больше не ел, вообще рыбные консервы не переношу. Не знаю, где наши снабженцы ее нарыли, но три месяца была рыба, от которой пить хотелось еще больше. Каша с песком и мутная вода — это пожалуйста. За счастье было, когда колонна шла, и мы выдвигались на позиции. Тогда выдавали сухпай, где была сухая каша. Хоть какое-то разнообразие.
Дато вспоминает, что тоже приходилось спать в землянке со стенами из ящиков и в бараках. У нас застава была, как конструктор «сделай сам» вся из какого-то барахла, что под руку попалось. Клопы одолевали, мухи и дизентерия. Но потом сами баню возвели, стало легче. До начала лета 1986 были в таких условиях. Но через два месяца я принимал уже участие в операции, которую сейчас именуют «Западня». Мы там блокировали иранскую границу. И непонятно, для кого она оказалась западней. После этого был переведен в Баграм, где мы с товарищами уже проходили службу в палатках со всеми удобствами. То есть, говорить, что в Афганистане солдат жил плохо не стану. Скажу так: жил везде по-разному. Приходилось от голода пухнуть, но бывал и суп со свежим мясом. Я уходил служить с весом в 65 килограммов при росте в 172 сантиметра, а вернулся 78-килограммовым при росте 174 см. То есть, получается, что не голодал.
А летчики, которые нас во время операции на горы высаживали и вовсе жили в специальных домиках с кондиционерами, столовыми и так далее. То есть, как в обычной военной части на территории Союза, говорит Дато. Вот вам и разница. Я понимаю, что они молодцы, по 10 часов в день в воздухе могли проводить. Что им отдых нужен и так далее. Но вопрос ко мне был, как жили в Афганистане. Вот так жили. Кто-то в землянке трусится от холода или колючку от малярии заваривает в воде из лужи. А кто-то в вагончике под кондиционером книги читает, запивая чаем с лимоном.
Но стоит отметить, что это признавали и офицеры, служившие в то время. Гвардии капитан Изместьев рассказывал, что до 8 000 солдат зимой спали одетыми в палатках и землянках, так как командование не готово оказалось к таким условиям и такому долгому нахождению в Афганистане. Думали, что это ненадолго. Но оказалось, что на 10 лет. Хотя, стоит отметить, что для кадровых военных вся эта сухая картошка, консервы и сухари не были каким-то мучением. Их заранее готовили к тем самым «трудностям и лишениям» военной службы. Но для обычного парня с улицы, привыкшего к маминому борщу, это было не лучшее время.