Череда несбывшихся надежд

Галина Цой
 

 

    Дверь была не заперта. Раиса осторожно вошла в квартиру. Пахло здесь свежим борщом и рисовой кашей. Зеркала были завешены старыми тряпицами. В кухне на столе горела толстая свеча, стоял стакан с водкой, накрытый куском уже начинающего подсыхать черного хлеба. Две женщины мыли посуду, третья терла тряпкой пол. На Раису они не обратили внимания, даже не посмотрели в ее сторону. 

   Варвара сидела в зале на диване. Голова в черном платке, серое, тусклое лицо, безжизненный взгляд, видно, что человек находится на той стадии горя, когда приходит понимание, что все уже случилось, что ничего изменить нельзя. Однако, увидев Раису, Варвара встрепенулась, в глазах, совсем сухих – все слезы были выплаканы, истрачены – появились искорки интереса.

- Вот уж действительно, сколько лет, сколько зим, - сказала женщина еле слышно. – Привет, подруга. Чего пришла? Позлорадствовать?

- А, - махнула рукой Раиса. – Уж я тебе ненавидела-ненавидела-ненавидела-ненавидела, столько лет… И однажды вдруг поняла: всё, отненавидела. Узнала вот, что Иван умер, пришла принести соболезнования. Все-таки Ваня – не чужой мне человек. Да и с тобой нас не всегда вражда разделяла. Были и счастливые деньки…

- Эх, Рая, человек ищет счастье, а находит только одни разочарования. Жизнь – это череда бед, разлук, потерь, несбывшихся надежд. Что я только не делала, чтобы стать счастливой! От детей отказывалась, потому что они не вписывались в канву моих радостей, чужую семью вознамерилась разбить всерьез, правда, не получилась, на предательство решилась, предала тебя, единственного, может быть, человека, который меня искренне любил… И что? Где счастье? Мелькнуло да пропало. Призрак это, приведение. Вокруг только холод, пустота, нелюбовь, могилы…

- Да, ладно тебе, Варюха, - сказала Раиса. – Годы твои еще не пожилые. Найдешь свое счастье.

-И где его искать, Раечка? Может, подскажешь направление? Жизнь прошла… Пролетела, как один миг.

 

2.

- Полина Николаевна! Как хорошо, что вы пришли! Я хочу поговорить с вами о Вареньке. Она очень перспективная девочка. Я ее научила, чему могла, ей надо дальше развиваться. Ее надо отдать в школу балета. 

- Спасибо, голубушка, Ирина Ивановна, за добрые слова. Но я пришла сказать, что мужа переводят в Батайск. Он же военный, нам часто переезжать приходится. Мы уже вещи в контейнер погрузили. Так что Варя больше не будет ходить в ваш кружок.

- Ой, как жалко! Ну, ничего! Ростов, конечно, не Челябинск, то тоже большой город. Обязательно отдайте ее в балетную школу! Таких, как Варя – одна на тысячу. Она станет очень известной балериной, знаменитостью, поверьте моему опыту.   

    Варина семья – мать, отец и трое детей – разместилась в крошечной служебной квартирке на окраине поселка. Варю не определили ни в какую балетную школу. 

- Тоже мне профессия – балерина, - фыркнул отец, майор советской армии. – Надо смотреть на жизнь реально. Вот швея – отличная специальность. И кусок хлеба, и семья обшита будет всегда. После 8 класса пойдешь учиться на швею.

   Школу Варя закончила с тройками, что не помешало ей поступить в училище, учиться на швею-мотористку. Правда, к будущей специальности девочка была равнодушна. Ей нравилась техника. По вечерам Варя с братьями бегала в клуб ДОСААФ. Увлеклась мотоциклом, но однажды неудачно упала на вираже. Появилась боязнь, на большой скорости Варвара начинала паниковать. Пришлось занятия завершить. 

    Но Варя не сдавалась. Решила научиться водить машину. К примеру, «Волга М-21» больше защищена, чем мотоцикл. И девушка начала тренироваться. 

   Ее штурмана звали Сергей. Высокий, красивый, голубоглазый, гроза для девичьих сердец. Вот только Сергею было уже за 40, а Варе недавно исполнилось 19. Сыновья штурмана, Коля и Вася, близнецы, старшеклассники, крутились тут же, в ДОСААФе.

- Я понимаю, что для тебя они слишком мелкие, – смеялся Сережа. – Но Колян и Васек в тебя. Варька, втрескались. Ссорятся, делят тебя на полном серьезе…   

   А она была влюблена в Сергея. И понимала, чтобы он обратил внимание не девчонку-соплячку, надо сделать что-нибудь этакое. Ну, чтобы все ахнули. Например, победить в авторалли. В престижных гонках по Северному Кавказу. 

    Варя очень быстро набиралась мастерства, была уже достаточно опытным водителем. И предложила Сергею принять участие в соревнованиях. Сначала он отнесся к предложению своей ученицы  скептически. А потом решил: почему бы и не попробовать? Ничего же они не теряют.

   Им досталась «Волга» под номером 7. Варя и Сергей были новички в авторалли и, понятное дело, плелись в хвосте. Профессионалы, чемпионы, «звезды» обогнали их на десятки и даже на сотни километров. Результат, казалось, был предсказуем. 

   И вдруг фортуна повернулась лицом к новичкам. У опытных участников гонок стали случатся поломки. Почти все профи сошли с дистанции. На второй тысяче километров «семерка» Сергея и Варвары преодолела перевал военно-грузинской дороги, вырвалась вперед и больше никому не уступала лидерство. В итоге – завоевала «золото». А Варя получила самый желанный приз – своего штурмана. Он, наконец-то, заметил, что рядом с ним находится красивая женщина. Хоть и юная. 

 

3. 

    На Сергея и Варвару в одночасье свалилась слава. Еще бы, никому не известные новички сделали профессионалов. О паре заговорили в СМИ. Можно было продолжать карьеру гонщика, но Варе это уже было не интересно. Она заполучила, что хотела, своего штурмана. И утроилась в таксопарк, таксисткой. 

   Ее братья посчитали, что это плохой выбор. Папа с мамой тоже были не в восторге. Начали ее отговаривать. За всей этой суетой Варя не сразу поняла, что беременна.   

   Она рассказала об это Сергею. Была уверена, что обрадует любовника. 

- Я думаю, тебе пора начинать новую жизнь с молодой женой, - сказала Варвара. – Развод – дело тяжелое, но мы справимся. Снимем квартиру и заживем втроем- ты, я и ребенок. 

    Но Сергей неожиданно воспротивился. Он любил жену, детей и не собирался ничего разрушать. Да, увлекся молоденькой, свежей, красивой. Ну, и что? С кем не бывает, особенно во время кризиса среднего возраста?   

   Об измене Сергея узнала супруга. Пошла в ДОСААФ, устроила разборку. А дальше, как это было в советское время, скандал, профком, партком… Дома все от Вари отвернулись. В таксопарке ей утроили бойкот. Только подруга и коллега Раиса поддерживала ее. Она работала диспетчером, была в курсе всех событий. 

    Из дома Варвара ушла. Жила на съемной квартире, скрывала от чужих глаз располневшую фигуру. Денег не хватало, работать пришлось почти до самых родов. Родила сына, назвала, как отца, Сергеем, но фамилию дала свою. 

   Через месяц после того, как маленький Сережа появился на свет, Варя снова села за руль такси. Вряд ли она справилась бы с трудностями, если бы не помощь подруги Раисы. В то время Рая собиралась замуж, и приходила в гости к Варе со своим женихом Иваном. И как-то не пришло в голову девушке, что это плохая идея.

 

4.

    Однажды вечером в дверь Вариной съемной квартиры кто-то постучал. На пороге стоял Иван, в костюме и с цветами. 

- Я тебя люблю! – сказал он торжественно. – Предлагаю руку и сердце! Я от тебя без ума! Ты – такая воздушная, тонкая, как березка, красивая, нежная! Будь моей женой!

- А как же Рая? 

- Ну, когда-то она мне нравилась. А теперь мне к ней даже прикасаться противно. 

    В Ивана Варвара не была влюблена. Он даже не был ей симпатичен. Но подумала, что сейчас не помешает опереться на крепкое мужское плечо. А Иван казался очень надежным. 

   В общем, свадьба расстроилась. Раиса уволилась из таксопарка, нашла себе другую работу. И пропала на много лет. А Варвара с Иваном стали жить вместе. Сначала без регистрации. Но спустя 5     лет родилась дочь, пришлось оформлять отношения. 

     Из Вари и жена получилась так себе, а мать вышла так вообще никакая. Сына она терпеть не могла, так как он был копией отца. А бывшего штурмана Варвара со временем возненавидела, он стал казаться ей предателем, потому что бросил ее. И она отдала Сережку-младшего в интернат, чтобы перед глазами не маячил.    

    Дочку же в 3 года определили в заведение для слабоумных. Находилось оно недалеко от Ростова, и первое время Варя исправно проведывала ребенка. Но прошло два-три года, и перестала приезжать, надоело.   

   Серега был высокий, сильный, в папу, и смазливый – в маму. В общем, природа наградила парня лучшими родительскими чертами. Но счастья это ему не принесло. Парень был дерзкий, вспыльчивый, хулиганистый. Девчонки в него влюблялись, а он их матросил и бросал. После 8 класса Сергей пошел в ПТУ и вскоре был осужден за групповое изнасилование.    

   Почти одновременно на нары угодил и его отчим. Иван пристрастился таскать инструмент из таксопарка. Но заведение уже было приватизировано, сделалось частным. Ивана хлопнули на краже и посадили по 158 статье. 

   Сын вышел на свободу и ушел жить к какой-то женщине. С матерью он не общается, у Вари даже нет номера его мобильного телефона. А Ивана тюрьма сломала. Выйдя, он начал пить по-черному. И погиб от паленой водки. Двое его собутыльников просто ослепли, а Иван принял на грудь больше всех. И его не спасли.

- Можешь сказать, мол, так тебе и надо, бывшая подруга, - почти прошептала Варваре Раисе. – То особо не старайся. Жизнь и так меня уже наказала. Ни детей,
 ни мужа, ни перспектив. Я слыхала ты замужем. И у тебя трое взрослых ребят. Скоро бабушкой станешь. Вся в шоколаде…

- В шоколаде, может быть, - согласилась Раиса. – Но ведь, по твоим же словам, человек ищет счастья. А у меня его нет. И направление, в котором его искать надо, я тебе, увы, не подскажу. Потому что все эти годы я любила только Ваню. Хочу побывать у него на могилке…   

Иди, я не пойду. Какой смысл смотреть на черную землю? Иди.

 

--
Галина Цой