О книге Анастасии Астафьевой Для особого случая

Дмитрий Трипутин
        Рассказы Анастасии Астафьевой вошедшие в сборник «Для особого случая», на мой взгляд, необычайно пронзительны и трагичны. По-моему, такой накал страстей не часто встречается, тем более в произведениях литературного направления, которое принято называть «деревенской прозой».
        При этом автор нередко концентрирует внимание читателя на таких проявлениях и особенностях нашей жизни, на таких чертах характеров персонажей, на которые обычно не обращаешь особого внимания. Может быть, они даже в поле нашего зрения, но где-то на периферии сознания.
        Так, например, в рассказе «Непутёвый» с пугающей достоверностью описаны тревога и отчаяние матери горького и страшного пьяницы. А часто ли мы замечаем страдания родителей таких детей?
        После прочтения каждого из рассказов, кроме незабываемых деталей, остаётся ещё и полное трагизма «послевкусие». Порой это заставляет отложить книгу и задуматься: «Да, почему же так. Разве могло такое случиться?»
        Но автор очень убедителен и правдив. В рассказах нет ничего фантастического. Нет ничего такого, чего не могло бы произойти на самом деле и, по-моему, это усиливает их драматизм.
        Например, у героини рассказа «Для особого случая» на первый взгляд всё хорошо. Она признана лучшей дояркой в стране и едет за наградой в кремль. У неё любящий и внимательный сын Серёжа. Но что-то не так. И муж пьёт и платье, облюбованное для поездки, стоит в магазине непомерно дорого и ферму нельзя надолго оставить…
        В итоге Галину совсем не радует путешествие в Москву, она стремиться поскорее его забыть и вернуться в свою стихию, к привычной работе.
        И в этом виден какой-то полный драматизма разрыв, не состыковка между жизнью, чаяниями обычного человека и устройством большого, внешнего в его восприятии мира.
        В рассказе «Измена» Лиза терзает и буквально изводит себя подозрениями и ревностью к супругу. В итоге он оказывается порядочным человеком и любящим мужем. Но что бы понять это и снова воссоединится, им приходится пройти через множество страданий. При этом относительно благополучное завершение рассказа не особенно радует. Ведь большую часть жизни они прожили без любви и согласия, а могли бы…
        Рассказ «Иветта, Лизетта, Мюзетта…» поражает достоверностью описания трагической гибели отца многочисленного семейства. И трудно в чем-либо упрекнуть погибшего Павла кроме неосмотрительности, неосторожности. Просто так получилось…
        Одним из персонажей рассказа «Живёт моя отрада» является Василиса Андреевна, домашний тиран, жестокий и бескомпромиссный человек. В конце концов, она терпит, по крайней мере, моральное поражение. Но многие беды по её вине уже свершились, и не исключено что последуют и новые.
        В рассказе «Ненависть» потрясающе описаны духовные переживания и метания Валентины, на которую неожиданно свалились заботы о больном и беспомощном отце.  Он бросил её и сестру ещё в детстве и не вызывает у Валентины никаких чувств, кроме отвращения и ненависти.
        Рассказ «До полного!» несколько отличается от других произведений автора неожиданными поворотами сюжета и напоминает читателям, о том, что Анастасия Астафьева успешна и в жанре детектива.
        Заключительный рассказ «Хуже татарина» радует уже тем, что в нём не происходит ничего ужасного. По-моему замечательно, что он помещен в конце книги, что позволяет читателю плавно выйти из напряженного и полного трагедий мира описанного в  сборнике. По сюжету главная героиня, невероятно добрая и нежелающая никого обидеть женщина, в конце концов, избавляется от нежеланной гостьи – аферистки Тамары. В жизнь бывшей учительницы –  Анастасии Васильевны, возвращаются покой и гармония. А поскольку она пишет стихи то и рассказ и весь сборник завершаются бодрым и жизнеутверждающим стихотворением.
        Здесь я упомянул не все произведения, а только те, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление при первом прочтении.То есть, руководствовался чисто субъективным фактором. Конечно рассказы  «Дом»,  «Тёмная ночь», «Давай поженимся», «Слеза Кабирии» заслуживают не менее пристального внимания.
        Тем более что рассказ «Тёмная ночь» принёс автору первую премию на Международном конкурсе «Линия фронта», посвященном 75-летию Победы, в номинации «Проза».
        Герои произведений и окружающая их обстановка представлены в рассказах сборника «Для особого случая» чрезвычайно ярко, зримо и выпукло. Но Анастасия Астафьева выступает здесь не только как большой художник.  Изображение действительности ненавязчиво включает в себя и моральную оценку происходящего. Иногда это проявляется в том, что герои рассказов, живущие в несоответствии с вечными ценностями и этическими нормами, терпят поражение. Иногда нравственная составляющая произведений не столь очевидна и читателю предстоит подумать над этим.
        Отделить художественные образы от проявлений авторской позиции не просто. Но, по-моему, моральная оценка происходящего, в той или иной форме или степени, присутствует в каждом произведении сборника. И это отражает гражданскую позицию автора полную гуманизма и сострадания.