Запах лаванды. Заметки о Крыме. Глава 3. часть 2

Никола Сивинский
Запах лаванды. Заметки о Крыме. Глава 3.часть 2.
Севастополь. Мемуары.

Я приехал, в, Симферополь. Рано утром. Прежде чем. Купить билет, до, Севастополя. Я предъявил, свой паспорт. Город закрытый. Поэтому, и, такая строгость. Я их, понимаю. Я, давно хотел. Посетить, этот, героический город. Моя, уральская прописка. Их, устраивает. Но я, еще сказал. Что приехал, в, гости. К, своему брату. Я конечно. Указал адрес, брата. Они, по компьютеру, проверили. И я, купил билет, на автобус. К, тому же . Я хотел, съездить, в, гости. К, своей племяннице.

Она живет. В, районе Балаклавы. На, Сапун горе. 

Я приехал, в Севастополь. И, позвонил ей. С утра, она, работала. Так что. У меня, был, целый день. Для, осмотра. Автовокзал, находился рядом. С, ж. д. вокзалом. Первое. Что я, сделал. Приехав, в, этот город. Купил, карту города. Так, было легче. Ориентироваться, в, городе.

Утро уже, прошло. И, наступила жара. Без карты. Я, бы, долго плутал. В, этом городе. А, на ней. Есть, все, достопримечательности города. И, Малахов курган . И, Сапун-гора. Я шел, вдоль залива .По улице «Красный спуск». Я, видел, там внизу, залив. Словно язык,  я увидел. Перед, «Графской пристанью . Величественный памятник. Гранитный адмирал. Стоит, и, смотрит. Куда-то, вдаль. Туда. Откуда приплыли, захватчики .Земли русской. На памятнике, написано, «Адмиралу, Павлу Степановичу Нахимову».

После Нахимова . Я, увидел памятник. Адмиралу  Синявину. Гранитный адмирал, стоит И, держит якорь, с, цепью. На памятнике, написано. «Адмирал Дмитрий Николаевич Синявин». Он, держит якорь. И, смотрит, куда то. Видно, и он, готовиться .К, этой битве. Взгляд, спокойный. Он, думает. О, чем то. Повернув голову. В, сторону противника. Он, не боится, смерти. Это видно. По, его виду. Пусть враги, боятся смерти. Он, спокоен.

Недалеко, от него. Стоит памятник. Морякам брига «Меркурий». И их, командиру. Капитан-командору,  Александру Казарскому. На памятнике написано.  «Казарскому потомству, в, пример».

Я еще, не спустился. К, набережной. И, увидел здание, белоснежное . С колоннами. Это триумфальная арка. Словно вход в бухту. Наверху ,на франтоне. Стоит дата, «1846». Наверху.  Висят  флаги . Российский флаг, флаг крымский. И, военно -морской флаг. А там. За аркой. Виднеется море. Черное море. Я спустился, к, набережной. И, полюбовался, на памятник, «Затопленным кораблям». Вот он, рядом . Стоит, в воде. Небольшой островок. На нем, столб. Наверху. Гордый орел. Распустил, свои крылья.  Я плыл, на пароме, «Адмирал Лазарев». И, видел памятник. С, другой стороны. Я, подумал «Возможно. Этот орел. Держит, в клюве, цепь, с, якорем». Да. Это, величественный памятник. Я понимаю, тех моряков. Самим, затопить корабли. Без боя. Словно топишь, своего друга. Чтобы враг, не прошел. Да, обидно.

Там, на, «Графской набережной». Я увидел, несколько, необычных памятников.
Плита, в стене. На ней, написано «Приказом, народного  комиссара, военно- морского флота. Гвардейского звания, удостоены ; Крейсер «Красный Крым. Крейсер «Красный Кавказ». Эскадренный миноносец «Сообразительный».

Дальше я, увидел, на, гранитном полу. Карту, Черного моря. А, на ней. Города, Севастополь ;Ялта; Судак; Феодосия; Керчь; Новороссийск. Над ними, плита. На ней. Все корабли. Что погибли. При, обороне Крыма.
Дальше, на стене. Я увидел, еще, одну плиту. На ней, выбито «Указом, Президиума, Верховного Совета СССР . Орденом «Красного Знамени». Награждены . Линейный корабль «Севастополь. Крейсер Ворошилов. Эскадренные миноносцы : Беспощадный; Бойкий; Железняков; Незаможник».

Внизу, небольшая плита. На ней начертано «И, Героическим морякам, Черноморского флота. От, благодарных  севастопольцев». Внизу, стоит якорь, с цепями . Словно ограда, висят цепи. А там, вдали. Я увидел, величественную Стеллу. Словно, стрела, пронзающая небо. У, её подножия. Стоит моряк. А рядом, мемориал. Где, на плитах. Начертаны, имена героев . Погибших, за, оборону Севастополя.

Я, к сожалению. Там, не был. Но, саму Стеллу. Я, видел. Она видна, издалека.  Я понимаю, героев, Крыма. Они сдерживали, наступление Вермахта. На, Москву. И, перемалывали дивизии, германцев. Целых, 250 дней. Они, держали оборону. Этим они, приближали победу. «Вечная слава». Вам, герои. Мы вам, благодарны. Мы. Ваши потомки. Ценим, ваши жертвы. У меня, тоже. Есть потеря, в, семье. Мой дед, погиб, в, 1944- 1945 годах. Но уже, на севере. Где то, под Кенигсбергом. Его звали, Истомин Георгий Алексеевич. И я, его помню. Пройдет время . И я. Найду, его могилу.

Ну а, здесь. В, Севастополе
Я понимаю, защитников Севастополя. Да, и. Самого адмирала, Нахимова. Против, парусных кораблей. Противник пригнал, новейшие корабли. Бронированные. С, двигателями, на борту. И, для англичан. Наши парусники.  Не, выстояли. Вот, поэтому. Нахимов, принудил их. Сражаться, на суше. Где, у англичан. И, их союзников. С русскими. Равные возможности. Для победы. Ну, конечно. У них, больше войска.

Затем я, поехал увидеть. Еще один, памятник. «Малахов курган». Говорят. Что, это был. Самый, последний рубеж. Защитников Севастополя. Я шел. По, этому, удивительному городу. Так похожему, на, Питер.  Но, здесь. Своя изюминка. Красивые деревья. Как бриллиант. Украшают пейзаж. Да и, проспекты широкие. И кругом, парки.

Я, увидел, на горе. Этот рубеж. Последний рубеж. Обороны Севастополя. Малахов курган. С, его высоты. Видна бухта. И, часть города. Здесь они. Отражали натиск, англичан, и, османов. Так называемый, «4 бастион». Здесь же. Служил, молодой офицер. Толстой, Лев Николаевич. Потом он. Напишет «Севастопольские рассказы». Да, конечно. Это были, первые рассказы. «Севастополь, в, декабре- месяце». «Севастополь, в, мае». «Севастополь, в, августе. 1855 год». Потом он. Еще, не раз, приезжал сюда.

Я, осмотрел, одну батарею. Дальше я. Увидел, отдельное орудие, «4» бастиона».
Дальше прошел. И, увидел памятник, «4 бастиону». А рядом. Небольшой памятник, Л. Н. Толстому. Пошел дальше .И, увидел здание. На нем, написано. Кириллицей. «Панорама, обороны Севастополя».

Дальше я,  шел, по парку. А там. Выставка, старинных якорей. Со, всех кораблей. Сюда было, привезено, много якорей. Как, «Символ мужества», русских моряков. Там дальше. Я увидел. Необычный памятник, «Язоновский редут». Возможно здесь. Отбивали, последнюю атаку, англичан. И, французов. Наверху выбит, православный крест. И дата, 1854-1855.

Проходя, по, красивейшему парку. Я, увидел, грандиозный памятник. На нем, написано. «Генерал-адъютанту.  Вице адмиралу, В. А. Корнилову. Смертельно, раненому, на, этом месте. 5 октября, 1854 года».

Бронзовый адмирал. Сидит, на, одной ноге. И, командует. Своими матросами. В, последний миг, своей жизни. А, рядом, с ним. Стоит матрос. С, ядром, в, руке. Готовый, зарядить пушку. У, правого плеча, матроса. Торчит, дуло пушки.

Перед, памятником. Выложен, из ядер, крест. Словно, напоминание. О, его заслугах. Он погиб, командуя, своими матросами. 
Потом я. На автобусе. Поехал, в, район Балаклавы.

На набережной. Увидел памятник, писателю. Только потом. Узнал, его имя. Александр Иванович Куприн.

Он, был здесь, в, 1905 году. Как раз. В, это время, произошло событие. Восстали моряки, крейсера «Очаков». Он, у себя. Прятал, восставших моряков. За это. Его выслали, из, Севастополя. Он потом. Написал очерк, о, этом событии. А недалеко. Стоит памятник, им. Восставшим морякам, крейсера «Очаков».

 Со, мною, в сумке. Лежала, моя рукопись. Мои, детские мемуары. Я, положил, свою рукопись. На, его, бронзовую книгу. Что, была отлита. У, его ног. И, глядя. В, его, бронзовое лицо. Попросил, его, благословить меня. На, написание книг.
Я ему, благодарен. Он меня, не забыл. Я, регулярно, чувствую «Музу». И, благодаря ей. Уже написал, почти, 90 книг. Конечно. Это, мои фантазии. Но я, ему, благодарен. Я создал, свой мир. «Мир фантазий, Николы Сивинского».

Я приехал, на, Балаклаву. Почему то. Это слово, сравнивают, с, шапкой. Это, не так. Балаклава. Это, история. Здесь решалась, судьба Севастополя. Здесь же. Стоит памятник, великому адмиралу Ушакову Ф. Ф. Здесь, русские войска. Разбили непобедимость, английских кавалеристов. Не, зря. В Англии, стоит, столб позора. На нем, написано. Одно слово «Севастополь». Именно здесь. Они, потерпели поражение.

Там же. Видел, много памятников, отважным морякам.  «Герою Советского Союза . Подполковнику Рубцову». Капитану 1 ранга. Крестовскому Андрею Васильевичу». И даже, писательнице «Лесе Украинке». Я бы. Еще долго, ходил. И, осматривал п

Но. Приближался день, к, концу. Я, пришел, на, городской пляж. Купался, загорал. И, любовался, развалинами. Старинной крепости. Только потом. Я узнал. Что это, Генуэзская крепость. Генуэзцы, захватили, эту бухту. Бухту, называемую, Балаклавой. И, построили здесь, крепость. В, 1343 году. И,  крепость, назвали «Чембало». И, эта гора. Называется «Крепостной».

Было приятно. Погрузиться, в, голубую воду. Словно, в, роднике. До, того прозрачную . Там внизу, плавали медузы. На, самом дне. Видны были, небольшие крабы. И даже. Небольшие рыбки, плавали, вокруг.  Правда. Дно, не песчаное. А там. На, другом берегу. Видел, круглый форт. И, на нем, написано «ВМФ России». А в, самой бухте. Находилось, множество яхт. Словно они, здесь ожидали. Выйти, в, море. Навстречу ветру. И, соленым волнам. Красота.

Ну, а потом. Позвонил, своей племяннице. Она приехала, на, машине. И я. Уехал, к ней, в, гости. На, Сапун- гору. Дом, у неё. Стоит, на, Виноградной улице.
Мы сидели. В, её, уютной беседке. И, пили. Прекрасное, крымское вино. Потом. Ходили гулять, по окрестностям. Я, видел долину. И, сделал фото. Этих, прекрасных мест. Там, в долине, когда то. В 1854 году. Наши пушки. Разбили, кавалерию англичан. Они мне. Показывали даже, могилы французов, и, англичан.  Утром я. Покинул, гостеприимный дом. Моей племянницы,Гали, Галинки.

Я шел, по аллее. По дорожке, из плиток. А, по краям. Росли, высокие, стройные сосны. Я, подумал «Возможно, из, этих сосен. Строили, Черноморский флот. Да, и, сама аллея. Тянется, на, два километра. Там, в, других местах. Растут, другие деревья. И, только здесь. Растут сосны. А, за ними. Я увидел, несколько памятников. И даже. Выставку, военной техники. Там, на площадке. Перед ансамблем, из памятников. Стоят, грозные машины. Самоходные установки, танки. И, полевые пушки. А там, на склоне . Я, видел окопы, и, технику. Времен, Отечественной войны. Все это. Я снял, на фото. И сейчас. Смотрю, на, эту инсталляцию. Да.

Грандиозно. Дальше я. Увидел, круглое здание. И табличку, на стене. На ней, написано . «Диорама. Штурм, Сапун-горы.  7 мая 1944 г».

В, самой Диораме. Я, не был. Было, слишком рано. Диорама работала, с, 9 30 утра. Ну. что же. Я, в, следующий раз. Здесь, побываю. В, этом, удивительном городе. Я еще. Не все, осмотрел. Я, покидал, этот город. С, надеждой. Когда ни будь. Еще раз, приехать сюда. И, посетить. Те, святые места. Что я, пропустил. И, Владимирский храм. И, Диораму. На, Сапун горе. До свидания. Великий город, Севастополь. Я постараюсь. Приехать сюда, еще раз. Мне здесь, понравилось.