Бесплатная путёвка в санаторий

Юрий Комболин
Санаторий. 09.10.2020.
Впервые в жизни получил путёвку в санаторий бесплатную! Вот уж обрадовался. И дорога бесплатная: туда и обратно поездом в купейном вагоне. За бельё, правда, пришлось заплатить, но это мелочи, решил я. И двое нижних пассажиров храпели так, что моя верхняя полка ходуном ходила, и, конечно, не то, что глаз, одного глаза не сомкнул всю ночь. Но это мелочи, решил я.
В Великих Луках рядом с вокзалом нас ждал санаторный автобус. Полтора часа, и мы на месте в санатории.
Тут надо дать первое пояснение. Просто так бесплатно путёвки в санаторий государство не даёт. Ты должен быть судейским, военным высокого звания, наверное, депутатом, сенатором, чиновником, хотя бы средней руки. Или, как я, инвалидом второй группы. В своё время, я написал двадцать с лишним лет назад, очерк «Другая жизнь» и опубликовал его в газете «Час пик»: как столкнулся на машине с лосем, попал в больницу и получил инвалидность. Дело прошлое.  А пять лет назад узнал, что, оказывается, мне по инвалидному статусу должны ежегодно предоставлять бесплатную путёвку в санаторий.  Два года на мои заявления отвечали, что очередь не подошла. Подождал пару лет и написал ещё одно. Выделили. В Псковскую область. Ну, думаю, в Псковскую, так в Псковскую: дарёному коню в зубы не смотрят.
Но особенностью этого заезда оказалось, что все мы – инвалиды. Абсолютное большинство - пожилые. Очень пожилые. Некоторые едва ходят. Но от вагона до автобуса (метров 100-200 по гравию) и от автобуса до здания администрации санатория (метров 300 по асфальту, но с лестницей и порогами) каждый тащил (именно, тащил!) свои вещи сам! Помогать, уж совсем немощным, пытались такие же инвалиды. Ладно, думаю, наверное, каждый решил для себя, что это тоже мелочи.
При оформлении оказалось, что, да, есть двухместные номера и одноместные. Попросил одноместный, мотивируя  тем, что работой за компьютером буду мешать соседу. Пожалуйста, сказали, доплатите девять тысяч – по 500 рублей за сутки.  Попытался сэкономить хоть полтысячи: стал доказывать, что день заезда и день отъезда всегда считаются за одни сутки. Жёстко, даже, я бы сказал, грубо мне заявили, что с меня девять тысяч рублей.  Заплатил. Хотя, для пенсионера, это уже не мелочь.
Конечно же, взял с собой справку, что могу посещать бассейн. На его дверях прочёл, что с разрешения врача пользование бассейном бесплатное, а без разрешения – 300 рублей час. Но хотя медицинских противопоказаний не было, врач, отведя глаза в сторону, твёрдо заявила, что бассейн только за деньги. От бассейна отказался, хотя, по сравнению с девятью тысячами доплаты за одноместный номер, 300 рублей за час не так уж и много: решил экономить на своём здоровье...
Перед визитом к санаторному врачу, пришлось приобретать маску и бахилы: без них вход в кабинет запрещён, а свои оставил в номере. Ладно, думаю, киоск вот он. На стекле объявление: «Маска от 15 рублей». Дороговато, но что делать. Дайте, говорю одну, - и протягиваю 15 рублей. Оказалось, что 15 рублей одна, если покупаешь пять штук. А одна одноразовая стоит 19 рублей. С бахилами за рубль визит к врачу обошёлся в 20 рублей. Это мелочи тоже, решил я.
Врач выписала массаж. При оформлении массажистка заявила, что надо купить в киоске детский крем и показала тюбик. Купил за 45 рублей. На первом сеансе массажа его даже не вскрыли, положив в стол. Это мелочь, решил я.
Это первые два дня моего санаторного лечения. Давление и сердцебиение нормализуются. Хотя, до этого всегда были в норме. Возрастной, конечно.

10.10.2020.
Уже вчера хотел выставить предыдущую запись у себя на Стене Вконтакте. Ан, нет: на территории санатория, по крайней мере, в корпусах отдыхающих интернета нет. Вот тебе и XXI век! Придётся обнародовать записи по приезде домой.
Сегодня с утра жемчужная ванна и грязи. А после обеда договорился с соседями по столовой пойти в посёлок на рынок. А пока сходил на берег озера и поснимал уток, кошек, ворон и чаек, которых постояльцы, несмотря на запрет, подкармливают. Одна из женщин поделилась, что после ужина, в сумерках к столовой приходит лиса, которая подбирает еду за котами. Попробую сегодня отснять рыжую.
Лежу на грязях. За занавеской две подружки-хохотушки, каждой - за семьдесят. Одна: Звонит мне одноклассница. Спрашивает, мужики-то хоть есть, на кого глаз положить? Как же, отвечаю: одни хоккеисты и футболисты. Она мне: да ты что! Да, говорю, с клюшками – хоккеисты, а футболисты – пузатые. Мой сосед отлежал процедуру, встаёт – футболист!
Поход на рынок обернулся для меня  кошмаром – я потерял мобильный телефон. На рынке, который к тому времени уже опустел, только один торговец оставался, мне позвонил приятель. Я отошёл в сторону и долго говорил с ним. Закончив, сунул аппарат в карман пальто и вернулся на рынок. Буквально через несколько минут пошли обратно. По приходе в номер, обнаружил, что телефона нет. Значит, потерял его в промежуток времени от звонка приятеля и до возвращения в свой номер. Четырежды прошёл путь от номера до того места, где закончил разговор с приятелем. Причём, два раза с соседом, который постоянно набирал мой номер. Тщетно – аппарат не обнаружил. Телефон можно новый купить – это не проблема, а восстановить номера, скопившиеся в базе моего аппарата, уже не удастся никогда. И по интернету ни с кем не могу связаться, так как его здесь нет. Представляю, что подумают друзья и родные, которые не смогут мне дозвониться…

11.10.2020.
В записной книжке нашёл всего один телефон знакомого в Петербурге. Связался с ним по телефону соседа по столу. Попросил позвонить моим друзьям и сыну, чтобы не паниковали из-за моего молчания. Уже хорошо. Написал здесь три сонета. С осенним настроением лёгкой грусти.
Собираюсь ещё раз сходить к рынку. Надо съездить в Невель. Это ближайший городок, где есть салон МТС. Заблокирую симку и куплю новый телефон.

12.10.2020.
Решил сегодня в понедельник не ехать в Невель, а пройти все процедуры. У меня их четыре: массаж, грязи на колени и голеностоп, циркулярный душ и жемчужная ванна. Делают их через день совершенно замечательные медсёстры. Значит, завтра буду от процедур свободен. Поделился со вчерашним рыбаком, который в Невель за червями ездит на машине, что завтра еду на автобусе.  Он неожиданно предложил поехать на его машине. Познакомились: Николай и его жена Татьяна Михайловна. Выедем сразу после завтрака.
Написал уже пять сонетов и почеркушку на утрату телефона.

13.10.2020.
Съездили в Невель. Зашёл в салон МТС. Да, могут заблокировать карту. При этом все деньги мои пропадают и мой номер старый мне они не могут оставить. Это можно сделать только в том регионе, где я оформлял свой телефон, то есть, в Петербурге. А здесь при покупке нового телефона у меня будет новая карта псковского региона с новым номером телефона. Его никто из моих абонентов не знает, значит, мне не позвонит. Мне это совершенно ни к чему.
Могу только позвонить с аппарата МТС на горячую линию и на две недели заблокировать свою карту. По приезде в Петербург, купив новый телефон, смогу восстановить и мой старый номер с сохранением денег, которые на моём счёте. Надо знакомиться с человеком, у которого МТС.
Написал ещё один сонет, шестой.

14.10.2020.
Вышел вчера на норму – три сигареты в день. И второе утро делаю зарядку - тоже норма. Теперь только ещё надо начать утренние пробежки, не зря же я взял спортивную обувь, и пора уже выйти на рыбалку… Покормил котов на берегу озера колбасой, аж урчали от удовольствия, воронам скормил оставшуюся калитку с картошкой, уткам разбросал три ломтика батона.
С утра дописал седьмой сонет.
То, что написал на ноуте, не получается сбросить на терабайтник, и на нём не могу работать: написанное не сохраняется. Пришлось сохранить на ноутбуке. Вчера продолжил очерк «Арктические водоросли». Теперь уже появилась надежда, что допишу.

17.10.2020.
Продолжил очерк. Вышел на включение настоящего времени, но, как его продолжить, ума не приложу. Нужна какая-то перебивка, а её нет.
Оказалось, что здесь есть банкомат СБ. Сходил, снял пару тысяч. Завтра, после завтрака схожу на местный рынок.
Неожиданно написал восьмой сонат.

18.10.2020.
Как-то так получилось, что в активе уже 10 сонетов.
В воскресение процедур нет. Маемся бездельем. Конечно, те, кто не уехал на экскурсию. Посетил рынок. Приобрёл термобельё – холодно на улице. Счастливый и в тепле сегодня час ходил по дорожкам на холоде и ветре. Теперь это меня не останавливает.
Мой вирджиниевский табак для самокруток закончился, пришлось взять пару пачек мерзейших белорусских сигарет «Credo». И так-то мало курил, а теперь вообще три раза по полсигареты выдерживаю.
Почти дописал очерк Арктические водоросли.
Три дня провожу сеансы суджок терапии – укрепляю простату. 

19.10.2020.
Что-то новенькое: с утра телевизор не показывает ни одной программы – нет сигнала. На завтрак некоторые выбрали фруктовый плов. Это одна слива, несколько изюмин и абсолютно сухой пресный рис. Наши дамы съели только сливы. Остальное отнёс воронам на берег, к причалу. Им же отдал и остатки своей колбасы, которую купил на рынке.
Вообще о еде напишу отдельный пространный пост. Она отвратна. Ни в армии, ни на одном из судов за восемь лет работы на флоте, ни в одном из четырёх прежних санаториев не готовили и не кормили так убого и так невкусно.
Написал одиннадцатый сонет «Эй, старуха с косою». И даже двенадцатый.
А телевидение санаторное было, оказывается, на профилактике до полудня.

21.10.2020.
За столом разговоры только на две темы: о своих болезнях и о меню. Вчера, после ужина, пригласил своих состольников к себе на чай, по случаю завершения работы над очерком об Арктике.  На стол выставил сочни, краковскую колбасу, сыр «Чеддер», вяленый инжир, бездрожжевой хлеб, мармелад, конфеты «Коровка». Заварил чай «Ахмат». Дамам всё понравилось. «Ой, всё не из столовой», - воскликнула одна, - «и даже чай не в пакетиках!». Обе после тяжёлого инсульта. А одна ещё и с диабетом. Одна только что от палочки отказалась, а вторая всё ещё с тростью ходит. И ведь не старые ещё…
Сегодня в санаторий приезжает какая-то комиссия. Всё вымыли и вымели, Поменяли бельё. Обновили предупреждения о ступеньках и социальных дистанциях. Может, и суп на обед с мясом будет.
С ночи зарядил дождь. Мелкий, противный и бесконечный. Все сидят по номерам у телевизоров.
В санатории, где тебя три раза в день кормят, у тебя отдельная тихая комната с постелью, которую тут же можно превратить в диван, вид с балкона на парк с вековыми соснами и озеро с едва просматривающимися берегами, начинаешь понимать, почему наши русские писатели-крепостники никогда не жаловались на леность и неотзывчивость Музы. Она всегда у них была рядом. В любой момент: хоть днём, хоть ночью они могли принять её в объятья и почувствовать её призывный ответ. И с нею, любимой, рождать великие строки поэзии и прозы.
Написал очередной сонет № 320. Ты сейчас на коленях моих. И 321-й В тумане увидел тебя.

22.10.2020.
На дворе дождь. А надо бы сходить на рынок.
После завтрака скормил воронам, подлетевшим к курилке, бутерброд с сыром, который оставляю на утренний чай в номере. Птицы были довольны.
Сразу написал сонет № 322 Серая подружка, посвящённый этой умной птице. Написал и почеркушку медсестре Светлане, которая на жемчужных ванных работает.
Подошёл к причалу, уток покормить хлебом. А там переполох: чёрно-белый кот, который сидит у нашего корпуса перед дверью, изловчился, выпрыгнул из-за дерева, схватил, вышедшую на берег, утку и утащил её метров на двадцать. Сердобольные бабули бросились за ним и отбили пернатую добычу. Утка улетела. Стоят старушки и нещадно ругают хвостатого охотника. А за что? В природе выживает сильнейший. Котяра, кстати, снова за дерево в засаду сел.
Успел на рынок перед обедом. Никого. Только одна дама, у которой я низ термобелья взял. Поздоровался.
- Что же, - говорю ей, - сегодня не раскладываетесь?
- Так, дождь, - отвечает.
Спрашиваю, нет ли у неё и верхней половины термобелья. Обрадовалась, что узнал. Засуетилась, бросилась к своим сумкам: «Есть, как же. Сейчас найду».
Нашла. Взял. И носки ещё прикупил. Как уж она меня благодарила. А то, сказала, в ущерб себе приехала. Билет-то 300 рублей стоит. Узнав, что холостой, обещала невесту подыскать достойную.
Гуляю уже несколько дней с блокнотом. В одиноких прогулках приходят строки, которые записываю на ходу. Так родились уже несколько стихотворений. Например, этот сонет № 323 про вдруг открывшуюся в прошлое калитку. Это уже 16-й сонет.

23.10.2020.
Врач Зимина на днях приехала с отдыха в турецкой Анталье и привезла нам в санаторий ковид 19. Ходила на работу, принимала больных без маски, общалась с коллегами, родными, близкими. Всех её больных посадили на карантин. А сегодня из нашего корпуса с 6-го этаже увезли больного, у которого температура держалась двое суток. Бригада скорой, приехавшая за ним, была в «скафандрах». Отменили все поездки и процедуры. Тех, кто в ближайшие двое суток уезжают, говорят, выпустят. Остальных могут посадить на карантин. Я в зоне риска. У меня отъезд в воскресение.

24.10.2020.
Сарафанное радио принесло, что уже полтора десятка человек среди больных, на карантине. Официантки спрашивают у всех, есть ли за столом кто-то на карантине. В столовой людей совсем мало.
Вчера наткнулся на тренажёры. Оказываются, они устроены на улице, под навесом. Позанимался так, что все мышцы болят, особенно, на руках и плечевого пояса. Едва зарядку сделал. Перед обедом схожу, позанимаюсь.
Несмотря на объявление, что процедуры отменены, похоже, сегодня они ещё будут, сосед сказал. А ему это сообщила дежурная медсестра. Это прекрасно: сегодня у меня грязи и жемчужная ванна. На них процедуры заканчиваются. Всё сделали.
Вчера написал три сонета. Конечно, они простенькие, но форма соблюдена. С ними стало 20 сонетов. А ещё три почеркушки и одно стихотворение. А главное, завершённый очерк в книгу об Арктике.
У проходившей мимо официантки, которая несла еду в наш корпус тем, кто на карантине, спросил, много ли их. Пятьдесят, ответила она. Вот результат поездки врача этого санатория в Турцию.
Сходил к тренажёрам, позанимался, несмотря на боль в мышцах.
Дежурная медсестра, прежде, чем выдать справку на отъезд, спросила, кто мой лечащий врач. Узнав, что не Зимина, выдала.
Написал сегодня три сонета. Их стало 23.