Как Костя медведя не встретил

Алекс Белкин
С самого утра в заводи у деревни заметили стаю перелетных лебедей. Два взрослых белых лебедя терпеливо ждали, когда пятеро серых и юных наберутся сил. Наконец, вожак выстроил стаю на середине реки и с шумом, размахивая крыльями, они взлетели, выстраиваясь в клин. И увидели они, что склоны гор покрылись опавшей листвой, а пасеки вызрели до серой желтизны. На остановке у мечети из автобуса выходили люди. Вожак лебедей крикнул им и его крик разлился на всю округу. Он спрашивал, почему же опять так быстро кончилось лето?

Вышедший из автобуса Костя проводил птиц взглядом и бодро зашагал в деревенский клуб. Это был пятнадцатилетний модно одетый подросток с длинными волосами и безграничной самоуверенностью. Он приехал к другу Айрату, чтобы вместе сходить на охоту. Но еще в дороге Айрат позвонил ему и «обрадовал», что из-за эпидемии застрял в Сочи. Конечно, родные Айрата встретят Костю, и он сможет у них переночевать. Но Костя решил для начала сходить в клуб, где можно было встретить знакомых ребят.

Из-за деревянных заборов на городского парня с ленивым любопытством поглядывали одноэтажные избы. Они сонно прикрывались от осеннего солнца почти облетевшими кустами сирени и хвастали под завязку забитыми сеном амбарами. На одних воротах досками в виде аппликации была выложена летящая к звездам ракета. Костя прыснул от смеха – ей богу, детский сад! Лежавший у дороги пес замахал хвостом. Костя сошел с асфальта, намереваясь погладить друга человека, и не заметил припорошенную листвой лужу. Его нога ушла в ледяную воду по колено. Этот мальчик умел находить неприятности в самом неожиданном месте.

Шлепая мокрым кроссовкой, Костя вошел в деревенский клуб. Некогда шашечный клуб нефтяников, в наши дни это было заведение три в одном. Здесь размещался краеведческий музей, туристическая фирма, и собирался хор бабушек. Но главное - здесь тусила молодежь. Подростки играли в настольный теннис, MTG, смотрели аниме, болтали языком и ногами. Сейчас в клубе стояла тишина. Костя уселся на чугунную батарею и осмотрелся. Стены были увешаны фотографиями, на которых героические путешественники покоряли Большой Шелом и Иремель, сплавлялись по Черной речке и Айгиру, седлали лошадей и квадрациклы. На одной из фотографий были море и пальмы. Возможно, Айрат сейчас видит что-то подобное. Только у него вряд ли хлюпает ледяная вода в правом кроссовке. В голове Кости созрел нехитрый план уехать обратно на той же маршрутке, на которой приехал. Он не заметил, как в раздумьях подошел вплотную к этой тропической фотографии.

- Привет Костя! Что, о море замечтался? – окликнул мальчика руководитель турфирмы Сергей Сергеевич.
- Здравствуйте дядя Сережа! Что вы? На море – летом, а сейчас в горы! Вот, выбираю на выходные трек поинтереснее, - на ходу придумал Костя и ткнул наобум в висевшую здесь же карту.

Юркий Сергей Сергеевич подошел ближе и заухмылялся.

- Лодка понадобится океан переплыть.
«Торрес-дель-Пайне, Чили» прочитал Костя и одернул руку.
- Дядя Сережа, может, посоветуете что-нибудь интересное. Пешку на один-два дня. Только не ватакатство какое.

 Турист окинул взглядом мальчика.

 - Одежда у тебя не очень подходящая. Может, лучше в шашки поиграем?

Действительно, Костя был одет, как для наглядного пособия – «Так не надо ходить в горы». На нем было худи, джинсы, летние кроссовки и бейсболка с прямым козырьком.

- У меня ножик есть швейцарский. Что нужно - у Айрата возьму, - ответил Костя.

Сергей Сергеевич удовлетворенно кивнул головой и быстрым движением вынул из необъятных карманов планшет. Он заелозил пальцем в трекинговом приложении.

- Интересное неватакатство? – как бы про себя повторил он. – Да, грех пропускать такое солнечное окно. А на велосипеде не хочешь? У меня есть хорошие велосипеды и маршрут можно интересный составить.
- Конечно, хочу! – воскликнул Костя.
- Тогда смотри…

Дядя Сережа начал показывать несколько коротких маршрутов. А Костя уже и забыл, что собирался ехать домой ближайшим рейсом. Он внимательно слушал.

- … на просеке ЛЭП – направо, здесь овраг, старые карьеры, там лет сто никто не ходил, держись левее, резкий спуск, поедешь прямо, дорога неезженая, я сквозь кусты продирался, поворот направо, сойди с тропы. Тут орлиный грот – отличный вид на долину, всего в часе езды. Это короткий путь. Обратно можно по дороге вернуться. Это дольше – объезжать хребет придется.
- А что с медведями? – неожиданно поинтересовался Костя. Он и сам не понял, как возник этот вопрос. Просто, раз уж поедешь один, не мешало бы знать.

Дядя Сережа внимательно посмотрел на Костю и сказал тоном, не терпящим возражений:
- Ты как соберешься – мне скажи: когда и куда. И МЧС желательно оповестить. А медведи, они здесь смирные. В этом году вроде был случай, на покосе собака раздразнила. Так он раскидал всех и ушел. Год назад, так вообще, от крика бабьего помер.
- Забавно! Обязательно оповещу. Я  только для начала по деревне катну, пообвыкну.
- Хорошо. В общем, боятся нечего. Пойдем, дам тебе сухие штанишки, - сказал дядя Сережа и расплылся в улыбке.

***

Костя выкатил на улицу новенький хардтейл. Он неспешно надавил на педаль и уверенно повел велосипед вдоль бровки, тщательно объезжая предательские лужи. Впереди раздался рокот мотора. Калитка тех самых ворот с ракетой распахнулась от удара, и на улицу выскочил легкий грязевой мотоцикл. Гонщик крутанулся вокруг оси и, ювелирно управляясь газом, захлопнул калитку передним колесом. Из дома пососедству выскочила девчонка и побежала к нему. Костя знал этих ребят. Это были Тагир и Шакира. Мелюзга, они были на пару лет младше. Кроме того, Тагир, по мнению Кости, был неадекват. Костя тоже был не всегда адекватным, а два неадеквата вместе – перебор.

Тагир важно нахохлившись, восседал на байке. Чуть девочка коснулась сиденья, мотоцикл рванул по улице навстречу Косте. Девочка засияла, подставляя лицо ветру. Тагир узнал Костю и приподнял ладонь в приветствии. Но чуть раньше Костю заинтересовал его недавний собачий друг. Он нагнулся и потрепал пса за ухом, в тот момент, когда парочка с ревом проносилась мимо. Доехав до конца улицы, мотоцикл развернулся и поехал обратно, шумя еще больше. Байк надрывался на низкой передаче. Теперь не заметить их мог только слепо-глухо-немой. Ну и Костя, который принялся усиленно копаться в телефоне. Он поднял его к уху и сделал вид, что с кем-то разговаривает. Тагир резко развернулся прямо перед Костей и встал лицом к лицу.

- Здорова, Костя! – прокричал он, заглушив мотор.

Костя поднял указательный палец – «подожди».

- Да нет, на охоту сегодня не пойду. Хочу прошвырнуться по округе, - проговорил он в неработающий телефон. – Как дела? Отлично! Неделю на море жарился, потом в Питере торчал. Да, по клубам и рестикам разным ходили…

Неожиданно телефон в руке Кости действительно зазвонил. Это был Сергей Сергеевич. Костя с досадой нажал на прием. Сегодня определенно был не его день и, возможно, високосный год.

- Да дядя Сережа, слушаю… Хороший велосипед… Нет еще, пока не решил... Обязательно предупрежу.

Он положил трубку и кивком поприветствовал ребят.

- Надолго к нам? – как ни в чем, ни бывало, продолжил Тагир.
- На выхи. Там видно будет.
- Видал какой? – похлопав мотоцикл, сказал Тагир.
- Нормальный, - сказал Костя и обвел байк скучающим взором.
- Что думаешь делать?
- Планировал в однуху катнуть. Грех пропускать такое солнечное окно.
- Супер! Погнали на орлиный грот, сосиску пожарим!

Тагир выудил из кармана и продемонстрировал помятую сосиску. Костя поморщился. Над головой чирикнула птица - красивая свиристель, в оранжевой шапочке и сливочно белом наряде. Таких в городе не встретишь.

- В однуху, Тагир. Я один поеду, понимаешь? - сказал Костя.
- А, ты про эту? – кивнул Тагир назад.– Не переживай, она не поедет. Это папа попросил забросить к недостроенной плотине, на покос. Я мигом. Через час обернусь и поедем. Вел можешь у меня оставить.

Шакира ткнула Тагира в затылок.

 - Привет Костя! – сказала она.
- Привет! – кивнул Костя девочке. - Через час я уже буду на гроте. Если хочешь – догоняй.
- Через час? – удивился Тагир. – Ты ничего не путаешь? На велике ты к вечеру доберешься.
- По себе не мерь.
- Спорнем на «об»? – неожиданно предложил Тагир и расплылся в ухмылке.

Костю передернуло. Надо же, еще и «об» хочет с него взять! «Об» – значит обязательство, желание. Причем – любое! Какой самоуверенный!

- Тагир, ты знаешь, кто спорит, тот чего не стоит?
- Забоялся? – оскалился Тагир и протянул пятерню.

Костя сплюнул и ударил по протянутой ладони. Опять они спорят!

- Готовься расстаться с байком, - сказал он. – Не заставляй тебя ждать слишком долго.

Тагир завел мотоцикл.

- Я еще поужинать успею. По дороге тебя подхвачу, - выкрикнул он на ходу.

Костя проводил ребят взглядом до конца улицы. Он решил проучить этого выскочку. Мотик, конечно, он не заберет, но умолять оставить его – заставит. И поможет ему в этом короткий маршрут Сергея Сергеевича.

Костя поехал в обратном направлении в сторону хребта Ошаит, россыпь которого начиналась сразу за рекой. Мальчик преодолел каменистый подъем и двинулся вверх по колее лесовозов к перевалу. Ехать было легко и приятно – солнце не жарит, комаров и мух уже нет. И как же медленно и красиво падают разноцветные листья!

Очень скоро Костя добрался до пересечения с просекой ЛЭП. Здесь трекер показывал поворот с основной дороги на неезженую и почти заросшую тропу. Тем не менее, трава уже легла, а земля под ней была укатана. Юноша преодолел еще пару километров. Дважды он миновал заброшенные выработки и форсировал небольшой ручей. Последние пятьсот метров были особенно крутыми. Костя изрядно вымотался. Подъем окончился на возвышенности, после которой дорога резко ныряла вниз. Наполовину раздетый смешанный елово-березовый лес обнажал перед мальчишкой противоположную сторону горы. Орлиный грот был где-то рядом, за курумниками и уступами. По карте оставалось менее трети пути. Костя ухмыльнулся, предвкушая встречу с Тагиром. Он опустил до упора сиденье и, перенеся баланс тела на заднее колесо, покатился вниз. Шины заскользили на опавшей листве, тормоза противно заскрипели. Костя наехал на корешок и перелетел через голову.

В нос ему ударил резкий запах гниющей плоти. В шаге от него лежало что-то размером с собаку. Тушу прикрывали еловые лапы. Мальчик поспешно вскочил и уткнулся носом в рукав. Ему стало плоховато от мысли, что еще чуть-чуть, и он мог влететь в эту падаль. «Медведь!» - стрельнула мысль, и Костя бессознательно уставился на землю в поисках медвежьих следов. Кроме листьев ничего видно не было.

Уже не так уверенно Костя вновь сел на велосипед и медленно продолжил спуск. Уклон был колоссальный и Костя подсознательно прикинул, что быстро он назад отступить не сможет. Мальчик снова остановился и решил, что настало самое время предупредить Сергея Сергеевича, но сотовая связь оказалась недоступна. Он помедлил. Проверил давление в шинах. Подержался за перочинный ножик и, подумав, переложил его из кармана джинс в худи. Наконец он снова двинулся вниз, поминутно замирая и прислушиваясь, что при таком уклоне превратилось в настоящее шоу эквилибриста.

Проехав так, по меньшей мере, сто метров он уперся в кустарник. Дорога вдруг кончилась. Костя сверился с трекером, который уверенно указывал прямо. Пока он соображал, что делать дальше, справа от него затряслись кусты можжевельника. Кто-то шумно выдохнул. Костя обмер. Послышались тяжелые шаги и зашуршала листва.

Костя прочистил горло. Шаги остановились.

- Эй! Э-ге-гей! – прокричал он и прислушался.

Тишина.

Мальчик подобрал пару камней и бросил их что есть силы в скальник поблизости. Стараясь как можно больше шуметь, мальчик развернул велосипед и попробовал ехать на нем наверх. Он продолжил выкрикивать, что придет в голову. А пришли ему в голову только телефонные номера.

- Девятьсот семнадцать, семьдесят четыре, семьдесят семь! Девятьсот восемьдесят шесть, семьсот три, ноль шесть! – кричал что есть силы он, а колеса прокручивались вхолостую на крутом подъеме.

Костя вспотел до кончиков волос. Он бешено крутил педали, почти не сдвигаясь с места. У себя за спиной он услышал шуршание листьев. Костя спрыгнул с велика, закинул его на спину и побежал. Он несся, как тур, порхая с камня на камень и не чувствуя веса велосипеда. Обернулся он только на вершине перевала. Никто за ним не гнался. Лес стоял также, безмятежно осыпая листьями землю. Прямо в глаза ярко светило солнце.

Он выдохнул и опустил велосипед на землю. Идти вниз к орлиному гроту ни капли не хотелось. Даже под угрозой проигранного «оба».

Тут Костя почувствовал, как пробежались судороги по недавно намоченной ноге.

- Нога стреляет, - вслух сказал он. – Нужно возвращаться в деревню. Вдруг застужу.

Костя явственно представил, как говорит Тагиру: «Ладно, давай загадывай желание! Только не беготню какую-нибудь. Нога стреляет».

У него над головой чирикнула птица. Костя поднял голову. Это опять была свирестель. Маленькая прекрасная и беззащитная птичка, одна в лесу, полном медведей.

***

Шакира заколотила Тагира кулочками по спине.

- Стой! Останови! – прокричала она.

Тагир отъехал достаточно далеко, чтобы Костя их не увидел и остановился.

- Что за фигню ты там нес? На какой еще покос? Не поеду я к плотине!
- Не кричи, - попросил Тагир. – Не повезу я тебя ни к какой плотине. Это я Косте наплел, чтобы потусить с ним.
- Ну и езжай к нему. Я к тебе не напрашивалась! Ты сам позвал покататься!
- Ну да, позвал. Но понимаешь, мне «Во!» как надо с ним задружиться. Он видала, какой крутой! Так просто не подъедешь. Давай сейчас на пентагоне посидим, а потом догоним его на полпути. Я Косте «об» прощу, сосиску пожарим.
- Зачем тебе дружить с этим перцем, не понимаю.
- Ну, пожалуйста!
- Хорошо, - сжалилась Шакира. – Но про меня больше не ври.

Дети остановились на пристани возле сельсовета. Тагир купил Шакире колу и они с полчаса кидали плоские камни - лягушек. Тагир посчитал, что этого времени будет достаточно, и они поехали к орлиному гроту. Мальчик ожидал увидеть Костю за каждым новым поворотом, но проехав половину пути, он заметно занервничал. Он начал внимательнее смотреть по сторонам, ожидая увидеть Костю на обочине.

- Наверно проскочили мимо! – выкрикнул он Шакире. – Может в тубзик отходил. Давай до грота, а на обратном пути встретимся. Так даже прикольнее будет – мы уже съездили туда обратно, а он только плетется.

Шакира крикнула «Давай!» и Тагир прибавил газу.

Дорога огибала орлиный грот стороной. На верх вела узкая тропинка. Но Тагир не стал спешиваться, а въехал на вершину, лихо преодолевая булыжники. Мальчик выкатился на самую середину уступа, позади которого возвышался грот. Место было действительно потрясающее. Перед ними простиралась широкая долина. Подобно траве в поле, внизу плотным ковром стояли елки. Обрамляли долину величественные хребты гор, вспучивая еловый покров и голыми вершинами сверкая на солнце. Над этим всем чистой мелодией разлеталась музыка курая.

Стоп! Откуда здесь курай? Тагир осмотрелся по сторонам.

У самого края, над пропастью, стоял велосипед Кости. Ветер дул в его раму и разливал этот прекрасный звук. Сам Костя сидел рядом, свесив одну ногу и уперев голову кулаком. Он смотрел вниз. 

Обретя дар речи, Тагир подскочил к нему и завалил Костю вопросами. Костя молчал, усиленно высматривая что-то вдали. Сделав несколько безуспешных попыток поговорить, Тагир собрал сушняк, развел костерок и насадил сосиску на ветку.

Шакиру видимо совсем не впечатлил вид Кости на скале, и она преспокойно собирала в платочек мелкие горные травки, росшие на камнях.

К костру подошел Костя. Лицо его было ободрано, а взгляд потерянный.

- Тагир, у тебя нет бинокля? – спросил он.
- Нет. А зачем тебе?
- Просто хочется узнать, кто там внизу ходит.

Костя машинально взял сосиску с висящей над углями ветки и затолкал ее в рот.

Шакира тоже подошла к ребятам.

- Ну что, когда будем кушать? Я такая голодная, что наверно ведро гречки бы сейчас съела, - сказала она.
- Не факт, - ответил Тагир.
- В смысле?
- Не факт, что будем, - сказал Тагир и кивнул на жующего задумчивого Костю.
– Костя, как ты доехал так быстро? – повторила Шакира ранее заданный Тагиром вопрос.
- Помнишь, ты рассказывала, как когда ты падала со скалы, время остановилось? – спросил в ответ Костя.
- Ну.
- Вот также. Только наоборот. Хлоп! И я здесь.
- Прикольно! – встрял в разговор Тагир. – У меня тоже такое было, у зубного. Положили в рот трубку для отсоса слюны, а я рот закрыл. Думал, что меня в трубку высосет. Не помню, как в коридоре оказался.
- Поехали домой. Кушать хочется, - сказала Шакира.
Тагир тщательно затоптал костер, и дети вместе спустились к дороге.
- Костя, мы тебя ждать не будем, - сказал он.
- Не ждите.
- Давай также, «Хлоп!» - и дома, - сказала Шакира.
- Я завтра утром зайду, что-нибудь еще замутим, - сказал Тагир. – Кстати, сегодня такой классный пранк сделали: вырыли яму у дороги, залили водой и листьями закидали. Даже кто-то попался, но мы не видели кто.

Костя криво ухмыльнулся.

- Сколько до деревни? – спросил он.
- Сорок километров. На велосипеде – часа три, - удивленно ответил Тагир.

Мотоцикл с ребятами скрылся за поворотом, и Костя взялся за руль велосипеда. Впереди долгий путь. Часть пути придется проехать в потемках.

- И почему я шашками не увлекаюсь? – спросил он у гор.


Октябрь 2020 года