6. Врожденные, культурные МЭМы, МЭМном

Виктор Ефременко
               В  процессе онтогенеза      создаются  все  органы  нашего тела  и  мозг,  в частности.  Для  того  чтобы  мозг  работал,  нужно не только  создать  его  морфологию (строение),  но  и  снабдить его некоторой  начальной  информацией.
             В  компьютере, например, такая  первоначальная  информация   записана  в    BIOS (от англ. basic input/output system — «базовая система ввода-вывода»).   Без  неё  компьютер не сможет начать работу. Основное  предназначение  в том,  что  программный код  сохраняется  при выключенном  питании,  в  так называемой,  энергонезависимой  памяти. При  включении  питания  этот  код  начинает  работать,  считывается  информация,  необходимая  для  работы  программ,  запускаются    служебные  подпрограммы.          
            Код  в BIOS  записан  путем  предварительной  «прошивки».  «Железо»  компьютера не сможет начать работу  без некоторого  программного  кода,  как  газопровод  для доставки газа, требует  сначала  заполнить  его  трубы.  Это  встроенное  программное  обеспечение,  которое реализовано на специальной  микросхеме и содержит программный  код   необходимый  для  управления  клавиатурой, видеокартой   и  множеством  других  компонентов.

                ВРОЖДЁННЫЕ  МЭМЫ,  ИНСТИНКТЫ.

              Гены, в  процессе  онтогенеза,  должны  сформировать  в  мозгу подобную  систему и снабдить её  необходимой  информацией  записанной  неким  программным  кодом.
           Вот  эти  структуры  мозга  с  записанной под  руководством  генов информацией  назовём  врождёнными  МЭМами.     К  этой  же  группе  отнесём  МЭМы,  сформированные      в   начальные  периоды после  рождения  в  результате  специфических  актов  самообучения  (импринтинг).
               В  самих  кодирующих  генах   не  записано  ничего  кроме порядка  аминокислот  для  построения  каждого  белка.  Но   организм, построенный  на  основе  белковых  молекул в  результате   каскада  последовательных этапов  и  биохимических  реакций  в  онтогенезе,      в  конце  концов,  получает   мозг  определённой  архитектуры,  снабжённый  первоначальным  кодом (служебными  программами)  -  врожденными  МЭМами.

       Часть  мозга,  в  которой  данные  МЭМы  локализованы,   названа  Фрейдом  бессознательным.  Эта  группа  МЭМов  формирует  врожденные  рефлексы,   которые  отвечают  за  некоторые  паттерны  поведения,  реализуемые  без  вмешательства  сознания. 
               К  инстинктам  относятся  реакции  организма  на  холодное,  горячее,  громкие  звуки,  неожиданные  препятствия и  др.       
Кроме  того,  врожденные  МЭМы  осуществляют  некоторую  «цензуру»  для  поступающей  в  мозг  информации,   отсеивают  ненужную (на  их  взгляд)  и  пропускают  для  запоминания  полезную.
                В  результате   существования  бессознательного  мозг   уже  не   является  «чистым  листом»   для  воспитателей  и  учителей,    а представляет собой  некоторую    систему,  готовую  к  использованию   информации,  полученной  от  органов чувств. 
Так  на  внезапно  обнаруженное  препятствие  на  дороге  мы  автоматически  реагируем,  обходя  его,  даже  не  обращаясь  к  сфере  сознания.  Простые  программы  приводят  к  совершению  довольно  сложных  действий,  благодаря  наличию  обратных  связей.

             Надо  понимать,   что  врожденные  МЭМы  не  вполне  отвечают  реалиям  сегодняшнего  дня.  Они  адаптированы  к  жизни,  когда  Homosapiens  жили  племенами  охотников  и  собирателей. 
             Это  создает  психические  напряжения,  которые как-то должны  быть  снижены. Известно  применение  для этих целей антидепресантов, наркотиков,  алкоголя. На коллективном  уровне   в   обществах разрядкой  всегда  были войны, которые  стали  слишком  разрушительными и  почти  невозможными.
                Инстинкты  определяют  свойства  психики. 
 Эти  свойства  психики    возникли  на  протяженной  исторической  перспективе,  и  в  этом  смысле  являются  устаревшими.   Программы  бессознательного  гораздо  проще,  чем  совокупность  действий,  совершаемых  при  их  участии.  Проще  потому,  что  реальные  действия  совершаются  в процессах  самоорганизации   с  учетом окружающих  условий. 
                Врождённые  МЭМы  даются  человеку,   да  и  всем  другим  обладателям  мозга  один  раз  и  не  могут  быть  модифицированы  с  помощью  манипуляций.  Они  квазистабильны  и  не  адаптируются  практически  в  социальной  эволюции,  а  только  в  медленной  биологической  эволюции.
                Инстинкты  можно  рассматривать  как  адаптации   пришедшие  из  далёкого  прошлого.  Адаптации  вряд ли могли  сохраниться в большом  количестве в узкоспециализированном  виде,  напоминающем  швейцарский складной  нож,  с  огромным  количеств  лезвий  на все  случаи жизни.  За  это  время  менялась  окружающая  среда   и  остаться  имели  шанс  универсальные  адаптации  с  которыми  мы  сегодня  имеем  дело.    Они  и  зафиксированы  в   геноме  человека,    реализованы  соответствующим  набором  врожденных  МЭМов  в  мозгу. 
              Можно  предположить,  что  бессознательное,  сформировано  набором  врождённых  МЭМов.

      
                КУЛЬТУРНЫЕ  МЭМЫ.

                После  рождения,  строительство мозга,  совершенствование  его  функционала, наполнение  его информацией  от  органов  чувств,  структурирование самим  мозгом  поступающей  информации,  усвоение обычаев, моделей  поведения  принятых   в  данном сообществе,   базовых  понятий,  языков  общения,  продолжается  в  процессе  жизни  индивидуума. Весь  цикл  от  зиготы  до  смерти  называется  онтогенезом. 
                На  некотором  этапе  в  мозгу  начинает  появляться  разум,  т.е.  способность  строить  модели  фрагментов  окружающей  среды,   чтобы  предвидеть  реакцию  среды  на  действие  индивидуума,  не  проводя  самого  эксперимента.  Разум  позволяет  предвидеть,  делать  прогнозы.  Появление  разума  это  изменение  функционального  состояния  нейронных  сетей.  Появляются  программы,  они  начинают  работать,  тем  самым  изменяя  поведение  человека. 
                В   компьютере  для  совершения  сложных  вычислений  или  моделирования  сложных  процессов  обычно  требуются  большие  программы,  занимающие  много  ячеек  памяти.   Так  же  происходит  и  с  мозгом.  Но  для  мозга  никто  программы  не  пишет.  Они  возникают  в  процессе  самоорганизации  под  воздействием обучающих  факторов  -  либо  обучением  преподавателем,  либо  самообучением.   Самообучение  это  метод  проб  и  ошибок,  профессиональное обучение  гораздо  более  эффективно.

                Процессы  создания  новых  МЭМов  можно назвать  самоорганизацией   разума,  поскольку   между  отдельными   информационными  массивами  устанавливаются  ассоциативные  связи,   постепенно  превращая  островки  информации   в  более  менее  связанную  систему  понятий.   Эта  связанная  система  понятий  и  является  разумом. 
                Почему  самоорганизацией?   Потому  что,  учителя  и  институты  только  создают среду,  в  которой  самоорганизация  возможна,  но  они  не  строят  наш  разум,  как  каменщик  стену - кирпич  за  кирпичом  на  раствор.  Они  только  предлагают,  свои  рецепты.  Но  примет  ли  их   мозг   для  повседневной  деятельности  ещё  вопрос.
                Разум  нельзя  купить  за  деньги.  Каждый  его  должен  строить  сам. Купить  можно  только  корочки  дипломов.   Дети  олигархов,  обеспеченные  всем  при  рождении,  не  имеют  мотивации  к  скучному  иногда  процессу  обучения,  и  найти  им  своё  место  в  социуме,  соответствующее  их  амбициям  не  просто.  Им  трудно  стать  И.  Масками  или  Б. Гейтсами.  Зато  они  легко  могут    стать  и  часто  становятся   мусором  цивилизации.

 Мусором  в соответствии  с  определением  ООН  является  всё,  что  находится  в  неподобающем  месте  или  в  ненадлежащем  количестве.
              Информация,  транслируемая  в мозг   от наших  органов чувств, перерабатывается  в  структурах  мозга,    игнорируется  или  записывается    в  клетках  мозга (нейронах)  в виде  информационных  массивов  определенным  кодом  в соответствии  с типом  его предварительного форматирования.   
              Учитывая,  что  генетически  мы  отличаемся  друг  от  друга,  вероятно,  и  операционные  системы,  используемые  мозгом  каждого  человека  тоже  должны отличаться.  Имея  в  виду также   разное  воспитание  и  условия  существования  людей можно  полагать,  что они  в  ментальном  плане   отличаются  друг  от  друга.   Вот  почему  порой  людям  так  трудно  договариваться.
                Информация,  приходящая  в  мозг частично запоминается,  и    некоторая  её  часть  «прописывается»  в  нём  надолго.   При  этой  «прописке»   учитывается  содержание  врождённых  МЭМов  (бессознательное),   выступающих  как  некая  цензура.    

              Эти  массивы   внешней  информации,  полученной после  рождения,   зафиксированные  в  мозгу  в  виде  функциональных  состояний  некоторого  количества  нейронов,  будем  называть   культурными  МЭМами.  Эта  часть  информации  расположена  в  подсознании.   

                За  время  жизни  в  подсознании  накапливается  информация,  отражающая  жизненный  опыт,  т.е.   информация,  которая  не  может  быть  передана  генетически.  Культурные  МЭМы  являются  подходящими  кандидатами  в  репликаторы  культурной  эволюции. 
                Но  существует  одна  трудность.  Они  не  могут  передаваться  в  последующие  поколения  как  гены,  поскольку  со  смертью  человека    утрачиваются.   Культурные  МЭМы  возникают  и  у  животных,  но  они  не  построили  цивилизацию,  так  как  не   обладают  способностью  передавать  накопленную  информацию  следующим  поколениям.  Человек  же  сумел  создать  разные  способы  для  передачи  накопленной  информации  как  вертикально  (потомкам),  так  и  горизонтально  (окружающему  социуму).

              Культурные  МЭМы  являются с  одной  стороны    культурными  запретами   для  инстинктов,  ограничивающими  нормами  поведения  в  социуме,  с  другой  помогают  выбирать  адекватное поведение  автоматически  без  размышлений  с  помощью  усвоенных  образцов  на  разные  случаи  жизни.

                МЭМы  подсознания  содержат  информацию  о     правилах поведения  и  мышления  в  социуме,  идеалах,  которые  мы  считаем  своими, моральных  нормах,   личных   привязанностях,  предпочтениях  и  наоборот,  неприемлемых  образцах   поведения.
Воспринятая  от  других  людей    информация  порциями  попадает  в  сознание.
 Далее    МЭМы   из   сознания   проникают  в  подсознание (усваиваются), проходя «цензуру»  врождённых  МЭМов,   и  уже  усвоенных  ранее  культурных  МЭМов  на  совместимость.  Будучи  усвоенными  подсознанием  МЭМы   оказывают  давление  на  сознание  при  выборе  того  или  иного  решения.
              Культурные  МЭМы  легко  проникают  извне   в  сознание,  но  так  же  легко  из  него  уходят.  Фиксироваться  надолго они  могут  только  в  подсознании.
Почувствуйте  разницу  -     понимать,  что  быть  добрым  хорошо (МЭМы  в  сознании)  и  быть  добрым  на  самом  деле (МЭМы  в  подсознании)  это  разные  вещи.  Почему  человек  не  становится  добрым  при  объяснении  ему,  что  это  хорошо?   Очень  просто.  Другие  усвоенные  подсознанием  МЭМы   несовместимы  с  предлагаемой  информацией, препятствуют  ей  закрепиться  в  подсознании. 
                Попадая  в  раннем  детстве  под  влияние  той  или  иной  религии,  приобретая  соответствующие  составляющие  ментальности,    (систему  мышления  и  образцы  поведения),  человек  в  дальнейшем  не  может,  как  правило,  их  изменить.
Поэтому  с  верующим  человеком  атеисту  спорить не  следует.  Они  не  поймут  друг  друга,  поскольку    базовые  составляющие  их  ментальностей  слишком  разные.
                Различия  базовых  культурных  МЭМов  разных  цивилизаций   затрудняют    сближение  культур.  Но  кроме  таких  глобальных  причин  несовместимости  культур   могут  быть  и  местные  причины.  Так  жители  провинции  могут  недружелюбно  относиться  к  москвичам,  а  те  и  другие  не  прочь  выместить  свою  злобу  на  евреях,  цыганах,  кавказцах  и  прочих.  Всё  это  проявление  различия  ментальностей  и, следовательно,  культур.
                Усвоенное  в  детстве   влияет  на  все  без  исключения   аспекты  дальнейшего восприятия,  обучения,  способов мышления  и  поведения.  Конфликт  поколений  отцов  и  детей  состоит  в  том,  что  далеко  не  весь  опыт  передаётся  в  следующее  поколение.  Это  тот  же  самый  конфликт  культур,   культур  усвоенных  человеком.  Понятно,  что  человеком  усваивается  только  фрагмент  культуры  своего  поколения.
                Этот  конфликт  становится  ощутимым  по  мере  увеличения  скорости  культурной  эволюции,  и  потому    поколение  со  смартфонами  резко  отличается в  ментальном  плане  от  поколения  с  плугом  и  лопатой.

              По  своему  содержанию  культурные  МЭМы  можно условно разбить  на  3  группы:

        1.  Культурные  запреты,   для  обуздания  антисоциального    поведения,    сформированного   врождёнными  инстинктами  и   неприемлемого  в  социальном  обществе  или  конкретной  его  ячейке.
      
      2.  Содержащие  шаблоны  поведения  и  мышления  на  все  случаи  жизни. Именно  они  создают  многие  паттерны  поведения,  по  которым  можно  судить  о  личности. 
      
     3.  МЭМы  культурного  кода (культурная  цензура  и  идентификация).   Информационные  структуры,  проверяющие  новую  поступающую  информацию  на  совместимость  с  базовыми  составляющими  имеющихся     МЭМов.  Несовместимость  базовых  понятий  в  одной  голове  это  шизофрения.  Поэтому  входная   цензура  полезна.

                КУЛЬТУРНЫЕ  КОДЫ.

                Много  тысяч  лет  назад,  выходя  постепенно  из  Африки  и  проникая  в  Европу,  Азию,  Австралию    Homo sapiens    в  местах  своего  проживания   создавал локальные  традиции,      верования,  культуру.     При  этом    культурные  МЭМы  адаптировались,  в  зависимости  от  географических  условий,  климата,   свойств окружающей  экосистемы,  от  ряда    местных  факторов.      Адаптации  к  среде  происходили    негенетическим  путем.    Homo sapiens    строил  жилища,  изготавливал  орудия  труда  и  охоты и  т.д.    Всё  это  делалось  в  соответствии  с  локальными  традициями  и   традиционной  верой.

Культура  здесь  понимается  в  широком  смысле -   как   вся  накопленная  информация  популяции,  передаваемая потомкам  негенетическим  путём,  т.е.  культурными  МЭМами.

               На  геном  эти  условия  проживания  повлияли  значительно  меньше,  поскольку  он  является  по  природе гораздо  более  стабильной  сущностью.   Однако,  некоторые  гены  утрачивались,  а  другие  приобретались разными  популяциями,  так  что  частота  некоторых  аллелей    отличается  в  разных  популяциях.   Но  различия  эти  не  так  велики,  чтобы  сделать  представителей  разных  социумов  генетически несовместимыми.
               Что  же  касается  культурных  различий,  то  ввиду  более  быстрого  протекания  процессов  в  культурной  эволюции,   ментальные  различия  разных  этносов   значительны,   что  делает  их   плохо  совместимыми   в  одном  социуме.  Поэтому  страна  с  большим  количеством  разных  этносов  в  ней  оказывается  малоуправляемой.
                После  долгого самостоятельного  развития  культур  разных  цивилизаций,   в  эпоху  научно  технического  прогресса,  который  снял  изоляционные  барьеры   для  культур,      обнаружилось,  что  разные  социумы     не  полностью  совместимы,  поскольку  культурно  эволюционировали  независимо  друг  от  друга. 

               Несовместимость  культур,  их  обособленность   позволяет  говорить  о  существовании  некоторого идентификатора присущего  каждой  культуре,     который  можно   назвать   культурным  кодом. 
 
               Невозможность  скрещивания  двух,  даже  близкородственных  видов   в  биологической  эволюции,  вызывается   тем  фактом,  что  каждый  вид  генетически  обособлен,    отсутствует  генетический межвидовой  обмен   и  получение  жизнеспособного  потомства  при  межвидовом  скрещивании  маловероятно.    
Для  людей  можно  говорить  не  о  генетической  несовместимости,  а  о  социокультурной.
             Поэтому,   когда  разрушились  барьеры,  веками  разделявшие  социумы,      развитием  транспортных и  электронных  коммуникаций,  людям  из  разных  культур  оказывается трудно  общаться   и  существовать   друг  с  другом.  Ведь  для  этого  приходится   изменить   ментальность  в  сторону  совместимости,   делаться   толерантными.    Это  долгий  и  мучительный  процесс.
               Такая  метаморфоза    воспринимается  человеком  как  отказ  от  своей  самости (личности).   Постоянно  жить  в  костюме  другого  лица  для  человека  тяжело.   
 
           КУЛЬТУРНЫЕ  КОДЫ   это  идентификаторы    культур,   созданных  в  разных  местах,  разными  народами,  в   разное  время.  Отличия  культурного   кода    указывает   на  отличия   менталитетов,   вызывает трудности  общения  и совместного  существование представителей  разных  культур.

               В   каждой  культуре  и  даже  в  локальной  небольшой  популяции  культурный код     немного  отличается  от  кода  соседней  популяции  или  социальной  группы.  Глобальное  отличие  разных мировых  культур  соответствует    значительным различиям  культурного    кода.
                Стоит  отметить,   что  понятие   культурного  кода  можно  применять  к  той  части  культуры,  которая  не  относится  к  науке.  Наука  же   выделяется  из  всей  массы  негенетической  информации,   которую  мы здесь  называли   культурой  в  обобщённом  смысле,  тем,  что  она  не  имеет  культурного   кода,  она  интернациональна,  везде  понимается  одинаково.
 Это  принципиальное  отличие  науки  от  других  секторов   культуры.  Физика,  она  и  в  Африке  физика.   Про  музыку,  например,  или  философию этого  сказать  нельзя.

                МЭМНОМ.

                Гены  располагаются  на  хромосомах.  Они  привязаны  к  своим  хромосомам   в  обычном  состоянии.   МЭМы  тоже,  как   указано  выше,  связаны  друг  с  другом,  в  какие-то  более   стабильные  блоки (сети),  задающие  для  них  систему  координат. 
                Одна  группа  это  врождённые  МЭМы,  их  информационное  наполнение    сформировано  на  генетическом  уровне.  Эти  МЭМы  относятся  к  врождённым  свойствам  личности.  Они  находятся  в  мозгу,  в  бессознательном   или  лучше  сказать  составляют  сущность  бессознательного,  если  использовать  формулировки З.Фрейда.

                Вторая  группа  это МЭМы, которые  формируются  информацией  в  процессе  воспитания -  образования,  жизни,  взаимодействия  с  имеющимися  институтами,   с  конкретными  представителями  человеческой  популяции.  Речь  идёт  о  человеческом  опыте,  накопленном  в  процессе  жизни.    
 МЭМы,  сформированные  в  течение  жизни  человека  это   культурные  МЭМы.
Именно  они   являются  репликаторами  культурной  эволюции.
  Располагаются  они  в  подсознании,   точнее  составляют  его  сущность.
          
.                По  аналогии  с  генетикой  совокупность  врождённых  и  культурных  МЭМов  человека  назовём  МЭМномом.

                Чего  мы  добились,  вводя  в  оборот  понятие  о  МЭМах,   как  реплицирующихся  единицах,  функциональных  состояниях  фрагментов  мозга? 

                Культурная    эволюция   вводится  в  ранг  научной  теории, получив все  три   обязательных  атрибута  любой  эволюции  живого.
           1.   Изменчивость  ментальности  в  социумах.
           2.   Естественный  отбор  на  основе  значимых  ментальных  черт.
           3.   Культурное  наследование,  благодаря  созданным  человеком  механизмам  культурного  наследования.

                НОВОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ  КУЛЬТУРНОЙ  ЭВОЛЮЦИИ.

               
Ранее  мы  дали  такое  определение  культурной  эволюции  человека  в  социуме –

Культурная  эволюция -  последовательные  во  времени  изменения  культуры  человека  в  социуме,  вызванные  функциональными    изменениями  мозга.  Культура  это  один  кадр  из  фильма  «Культурная  эволюция человека».
                Теперь  мы  можем   его  уточнить,   пользуясь  представлениями  популяционной  генетики.  Популяционная   генетика   рассматривает   биологическую  эволюцию как  процесс  изменений     в генетическом составе   популяции  с  течением  времени.  Культурную  эволюцию  нельзя  понять  без  использования  МЭМов.
  Новое  определение  культурной  эволюции  -    

Культурная  эволюция человеческого   социума  это  изменение   со  временем  частоты встречаемости   некоторых  культурных  МЭМов (аллелей)    в  нём.

                Тут  важно  понять,  что  изменяется  сам  социум  и одновременно  меняется  ментальность  человека  в  нем.   Человека  отдельно   от    социума  уже  нельзя  рассматривать.  Человек  вне  социума  не  эволюционирует,  а   социум  без  человека  не  существует.