Спорная евангельская притча

Ангелина Кныш
Евангелие – очень сложная книга, которая лишь на первый взгляд кажется вполне доступной и написанной весьма примитивным языком.

Сказано там, например: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5:29). Или еще: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).

Можно ли выполнить все это в прямом смысле слова?  Разумеется, нет. «Здесь мудрость. Кто имеет ум…» (Откр. 13:18). В первом случае речь идет о том, чтобы вырвать из себя страсть (блуда и т.д.), а во втором – о необходимости непрерывно подпитываться словом истины Божьей.

Об этом подумалось во время просмотра очередного выпуска программы «Встреча» с протоиереем Андреем Ткачевым на телеканале «Спас». Выпуск был посвящен обсуждению евангельской притчи о неверном управителе (Лк., гл.16).
 
Как следует из притчи, одному господину (Богу) стало известно о том, что управляющий Его имением расточает его, поэтому виновник был призван дать отчет и освободить свое место. Управляющий вначале опечалился о своей незавидной дальнейшей участи, но затем нашел выход – призвал должников господина (каждого по отдельности) и уменьшил им суммы в долговых расписках, чтобы заслужить их расположение и облегчить с их помощью себе будущую жизнь.

Казалось бы, вор не образумился и продолжил свое черное дело, поэтому он должен быть показательно осужден всеведущим Богом на страницах Евангелия.
 
Вместо этого читаем далее: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». (Лк. 16: 8-9).

Многие поражены и озадачены этой одной из самых спорных евангельских притчей, в результате чего в православных источниках сообщается, что эту притчу часто просто избегают толковать.

Известный толкователь Евангелия Феофилакт Болгарский, например, приводит весьма неубедительную трактовку: «Воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия».
 
То есть, уменьшил управитель долги заемщиков, тем самым облегчив им жизнь, и это угодно Богу.
 
Андрей Ткачев в программе «Встреча» дает свое, еще более странное толкование: верующие в своем стремлении к Богу должны брать пример с той целеустремленности и настойчивости, какую мирские люди нередко проявляют в достижении своих земных целей.

Однако речь в этой притче идет совсем о другом – О СПАСЕНИИ ДУШИ.

Бесспорным является факт, что богатство дается Богом отдельным людям, чтобы они делились им с неимущими, будучи соработниками Богу на земле.

Тем не менее, СУТЬ вышеприведенных похвальных слов Бога заключается в словах: «Чтобы они (друзья) приняли вас в ВЕЧНЫЕ ОБИТЕЛИ». Кто может находиться в вечных обителях? Праведники. Какие рычаги имеют праведники на земле, а потом и на небесах, чтобы они смогли помочь кому-то попасть в вечные обители? Разумеется, только усиленную молитву праведников за тех людей, которые на земле были их благодетелями («Много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16).

А смогут ли подобные неправедные управители САМИ попасть в вечные обители? Едва ли, поскольку ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИТЧИ (о котором все почему-то забывают!) звучит так: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны (господину, или Богу), кто поверит вам истинное?… Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:11,13).

Именно в этих последних словах Евангелия и содержится ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЕРДИКТ Бога, а вовсе не в похвале неверному правителю.

То есть, раз ты служишь маммоне, (богатству), то Бога этим только гневишь. Но у тебя есть выход – помоги в земной жизни своим неправедным богатством многим неимущим людям, чтобы кто-то из них, удостоившийся вечной жизни, помог и тебе своими усиленными молитвами Богу о спасении твоей души.