Путешествие в ретро

Лилия Гадель
Города, о которых редко услышишь в новостях, кажутся нам скучными и ничем не примечательными. Есть ошибочное мнение, что все самое интересное можно найти только в мегаполисах и крупных миллионниках. А чаще всего именно в провинциальных тихих городках есть удивительные люди, роскошные места, глубокая история.

Недалеко от Сарапула живет Ильхам Ильгизович Фаррахов, который известен жителям Сарапульского района во многих ипостасях: когда-то начальник транспортного цеха, затем директор завода, потом депутат городской Думы. Со всеми должностями и работами этот подтянутый высокий человек справляется отлично, на все  хватает энергии, знаний и желания достигать поставленных целей. Может быть, еще и потому что кроме работы есть у Ильхама Ильгизовича настоящее страстное увлечение, которое он пронес через всю жизнь – автомобили. Представляете, в 6 лет маленький Ильхам уже водил отцовскую машину! В семейном архиве есть фотография, с которой широко улыбается, крутя баранку, будущий большой и важный человек. После школы механический техникум, потом Казанский авиационный институт и долгая трудовая деятельность на Сарапульском электро-генераторном заводе, директором которого Ильхам Ильгизович являлся несколько лет до выхода на пенсию.

Еще подростком, в восьмом классе, Ильхам смог разобрать старый отцовский ГАЗ-69, привести все в порядок и собрать заново. Удивительно, но эта машина до сих пор существует, Ильхам Ильгизович подарил ее в коллекцию своему другу-однокласснику, который тоже интересуется ретро-автомобилями.
Первым автомобилем в коллекции стал ГАЗ-51, который привезли из Глазова в довольно запущенном состоянии, всю конструкцию пришлось перебрать до рамы и восстановить до первозданного вида. Сейчас эта машина часто используется для хозяйственных нужд. Потом в коллекции появились и другие грузовики, автомобили военного времени, мотоциклы 30-х годов, «легковушки», а так же БТР и самая настоящая пушка. «У каждой машины свой характер, норов, к каждой нужен свой подход. Может и не завестись, надо смотреть, что подтянуть, подкачать, поговорить, тогда она послушает», - говорит коллекционер. Все машины «на ходу» и регулярно участвуют в парадных расчетах различных городских и республиканских мероприятий, привлекая и детей, и взрослых. Владелец коллекции содержит свой автопарк в идеальной чистоте, но пока они стоят на улице, в скором времени планируется построить ангар, чтобы защитить всю эту красоту и свои труды от сюрпризов погоды.

Сейчас в коллекции Ильхама Ильгизовича Фаррахова 25 автомобилей. Перечисление лишь некоторых экспонатов вызывает восторг и трепет: ГАЗ М20 (начала выпускаться с 1946г.); ГАЗ М1 (выпускалась в 1936-1942гг. и очень похожа на современный Crysler PT Cruiser) выглядит компактной, но очень просторна и удобна внутри; легендарный УралЗИС-5 (выпуск с 1933 по 1948г.), на этой машине возили продукты и техническое снабжение во время блокады Ленинграда; есть в коллекции  и его потомок доработанный УралЗИС-355; мощно и устрашающе выглядит один из первых БТР-60 (выпускался с 1960 по 1976г.), к тому же это еще и плавучая единица боевой техники, способная переплыть Каму. Имеется и знаменитая «Победа», которую пришлось восстанавливать целый год, т.к. работа была кропотливая, пришлось долго искать многие мелкие детали. Красочно выглядит авто-инсталляция из фильма «Берегись автомобиля»: мотоцикл М-72 (выпускался с 1941 по 1960г. и принял на себя все тяготы войны) и красавица Волга ГАЗ-21, этот дуэт пока находится в «ремфонде» и ждет своего часа. Очень современно выглядит всем известный ГАЗ-67, выпущенный в 1941 году, который все знают по военным фильмам как открытый автомобиль, на котором по воинским частям ездили маршалы и генералы. А еще в ряду грозных народных автомобилей, на которых ездили председатели советских колхозов, есть небесно-голубая красотка BMW-321 выпуска 1938 года. Удивительно прекрасно сохранившийся экземпляр, почти все «родное», можно садиться и ехать. Это подарок семьи бывшего мэра Сарапула, он тоже был любитель ретро-автомобилей. Хочется еще отметить очень странную конструкцию:  то ли большой мотоцикл, то ли кузов на колесах с названием Тапир. Оказывается, это единственный в мире опытный экземпляр ижевского завода ИжМАШ (сейчас концерн им.Калашникова), который выпустили перед самой ликвидацией мото-производства. Предполагалось, что данное средство передвижения будет использоваться в сельском и приусадебном хозяйстве, в деревенских условиях. Для сегодняшних фермеров просто идеальное транспортное средство: к нему можно присоединить любые сельхоз инструменты и агрегаты, можно возить что угодно в кузове. 

Разбор и ремонт каждого экспоната трудоемкий и долгий процесс, детали ищутся по закромам заводов с помощью знакомых, по форумам и клубам. «Все зависит от того, в каком состоянии машина пришла, поэтому процесс может занимать от месяца до года. Но когда машина готова и заводится, то от радости все трудности и потраченное время сразу забываются», - признается Ильхам Ильгизович. Ретро-автомобили, конечно, главная любовь и гордость хозяина гостеприимного дома под Сарапулом. Но в самом доме есть своеобразный «исторический этаж», в подвальном пространстве есть «живой» музей истории и быта. А живой он потому, что среди коллекции самоваров, флагов, настольных ламп, утюгов и многого другого можно жить и отдыхать, словно переместившись на 50-80 лет назад во времени. Совершенно удивительные предметы домашней коллекции – прототипы сегодняшних мобильных телефонов: американский и советский полевые телефонные аппараты 1941 - 1942 года производства, работающие (до сих пор!) без источников питания. 

Казалось бы, всего лишь необычное, интересное хобби. Есть у человека увлечение и возможность им заниматься.  Возможно, так и было бы, если бы наш коллекционер был обычным человеком. Для героя нашей статьи автомобили и другие вещественные «свидетели эпохи» – это история страны и людей, это материальное воплощение человеческой мысли, это судьбы и жизни, частью которых стали вот эти «железные кони», флаги, самовары, телефоны. Поэтому так тщательно собирает Ильхам Ильгизович документы и свидетельства, планирует сделать подробный каталог -  автору коллекции важно детально знать историю каждой единицы, чтобы рассказать и показать это все новым поколениям. Детям и подросткам интереснее изучать, запоминать и воспринимать исторические факты, когда можно потрогать вот такие роскошные настоящие предметы. Как депутат, патриот, татарин, отец двоих взрослых детей, Ильхам Ильгизович активно участвует в патриотическом воспитании подрастающего поколения, организует мероприятия и встречи в школах и общественных организациях.