Эдуарду Багрицкому - 125

Александр Азовский
3 ноября 1895 года родился Эдуард Багрицкий.
Тяжкая и горькая была у него жизнь. И задыхался он не только от астмы.
Евгений Евтушенко цитирует его строки, на которые отзывается своим стихотворением:
«Но если скажут: «Солги» – солги,
Но если скажут: «Убей» – убей». (Э. Багрицкий).

Как пахнет мёртвая романтика?
Её ногой не разотри.
Не очень это ароматненько.
Зажать бы враз обе ноздри.

Я знал их много, этих мальчиков.
Я, может, сам – один из них,
судьбой обманутых обманщиков,
мне ненавистных и родных.

Но не люблю я  к ним жестокости.
Тот, кто обманывался, тот –
примером краха, одинокости
потомков, может быть, спасёт…

Не делал я всё то, что велено,
а если даже верил в то,
что никому и мне не верило,
я не был рабское ничто.

Не убивал трусливой подписью
тех, кто звались у нас «враги»,
не позволял себе я подлости,
когда внушали мне: «Солги!»

И я свободу, как грамматику,
уча в ГУЛАГе по складам,
себе поклялся, что романтику
им в шалашовки не отдам.

Исколотый ножами, шпильками
в базарных сварах, как в бою,
я всё же Тиля Уленшпигеля
вослед Багрицкому спою!

(Евгений Евтушенко).

Горькая романтика 30-х годов – это когнитивный диссонанас, где Багрицкий оказался близким к Надсону.
Константин Паустовский вспомнил эпизод, связанный с поэтом Багрицким, который как-то в одесской чайной дал отпор наглому нищему.
Тот используя наглость, приловчился терроризировать зажиточных посетителей, вымогая у них съестное.
Однажды, увидев двух литераторов, он закричал:
– Когда у этих молодых людей проснётся совесть! Как они торопятся съесть брынзу, чтобы не отдать хоть часть её несчастному старику!

Багрицкий прижал руку к сердцу и проникновенно, с дрожью в голосе стал декламировать Надсона:

«Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,
Кто б ты ни был, не падай душой!..»

Наглый нищий стал отступать, удивлённо рассматривая поэта, который артистично возглашал:

«Верь: настанет пора, и погибнет Ваал,
И вернётся на землю любовь!»

Нищий осёкся, повернулся и  и побежал к выходу. 

В наше время попрошайки стали более продвинутыми.

Один такой «нищий» просит прохожего:
– Подайте на пропитание.
– Извини, друг, мелочи нет, у меня карточка.
– Вот из-за таких как ты мне пришлось мобильный терминал покупать. Давай сюда свою карточку!

Как говорится, комментарии излишни.