Герой Советского Союза убит в баку 8

Серафим Григорьев -3
 






                З и я  и  Т а и р а  Б у н и я т о в ы




   А как же "п р о д о л ж е н и е с л е д у е т"? Наверное опечатка.
Удалось выяснить, за что его убили и понёс ли кто-нибудь за это наказание? (Владимир Врубель)*
   
   Мне приходится менять курс после такого замечания короля сайта Проза.ру и ответить на его вопрос, иначе я – трус или боюсь.
   А начинался мой небольшой цикл публикаций на сайте с описания форума 300 (трехсот) Героев Советского Союза и Полных кавалеров ордена Славы, который организовал мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак (см.  «Герой Советского Союза убит в Баку»).
   Владимир, делаю «К о н е ц  ф и л ь м а-2».
   Банкет фронтовиков, которые познали славу и почет в Советском союзе, продолжается с песнями и плясками, которые прерываются поднятыми гранеными стаканами (художественный замысел режиссера торжества – погружение в атмосферу военных лет).
   В разгар мероприятия, когда песенная группа ансамбля Ленинградского военного округа начинает знаменитую когда-то песню «Парень хороший», на куплете:
Парень хороший, парень хороший, вот он - тут как тут.
Все его любят, все его хвалят не без основанья!
Парень хороший, парень хороший, как тебя зовут?
-По-армянски - Ованес, а по-русски - Ваня…
Герой Советского Союза «кавказской национальности» вскакивает и делает подтанцовку типа армянского «Шалахо».
   Зия Буниятов подзывает официанта и передает заветный коньяк «Бакы» на столик армянина. В ответ получает две бутылки трехзвездочного коньяка «Арарат». Много раз приходилось это видеть в кабаках Мурманска – типа «алаверды» или «гай-гуй». Вот были годы, к тому же «корабль – одна семья».
 Дело доходило до 16 (шестнадцати) бутылок, больше этого количества официанты не принимали к обмену любезностями. Был я во многих странах и нигде не видел подобного обычая.
   -  В СССР нередко шутили, что Героями Советского Союзами стали так много армян, потому что автором эскиза Золотой Звезды стал армянин же - знаменитый архитектор 30-х годов Мирон Мержанов (Мержанянц)! – шутит со сцены конферансье.
   Однако наступили другие времена. З и я  Б у н и я т о в: В свое время Гейдар Алиев, еще когда был членом политбюро, говорил: «Академик Буниятов пытается вытащить краеугольный камень из монолитного здания дружбы народов»…  все республиканское руководство, все секретари были против меня. Потому что я правду всегда в лицо говорю… у меня в Армении два в н у к а… А я – «агент Москвы»…надо посмотреть, какая у него кровь…
   Этого выдающегося азербайджанца ненавидели все армяне мира, но убили его мусульмане – ПОЗЖЕ В США БЫЛ УБИТ ЕГО ВНУК… Вот что он сам говорил о своих предках: «Мой отец азербайджанец, мать – русская…. Мое настоящее имя Зиявуддин, мой отец- шейх Муса, дед – шейх Масум, дед моего отца – шейх - Мехти и т.д . Я исследовал свою родословную по документам и выяснил, что 15 поколений моих предков со стороны отца были шейхами, узнал их имена… Моя фамилия происходит от имени моего деда в 15 поколении, которого звали Бунед»… А мать – русская Раиса Гусакова.
  Напоминает  “Сумерки идолов, или как философствуют молотом” (Фридрих Ницше), или «Между молотом и наковальней» (Фридрих Шпильгаген).
   *Учеба Зия Буниятову доставляла ему истинное удовольствие. Он успевал по всем предметам: большим подспорьем стала обширная отцовская библиотека. Единственное, что «портило» его по-настоящему блестящий табель - это четверка по поведению, что по тем временам означало – мальчик рос отпетым хулиганом. По прошествии многих лет он сам со смехом вспоминал случай: как-то зимой Зия, который хорошо разбирался в электричестве, шутки ради отключил в школе свет, тем самым сорвав занятия. Надо сказать, что шутника долго искать не пришлось: кроме него так набедокурить не мог никто. Руководство школы на этот раз прощать его не стало: вызвали отца, кара которого была жестока и унизительна. По возвращении домой отец выпорол сына так, что всю оставшуюся жизнь Зия не мог забыть этой трепки: «после этой экзекуции я стал куда тише: если бес, сидевший во мне, давал о себе знать, подбивая на новый «подвиг», я уже не шел на него с прежней легкостью и бесшабашностью, а задумывался, потирая место, которое почему- то отвечает за все».
   Однако серьезные занятия в школе не лишили Зию возможности и желания развиваться физически. Сколько радости доставляли ему военно-патриотические игры, где он мог с успехом реализовывать, уже тогда заметные таланты лидера. Не остались без внимания и бег, и прыжки в длину, и волейбол - благодаря всем этим увлечениям Зия окреп, возмужал, стал заметным спортсменом в школе, а потом и в городе. Еще одной страстью будущего героя стала стрельба, и в этом искусстве Зия мог совершенствоваться бесконечно долго. По его словам, значок «Ворошиловский стрелок» стал пределом его мечтаний.
   По окончанию школы Зия решил поступить в Бакинское пехотное училище. Как и многие юноши того времени, Зия накинул себе пару лишних годков, чтобы быть допущенным к вступительным экзаменам. Высокий рост, широкие плечи, цепкий ум легко помогли скрыть обман.
   Из воспоминаний Буниятова: Немец был со мной одного роста, но крупнее, старше и напористее. В нас была обоюдная ненависть, А еще - желание выжить, победить. Я старался вырваться из его цепких рук, в голенище сапога у меня был нож, и это придавало мне сил. Отчаявшись, я укусил немца за ухо, крепко сжав зубы: закричав от боли, он разжал руки, и я успел выхватить нож. В свой удар я вложил всю ненависть, все свои последние силы. Немец обмяк, придавив меня своим тяжелым телом. Теряя сознание, проваливаясь в мягкую темноту, сквозь пелену однообразного шума я услышал крики моих солдат: «Командира убили!». Очнулся в госпитале. Несколько минут лежал, не понимая, где я нахожусь. Память медленно возвращалась ко мне. И вдруг я почувствовал, что во рту у меня что-то есть: разжав плотно сжатые, спекшиеся от крови зубы, я выплюнул кусок уха, зажатый во рту.
   Его товарищи были в некотором недоумении, когда герой Советского союза капитан Зия Буниятов вдруг изъявил желание оставить военною службу и направился в Москву для поступления в институт востоковедения. Арабский язык он знал еще с детства, и поэтому ему не составило особого труда поступить на арабское отделение этого вуза, в стенах которого он и встретил Любовь всей своей жизни - Таиру.
   Впрочем, роман завязался не сразу - сама Таира так вспоминает об этом в своей книге: «Я просто боялась его. Он неожиданно возникал передо мной, загораживая дорогу - серьезный, неулыбчивый, молчаливый. Глаза его сверкали из-под темных бровей, обжигая меня голубым пламенем. Я же - хрупкая, маленькая, по плечо ему - замирая, поворачивала назад или молча обходила его, шла своим путем, стараясь держаться гордо и независимо.
   Когда в 1953 году на весь Союз гремело так называемое «дело врачей», Зия и тут не утерпел - моментально влез в казалось бы сугубо политическую интригу. Тогда еще совсем молодой, начинающий и очень талантливый журналист Юлиан Семенов оказался в эпицентре событий. Зия был младше его на несколько лет, но это не мешало им очень близко дружить еще до этого случая, и дружбу эту оба сохранили до конца своей жизни.
   Имея не одну возможность остаться работать в Москве, тем более что молодая семья вот-вот должна была получить там квартиру, Зия в очередной раз оказался непреклонен:
   - Я - азербайджанец, и должен жить и работать в Баку.
   Все уговоры Таиры не произвели на него впечатления, и Зия вернулся на Родину, где он с упоением вновь окунулся в работу. Молодого ученого с радостью приняли в академию Наук Азербайджана, в Институт истории старшим научным сотрудником, и параллельно он стал преподавать в университете. Таира же осталась в Москве с тайной надеждой, что муж одумается и вернется в столицу. (Таира Буниятова "Сильнее смерти").
* УЕФА расследует призывы пресс-секретаря ФК "Карабах" убивать "всех армян без разбора"


                п р о д о л ж е н и е  с л е д у е т

                предыдущее: http://proza.ru/2020/11/02/207

фото/инфа - Инет