Плёс. Первые впечатления от санатория Актёр-Плёс

Алла Валько
               
                Из серии "В России в 2019". Глава 8

      
Когда в управлении социальной защиты населения нашего района мне предложили путёвку в санаторий в городе Плёсе, я очень обрадовалась, так как  давно хотела посмотреть, как живут люди в глубинке. Я знала, что этот город расположен на берегу Волги и тесно связан с именем великого художника Исаака Левитана, поэтому стремилась попасть туда всей душой. Проезд на поезде, как и сама путёвка, у меня были бесплатными, но если время отправления поезда из Москвы в 10 часов вечера было для меня вполне приемлемым, то прибытие в город Иваново в 5 часов утра - весьма неудобным. После дороги мне предстоял трудный день.
 
Наше купе оказалось полностью заполненным: три женщины направлялись в тот же санаторий, что и я, а четвёртая ехала до конечного пункта - города Кинешмы. Поскольку я заблаговременно, за три месяца, приобрела проездные билеты, то мне удалось получить нижнюю полку, а две мои другие попутчицы, ехавшие в санаторий, были вынуждены довольствоваться верхними полками. Все мы были дамами далеко не молодыми, причём одна из нас отличалась излишней полнотой, поэтому взбираться ей на верхнюю полку было весьма некомфортно. Когда мы познакомились друг с другом и разговорились, эта дама поделилась с нами, что после приобретения билета на поезд она обратилась в социальную службу с претензией на неудобства, связанные с поездкой, на что получила ответ: «А что Вы ещё хотите, если Вам обеспечен бесплатный проезд?» Возразить что-либо на это она не смогла.

В купе было безумно жарко, так что заснуть мне не удалось. Наш поезд остановился в Иваново на несколько минут. Когда проводник открыла дверь вагона, то, не обнаружив платформы, которая позволяет пассажирам не спускаться из вагона по крутым ступенькам, я с ужасом подумала, сумею ли справиться на этих ступеньках со своим чемоданом. Моей первой мыслью была: «Ну, и средневековье!» Однако выбирать не приходилось, и кое-как преодолев это препятствие, я с чемоданом стала перешагивать через рельсы нескольких параллельных путей, чтобы выйти на привокзальную площадь. Мои испытания начались!

Когда я подошла к автобусу, отправлявшемуся в санаторий, он был уже полностью заполнен, так что мне и моим попутчицам пришлось ждать прибытия следующего автобуса. Я опасалась, что забронированный мною одиночный номер может быть отдан кому-нибудь другому, поэтому очень расстроилась. К счастью, старший менеджер по продажам путёвок санатория физическим лицам Элла Владиславовна оказалась верной своему слову, и номер на одного человека я-таки получила, доплатив всего лишь 5400 рублей за 18 суток. Это мне показалось сущим пустяком по сравнению с суммой 22900 рублей, которую мне пришлось заплатить три года назад в санатории «Ерино» за номер, в котором было совершенно невозможно жить.

Наш автобус остановился на территории санатория «Плёс», и я увидела невысокое здание, в котором располагались столовая и бар. В соседнем здании – библиотека и концертный зал. Жилые номера, кабинеты врачей, дежурной медсестры располагались в шестиэтажном здании, производившем впечатление гораздо более современного здания. Раньше это был дом отдыха ВТО «Актёр». Процедурные кабинеты находились в соседнем здании, связанном с главным корпусом переходом.

Санаторий находится на улице Ленина, протянувшейся вдоль Волги. Улицу отделяют от реки лишь узкая полоска кустарников и деревьев. На самой территории санатория зелени не очень много, но все растущие здесь деревья создают роскошную панораму.
 
Мой номер оказался вполне приличным, он был расположен на втором этаже, достаточно чистый, со всеми удобствами: душем, туалетом, холодильником, телевизором, лоджией. Единственное, что меня сразу огорчило, - это вид из окна не на Волгу, а на подножие холма, причём и это было бы не так плохо, если бы взору не открывался вид на трубы и мусор вокруг них.

Другим обстоятельством, которое произвело на меня весьма негативное впечатление, было множество мух как в самом номере, так и в корпусе санатория. В первый день я убила 15 штук, во второй – 10, а потом стала следить за тем, чтобы они вообще не залетали в мою временную обитель. Однако полностью исключить их присутствие мне так и не удалось. Однажды я сидела возле кабинета врача, дожидаясь своей очереди приёма. Подошла к окну и поразилась обилию дохлых мух на подоконнике между рамами. Такого обилия этих насекомых я никогда раньше не видела.

На территории санатория регулярно устраивались ярмарки, на которых продавались товары и продукты преимущественно местного производства: носки, чулки, вышитые полотенца, одежда, обувь. Я купила вязаные носки из крапивы, согревающие ноги, вышитые крестиком скатерти – для себя, дочери, членов её семьи и моих друзей из Украины, ныне живущих в Санта-Барбаре. В другой раз приобрела белые кроссовки.

Моим лечащим врачом стала главный врач санатория Наталия Игоревна Дугина, кандидат медицинских наук. Это была молодая, примерно сорока с небольшим лет женщина, высокого роста, крупная, с симпатичным лицом. Она напоминала мне большого пупса. Уроженка здешних мест, она говорила с характерным оканьем, что в её устах звучало очень гармонично. Мой доктор производила впечатление профессионала в своей специальности, была внимательна и отзывчива. Поскольку в то время я ещё не оправилась от очередного бронхита, то Наталья Игоревна не назначила мне каких-либо водных процедур, да я и не возражала, поскольку погода была уже далеко не летней. Мне были назначены магниты, ингаляции, лечебная физкультура, кислородный коктейль, фиточай, ароматерапия, Д’Арсонваль на голени. Все медсёстры, выполнявшие предназначения врача, были вежливы и предупредительны.
 
Процедура с магнитами поразила меня. Она состояла в том, что меня в одежде полностью укутывали тяжеленным одеялом, к которому были прикреплены магниты. В таком положении я находилась 20 минут.
Кислородный коктейль был назначен всем отдыхающим в санатории, поэтому поначалу медсёстры не могли справиться с большим числом пациентов. Создавались огромные очереди. Но вскоре сёстры научились быстро насыщать фруктовые коктейли кислородом из баллонов, взбивая фруктовую пену, так что в дальнейшем очереди за этой вкусной процедурой не создавались.
Из всех назначенных процедур мне особенно понравилась ароматерапия. Мы занимали места в кабинете, медсестра включала медитативную музыку и распыляла ароматы, которые она чередовала друг с другом. Все успокаивались, и в течение получаса наслаждались тишиной, тихо звучавшей музыкой и ароматами, некоторые из присутствующих засыпали.

А вот лечебная физкультура мне не доставляла удовольствия, несмотря на то, что я всегда любила эти занятия. С некоторыми группами наш инструктор проводил занятия в положении сидя на стуле. Эти занятия казались мне слишком лёгкими, не приносящими какой-либо пользы. Особенно, когда он предлагал нам делать упражнения с пальцами. Когда однажды я спросила его о цели этих упражнений, он ответил, что они способствуют развитию мышления. Мол, к старости мы начинаем плохо соображать, так вот эти упражнения тренируют наш мозг. Я пока на свою способность соображать не жалуюсь, поэтому постаралась попасть на занятия в другую группу. И вот тут дело у меня не пошло. Мы делали упражнения на полу, и многие из них были связаны со скручиванием корпуса, заведением нога за ногу лежа на животе, и я чувствовала себя  совсем некомфортно. Я пришла к выводу, что на этих занятиях мне не удастся найти золотой середины.

Меня привлекало в этом санатории, как об этом было сказано в проспекте, наличие в местных скважинах минеральной воды, благодаря которой я надеялась улучшить деятельность своего желудочно-кишечного тракта. Однако мои ожидания не оправдались, ибо воду в санаторий доставляли цистернами, но, самое главное, она оказалась не лечебной, а слабительной. Правда, всё зависело от количества выпитой жидкости. Эту воду заливали в баки, установленные на каждом этаже, и отдыхающие самостоятельно наливали её в свою посуду. Я не могла бы поручиться за качество и свежесть этой воды, но пила её в надежде, что её положительные свойства всё же обеспечат мне нужный эффект.

Но все мои негативные впечатления вмиг испарялись, когда я выходила на берег Волги. Эта река всегда имела и по сей день имеет для меня сакральный смысл. Я не могла налюбоваться на её водную гладь, её лёгкий, как шелест листьев, прибой, не сравнимый с рокотом прибоя Тихого океана в Калифорнии.

Особенно хороша Волга на закате, когда солнце освещает её противоположный, более низкий, берег, территория которого относится уже к Костромской, а не к Ивановской области. На закате перед глазами возникает незабываемая,   удивительно красивая, чуть ли не сказочная картина. А если в это время по Волге плывёт круизный теплоход, или катер, или даже баржа, то от этого зрелища просто невозможно отвести глаз.

Официально действующего парома, чтобы перебраться на другой берег, здесь нет. Переправу можно было заказать у частных перевозчиков, владельцев катеров. Стоило это удовольствие 300 рублей.

Ещё будучи в Москве, я надеялась каким-либо речным рейсовым транспортом добраться до Костромы, чтобы забрать в Издательском доме Максима Бурдина альманах «Писатели русского мира: XXI век», в котором в 2019 году был опубликован мой очерк. Издательство предлагало мне выслать альманах в Москву почтой, за что требовалось заплатить 500 рублей, но мне было жаль тратить деньги подобным образом. Поскольку Плёс значительно ближе к Костроме, чем Москва, то я решила совместить полезное с приятным: забрать альманах и познакомиться с новым для городом, в котором побывала лишь однажды на экскурсии, когда в более молодые годы плыла на круизном теплоходе из Москвы до Астрахани и обратно.
 
Однако прямого речного сообщения между Плёсом и Костромой не было. И хотя расстояние между ними по трассе составляет всего лишь 74 км, а по прямой - 49 км, при этом нет и прямого автобусного сообщения. Желающим попасть из Плёса в Кострому сначала нужно добраться до Приволжска и лишь там сесть на автобус, идущий в Кострому. Добраться по реке до Костромы можно было частным образом, но это стоило баснословных денег.

Жители городка и многочисленные туристы часто, особенно в летне-осенний период, могут наблюдать плывущие по Волге большие круизные теплоходы: «Семён Будённый», «Лунная соната» и другие. Однажды к причалу подошли сразу четыре теплохода: «Волховъ». «Созвездие», «Капитан Пушкарёв» и «Хирург Разумовский». Они пришвартовались один к другому. По трапам с этих теплоходов на прогулку по городку спустились сотни туристов, спешивших познакомиться с его достопримечательностями и отведать его знаменитые деликатесы: копчёную рыбу в её разных видах – и посетить всемирно известные музеи.
 
Среди приехавших туристов я увидела двух совсем не худеньких женщин, сидевших на лавочке возле пристани. В руках у них были пирожки - знаменитые углы с копчёным лещом. Я поздоровалась с ними и поинтересовалась, нравятся ли им этот местный деликатес. Они с пониманием отреагировали на мой интерес к ним и сказали, что пирожки очень вкусные, но они только что отобедали на теплоходе, и есть им совсем не хочется, но купили их, чтобы по достоинству оценить местную кулинарную достопримечательность. Я увидела, что им действительно с трудом удаётся впихнуть в себя эти пирожки.

Я с удовольствием ежедневно совершала прогулки по городу, стремясь уловить его дух и ритм, стараясь понять, чем живут его жители, каковы условия их жизни. В санатории постоянно проводились коллективные пешие прогулки по городу и его окрестностям, экскурсии в многочисленные музеи, а также поездки в города Иваново, Приволжск, Кострому.

В первые же дни нашего пребывания в санатории нам продемонстрировали в зрительном зале фильмы об истории города и его гордости и славе - Левитане. Нам показали виды Плёса, расположенного на правобережных холмах Волги, в устье речки Шохонки. Согласно педагогу и лексикографу Александру Преображенскому, название города сродни понятию «место, где плескает», так как в плёсах небольшая волна всегда спешит к берегу. Позже утвердилось понятие о Плёсе как об «отрезке реки от поворота до поворота». Город включён в перечень исторических поселений федерального значения и  входит в четвёрку самых посещаемых туристами малых городов России. Промышленных предприятий в нём нет.

В этих фильмах я снова увидела также множество известных картин художника, и мне вспомнилась Ночь кино в Москве, которую я вместе со своей приятельницей Вероникой провела в Третьяковской галерее, наслаждаясь творчеством Левитана и других великих русских художников.

Однажды во время сеанса показ художественного фильма внезапно прекратился. Мы жаждали продолжения, но оказалось, что в этот день механик отсутствовал, и его должен был заменить другой человек. Однако он понадеялся на то, что ему не придётся вмешиваться в процесс демонстрации фильма, и он ушёл на свою вторую работу. В этот раз нам пришлось расстаться с надеждой досмотреть фильм до конца.

Однако подобные мелкие неприятности с лихвой окупались теми впечатлениями, которые мы получали на экскурсиях в музеи и в поездках в другие города.

Продолжение следует.