С. Шевырёв. О жизни Моск. Архиепископа Августина

Маргарита Бирюкова
Степан Петрович ШЕВЫРЁВ


Очерки жизни Московского Архиепископа Августина.
С приложениями и портретом. И. Снегирева. Москва. В Полицейской Типографии. 1848 г. в 8-ку стран. 130. 104.


В Московском Обществе Любителей Российской Словесности был похвальный обычай - чтить память умерших Членов своих воспоминанием их деятельности. Этому обычаю разбираемое нами сочинение обязано происхождением в первоначальном своем виде. С тех пор неутомимый в исследованиях Автор два раза обогащал его, и оно является перед нами в третьем издании, гораздо полнейшем двух предъидущих. Добросовестный ученый, как художник, никогда не может быть совершенно доволен трудом своим.
Незабвенная година 1812 года имела славных полководцев, которые нашли себе поэтов и историков. Она имела также деятелей более смиренных, которые на другом поприще не менее способствовали к спасению и восстановлению Отечества. Неблагодарно было бы, если бы эти деятели не нашли между нами провозвестников их духовной славы. Жизнеописание Августина, кроме свидетельства исторического, есть и благодарная память сердца, любящего Отечество. Деятельнейшие годы его жизни окружены самыми блистательными событиями современной Русской Истории. Величавый лик Архипастыря рисуется середи ужасов столицы, угрожаемой нашествием вражеским, на ее пожарище, на грудах развалин Кремля, в святыне поруганных храмов, у мощей, торжествовавших над нечестием, у икон, прославленных чудесами. Его слово гремит повсюду, перед полками, идущими в бой, перед народом, исполненным тревоги, перед ратью, пришедшею с боя, после громких побед, при торжествах мира и славы, при восстановлении Москвы и ее святыни, при слезных воспоминаниях о падших. Нет эпохи славнее для жизни, нет рамы счастливее для биографа. Автор понял свою задачу - и исполнил ее живо и искусно.
Пройдем в сокращении главные черты, которые напечатлело в нашей памяти это жизнеописание.
В 1766 году, 6-го Марта, в Москве, у священника приходской церкви св. Димитрия Солунского, Василия Виноградского, родился сын Алексей, которому Провидение предназначило в 1812-м году быть на пастве Московской. Любимое упражнение отца Алексея состояло в иконописании. Характер его был веселый. Еще дьячком беседовал он с Потемкиным, который любил его за живую и остроумную речь. Бескорыстие было его качеством. В чумный год лишился он жены. С горя предался страсти к напиткам. Сирота Алексей без матери терпел злую нужду. Память сиротства его поселила в нем чувство любви к сиротам. Но вот умер и отец его. Алексей остался осьми лет. Перервинская семинария его приютила и воспитала.
Латинская Словесность господствовала в тогдашнем образовании духовных. Стихи семинариста Виноградского, напечатанные в приложениях, написаны в Овидиевом стиле. Алексей даже импровизировал по Латыне стихами. Привыкнув в школе мыслить и писать на этом языке, он затруднялся выражаться по-Русски. Московской Университет и Русская литература противодействовали отчасти Латинскому образованию и восполняли его недостатки народною стихиею. Платон своим проницательным взглядом следил за его поприщем от самых первых его успехов. В 1794 году, Алексей пострижен в иноки и наречен Августином. В том же году, Митрополит Платон, примеривая на нем митру свою, предсказывал ему будущую судьбу его.
В 1795 году Августин уже Ректор Троицкой Семинарии. В 1801 г. он участвует в короновании Императора Александра. В 1802 г. он Ректор Московской Духовной Академии; в 1803 г. на чреде священнослужения в С.-Петербурге; в 1804 рукоположен в Епископа Дмитровского и Викария Московского.
Платон уже ослабевал силами. Усердный и послушный его Викарий деятельно помогал ему. Слово его торжественно раздавалось в Успенском соборе после Тильзитского мира. Но вот наступил 1812 год. Император Александр в Кремле, посреди народа. Августин встречает Царя с крестом, на пороге Собора и, произнесши слов;: С нами Бог! разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! - вводит Монарха в святыню храма. Царь и Пастырь плакали перед народом, и за ними народ. В храме раздался хор певчих: Да воскреснет Бог и расточатся врази его! - Не в этих ли слезах и молитвах, не здесь ли зачалась уже наша победа над врагом?
Августин сочиняет молитву об изгнании врага, пастырским наставлением утешает и побуждает народ к вооружению, благословляет Московскую военную силу, вручает Ополчению святые хоругви. 26-го Августа, в тот день как стонало Бородинское поле под кровавою битвою, Августин обносил в крестном ходе св. иконы Смоленской, Иверской и Владимирской Богоматери. Крестный ход шел между двумя рядами обозов с воинами ранеными и умирающими, которые крестились умиленно и с жадностью принимали кропление святою водою. 28-го Августа, внезапно, Митрополит Платон является в Москве. Сидя в креслах на входном крыльце Чудова монастыря, со слезами смотрит он, почти умирающий, на Кремль, прощается с подходящими, благословляет их и не хочет покидать Москвы. С трудом Августин уговорил его удалиться в Вифанию. 31-го Августа, в Лефортовском дворце, превращенном в больницу для раненых, являются утешительницами иконы Иверской и Смоленской Богоматери, по распоряжению Августина. В тот же день, он благословляет и напутствует духовных, которым вверены все сокровища ризницы и библиотеки Патриаршей, соборной, и ризниц монастырских. Но вот 1-го Сентября решено сдать Москву неприятелю. Преосвященный служит литургию в Успенском соборе и, складывая антиминс, говорит окружающим: «Скоро ли Бог удостоит нас служить в сем храме?». В 11 часов ночи получил он известие, что неприятель у самой Москвы, а в полночь повеление оставить Москву. В 2 часа ночи выезжает он из столицы, сопутствуемый и охраняемый иконами Владимирскою и Иверскою.
В понедельник, 2-го Сентября, вступил неприятель в Москву. В тот же вечер запылала она и горела трое суток. В ночь, с 5-го на 6-е Сентября, вспыхнуло все Замоскворечье. Французы, встречая при церквах священников с причетами, били и мучили их, чтобы выпытать, где спрятаны церковные сокровища. Нередко священников, диаконов брали под ношу, как вьючных скотов. Храмы Божии обращены были в казармы, амбары, конюшни и бойни. Сам Наполеон издевался над старым священником, Михаилом Пылаем, и приказал насильно облачить его в Архиерейскую одежду, среди Успенского собора, чтобы видеть изображение Российского Иеpapxa. Некоторые из священников совершали в церквах божественную службу без звону и напутствовали жителей Св. Тайнами.
Августин, во все время Московского разгрома, пребывал во Владимире и Муроме. 6-го Октября Наполеон оставил Москву. На 11-е в ночь взорвана часть Кремля. Остальная спасена проливным дождем, от которого отсырели 60 бочек пороха, назначенные для гибели соборов. На третий день утром, в Страшном монастыре раздался первой благовест к литургии, и повторен на всех уцелевших колокольнях. Москва, сорок дней не слыхавшая церковного звона, как будто ожила.
7-го Ноября, Августин явился в Москве. Приветствие его было ко всем: Христос воскресе! Из 237 церквей 12 сгорели, 115 повреждены от пожара, a прочие почти все разграблены. Ночью вступил Архиепископ в Кремль. Груды каменьев и мусор от взрыва, оружие, понтонные лодки, фургоны, конские и человеческие трупы, мебель, иконы, церковная утварь - вот что наполняло Кремль. Двери Успенского Собора были запечатаны. В стенах пробиты гнезда и вставлены брусья для коновязей, а может быть и для взрыва порохом. Отворяются северные двери Собора. Трикраты кланяется в землю Архипастырь с предстоящими и входит, произнося: Да воскреснет Бог и расточатся врази его. Спутники провожают его с зажженными свечами. Зарыдали и содрогнулись все при виде поруганной святыни. Окна перебиты. Внутренность занесена снегом, стружками и навозом. На месте паникадила весы для вешания награбленного серебра и золота. На правом столбе иконостаса счет ему. Середи собора плавильные горны и деревянные болваны в доспехах из Оружейной Палаты. С иконостаса ободрано все серебро. Иконы без окладов, утвари, церковные одежды разодранные разбросаны на полу вместе с оружием так, что нельзя пройти. С гробниц Святителей сняты серебряные украшения. Запечатанная рака Св. Петра Митрополита вскрыта. Мощи Святителя Филиппа брошены на помост. Над гробами Митрополичьими стойла для лошадей. Но мощи святителя Ионы лежали неприкосновенными на своем месте в серебряной раке, при них серебряная лампада, подсвечник и образ Спасителя в серебряном окладе.
В Чудове монастыре алтарь главной церкви служил квартирою для Маршала Даву. Мощи Св. Алексия Митрополита найдены были в кучах ободранных и распоротых риз, в преддверии Благовещенской церкви. Мощи Св. Царевича Димитрия сохранены были за иконостасом, в Вознесенском монастыре, Священником Иваном Яковлевичем Вениаминовым, который обрел их поверженными близь Архангельского Собора в Кремле. Образ Спасителя в серебряной позолоченной ризе уцелел от хищения на Спасских воротах. Взорвана Никольская башня, но икона Св. Николая чудотворца со стеклом и фонарем осталась невредимою.
Архипастырь деятельно приступил к освящению и возобновлению всей святыни Московской. В это самое время скончался Митрополит Платон, и управление Московскою паствою окончательно вверено было Августину. Прежде всего поданы были помощь и утешение несчастным, лишенным покрова и пищи в разоренной столице. Пастырь служил посредником между Императрицей Марией и страдавшим народом. 1-го Декабря освящены Китай город, Покровский Собор, и с лобного места осенены крестом народ, Кремль и Москва. В первый раз по изгнании врага торжественный звон оглашал столицу в течение целого дня. На рождение Императора Александра, 12-го Декабря, освящен Белый город, и Граф Растопчин читал народу известия о победах Русских над полчищами Наполеона. - Но Кремль еще не был доступен народу. 1-го Февраля 1813 года, торжественное открытие Кремля началось освящением Архангельского собора. Мощи Св. Царевича Димитрия обносимы были кругом храма, 2-го же Февраля вокруг стен Кремлевских; 12-го, в день Св. Алексия Митрополита, освящен был Чудов монастырь. Между тем в городе прежде всего восстановлялись церкви! «Жители, - как свидетельствовал Архипастырь, - не прежде начинают обстроивать свои домы, пока не увидят освященными приходские свои церкви».
Неутомимо действовал Августин. Под его личным надзором возобновлялся Успенский собор во всем своем прежнем величии. Открыто учение в Московской Духовной Академии. Основано Библейское общество. Благословлен возврат Московского ополчения. Совершена годовщина Бородинской битвы.
30-го Августа освящен Успенской собор, не вмещавший в себе народа, при пении канона Пасхи. Мощи Св. Петра Митрополита обнесены кругом Собора. Октября 11-го, в самый день изгнания врага, совершен крестный ход вокруг Кремля и введен в Устав Московской Церкви, на память потомству.
Между тем как восстановлялись здания государственные, Сенат, Университет, и деятельный Пастырь освящал их; между тем как разоренные церкви в городе и в окружных селах возникали с новым благолепием, его неусыпными попечениями: - события, последовавшие за 1812 годом, взятие Парижа и утверждение мира в Европе, возбуждали также его деятельное слово.
В 1816 году, Император Александр в Москве. Преосвященный, держа в руках крест, встречает его словами: «Исходя во сретение с сим знамением победы, Тебе победителю нечестия и неправды вопием: осанна в вышних! благословен грядый во имя Господне!». В Библейском обществе подносит он Императору Библии на Греческом и Славянском, Псалтырь на Грузинском и Новый Завет на Славянском и Польском языках, и говорит: «Государь! Господь Бог вас избрал орудием своим умиротворить Европу и озарить благодатным светом Евангелия миллионы народов Вашего Величества». 1-го Сентября, на том самом месте, где в 12 году появились полчища Наполеона на Воробьевых горах, в присутствии Царя и его семейства, при 50 тысячах войска, увенчанного свежими лаврами побед, при стечении народа Московского, который принес в жертву Отечеству и себя и город, Августин освящает закладку храма Христа Спасителя и, в виду Москвы, говорит: «Первопрестольная Столица! ты особенно носишь на себе печать чудес Божиих; в твоих развалинах сокрушилось страшное могущество разрушителя; пламя, истребившее тебя, истребило и его, воспламенило сердца Россиян и других народов к возвращению мира и тишины. Возноси убо Господа Бога своего, и предстоя подножию сея Святыя горы Его, покланяйся Ему духом и истиною».
Радости Царского семейства знаменуются освящением новых храмов. В 1818 году, «жители Москвы, - говорит биограф, - обрадованы были рождением Великого Князя Александра Николаевича: он увидел свет на днях Святой Недели, Апреля 17, в обители св. Алексия Митрополита, в Архиерейском доме, сооруженном при Митрополите Платоне, и там просвещен св. крещением в той же самой церкви, в коей и Петр I принят был от св. купели. После приобщения св. тайнам от Преосвященного Августина, он возлагаем был Августейшею Бабкою своей на раку Святителя-патриота».
Августейший Родитель в роковую минуту подкрепил душу обещанием, которое состояло в том, чтобы во имя Александра Невского воздвигнуть придел в церкви Нового Иерусалима, и в письме к Преосвященному, где засвидетельствовано это обещание, просил его быть помощником и руководцем в исполнении священного обета. «Пускай перед олтарем, воздвигнутым благодарностию отца, приносятся молитвы и о матери и сыне, да продлит Всемогущий их жизнь для собственного их счастия, на службу Государю, на честь и пользу Отечеству». (Слова из письма). При Августине сооружен был храм.
Большой колокол Успенский, при взрыве колокольни, пал, расшибся и лежал на земле без языка - его должно было перелить. И это совершено было заботами Августина. «Когда, при отливке его, наступила решительная минута для спуска из литейной печи растопленной меди в форму, поставленную в той же яме, где отлит прежний колокол: Преосвященный уединился в особенную комнату помолиться об успешном совершении дела, от коего зависело все благосостояние заводчика». В простом народе этот колокол, бывший благовестником побед и торжеств наших, весьма знаменательно слывет и доныне Августином.
Последние занятия Пастыря посвящены были заботам об улучшении состояния священно и церковно-служителей Московской Епархии. 1818 года, Февраля 19, при освящении памятника Минину и Пожарскому, Управляющий Московскою Митрополией наименован был Архиепископом Московским и Коломенским.
Последние страницы биографии посвящены описанию болезни, кончины Преосвященного, последовавшей 3 Марта 1819 года, внешнего образа его, характера, как человека и как писателя. В некоторых анекдотах представлены черты его доброты, нелицеприятия и великодушия.
Мы прошли в воспоминании самые замечательные события этой биографии, чтобы показать весь интерес, все богатство ее содержания. Последние 6 лет жизни Преосвященного, начиная с 12-го года, представляют ряд подвигов и торжеств, соединенных с лучшими минутами жизни народа и Отечества. «Нельзя было почти выбрать, - замечает Г. Сидонский, которого слова приводятся биографом, - лучшего представителя Церкви и преемника Платону в те бурные дни, какие видела Москва во время и после нашествия врага. В это время Августин явил себя истинным пастырем». - В самом деле, он разумел умом и чувствовал сердцем все величие той эпохи нашего Отечества, в которую Провидение определило ему действовать. А, кроме того, сердце его билось заодно с сердцем народа, его мысль понимала основную мысль народной жизни. Вот почему и так жарко загоралось его слово, и так кстати вырывался у него текст Писания, в минуты торжественные.
Биограф присоединил к своему труду драгоценное собрание Слов Преосвященного Августина, имеющих связь с историческими событиями времени. За ними напечатаны и Растопчинские афишки, названные в 1812 году Дружескими посланиями от Главнокомандующего в Москве к жителям ее. Сии последние писаны народным слогом, или лучше сказать, в них заметно желание подделаться под народный слог. Первые же писаны высоким языком Церкви и Словесности, современной Проповеднику; но несмотря на то, в них гораздо сильнее и глубже выражается мысль народа, которая спасла Отечество. В афишках внешняя форма кажется народною, а в словах Августина дух является народным, дух же выше формы. Пастырь, в многотрудную минуту жизни Отечества, понял то, что составляет основу могущества Русского народа и государства, и в 1813 году, при освящении Успенского Собора, с таким уважением выражался о народе Русском:
«Россия! ты всегда носила на себе знамения благоволения небесного; Бог твой всегда являл над тобою чудеса премудрости Своея, всемогущества и благости. - Все народы, какие ни погружены были во мраке идолопоклонства, нимало не заботились о истинном Боговедении: но народ Российский сам собою ощутил заблуждения свои, и всею душею, всем сердцем возжелал познать Сотворшаго всяческая, и воздавать ему почтение, достойное Его»  .
Глубокое убеждение в том, что человек есть падшее создание, которое могло быть воссоздано только Иисусом Христом , полное сознание того, что в народе Русском сильно и действенно начало Веры, и живое сочувствие всем событиям своей эпохи в том смысле, что они должны послужить к прославлению этого начала: вот что дает внутренний смысл и силу словам Августиновым. Ничем лучшим не могу заключить разбора книги, как приведением из этих Слов некоторых мыслей, имеющих в наше время особенное значение.
«Чтоб основания царства были тверды и непоколебимы, нужны правила, владычествующие не над действиями только нашими, но и над самыми чувствованиями. - Нужны законы не на скрижалех каменных начертанные, но на скрижалех сердца плотяных, законы, которые бы, истребляя в нас порочные склонности, силою своею к единому добру побуждали и влекли душу нашу. - Блажен народ, где закон Бога его в сердце его!» (стран. 18).
«Народы! вы будете славны, сильны, богаты и счастливы: последуйте только закону вечныя истины. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (стран. 20).
«Надеяться на одну политику, основывать благоденствие общества на развалинах веры и благочестия, значит презирать и оскорблять Провидение, значит вооружать против себя ту десницу, которая рано или поздно истребляет обитателей Содома и Гоморры. Сей есть вечный и неизменный закон, чтоб из общего порядка проистекало благо общее, чтоб счастие народов было плодом правды, чтоб слава неотлучно сопутствовала добродетели» (стран. 21).
«Человек сотворен для общества. Но люди, имея столь корыстолюбивую природу, при буйстве страстей, среди общего разврата, могут ли составить и сохранить общество? - Может быть некоторые почтут сие возможным. - Но пусть испытают они; да рекут: приидите, созиждем себе град и столп, его же верх будет даже до небес. Будучи разделены мнениями, желаниями, страстями, в таком смешении языков, где никто не слышит гласа ближнего, зовущего в помощь себе, престанут они зиждуще град, и рассеются по лицу всея земли. Истину сию засвидетельствовал опыт всех веков».
С. Шевырев.

(Москвитянин. 1848. Ч. 6. № 11. Критика. С. 94 - 104).